Принципы бюджетного учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы бюджетного учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 12.03.2024 по делу N 33-297/2024 (УИД 41RS0001-01-2023-007861-91)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате, взыскании премий, компенсации за неиспользованный отпуск, несвоевременную выплату заработной платы, морального вреда; 2) О признании приказа незаконным в части отсутствия в нем сведений о премии за многолетний и добросовестный труд.
Обстоятельства: Истец указала, что была уволена с занимаемой должности в связи с выходом на пенсию. При увольнении ей не в полном объеме выплачены причитающиеся при выходе на пенсию денежные средства.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что выплата данной премии не является безусловной обязанностью работодателя и не носит императивный характер, ее назначение истцу повлечет нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств с учетом доказанности факта хищения истцом средств учреждения, являются несостоятельными, поскольку основаны на иной оценке установленных по делу обстоятельств и неправильном толковании норм материального права.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате, взыскании премий, компенсации за неиспользованный отпуск, несвоевременную выплату заработной платы, морального вреда; 2) О признании приказа незаконным в части отсутствия в нем сведений о премии за многолетний и добросовестный труд.
Обстоятельства: Истец указала, что была уволена с занимаемой должности в связи с выходом на пенсию. При увольнении ей не в полном объеме выплачены причитающиеся при выходе на пенсию денежные средства.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что выплата данной премии не является безусловной обязанностью работодателя и не носит императивный характер, ее назначение истцу повлечет нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств с учетом доказанности факта хищения истцом средств учреждения, являются несостоятельными, поскольку основаны на иной оценке установленных по делу обстоятельств и неправильном толковании норм материального права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Управленческий учет и отчетность как инструмент повышения эффективности функционирования образовательных организаций
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)1) управленческий учет если и присутствует в образовательной организации, то он, как правило, ведется бухгалтерией по принципам, дублирующим бюджетный учет. Стремясь сблизить принципы ведения учетных систем, управленческий учет обычно ведут методом начисления, что не всегда приемлемо для принятия управленческих решений;
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)1) управленческий учет если и присутствует в образовательной организации, то он, как правило, ведется бухгалтерией по принципам, дублирующим бюджетный учет. Стремясь сблизить принципы ведения учетных систем, управленческий учет обычно ведут методом начисления, что не всегда приемлемо для принятия управленческих решений;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В частности, к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов; определение основ казначейского обслуживания; установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов; иные бюджетные полномочия (ст. 7 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В частности, к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов; определение основ казначейского обслуживания; установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов; иные бюджетные полномочия (ст. 7 БК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ
(ред. от 29.11.2014)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений"Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений.
(ред. от 29.11.2014)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений"Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений.
"МР 5.1.2134-06. 5.1. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы. Современные методы расчета затрат при переходе органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат. Методические рекомендации"
(утв. Роспотребнадзором 09.10.2006)4.2. БОР: внедрение принципов управленческого учета
(утв. Роспотребнадзором 09.10.2006)4.2. БОР: внедрение принципов управленческого учета
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Кроме того, в соответствии с п. 12.1.2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуры и принципах назначения (утв. Приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н) доходы от платежей при пользовании природными ресурсами отражаются в бюджетном учете по статье 120 "Доходы от собственности" аналитической группы подвида доходов бюджетов.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Кроме того, в соответствии с п. 12.1.2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуры и принципах назначения (утв. Приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н) доходы от платежей при пользовании природными ресурсами отражаются в бюджетном учете по статье 120 "Доходы от собственности" аналитической группы подвида доходов бюджетов.
Вопрос: Об исполнении судебного решения, предусматривающего зачет взаимных требований сторон, связанных с исполнением госконтракта, и отражении такой операции в бюджетном учете.
(Письмо Минфина России от 22.11.2024 N 02-07-08/117535)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение государственного казенного учреждения от 23.10.2024 по вопросу исполнения решения суда, которым был произведен зачет встречных требований между взысканной суммой фактически выполненных работ и суммой взысканной неустойки с подрядчика, а также отражения данной операции в бюджетном учете (далее - Обращение, ГКУ) и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 22.11.2024 N 02-07-08/117535)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение государственного казенного учреждения от 23.10.2024 по вопросу исполнения решения суда, которым был произведен зачет встречных требований между взысканной суммой фактически выполненных работ и суммой взысканной неустойки с подрядчика, а также отражения данной операции в бюджетном учете (далее - Обращение, ГКУ) и сообщает следующее.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Наблюдается тенденция сближения бюджетной классификации РФ с требованиями международных стандартов и введения интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений. Одновременно создаются законодательные основы для развития "управленческого" принципа построения и использования бюджетной классификации, позволяющего органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Наблюдается тенденция сближения бюджетной классификации РФ с требованиями международных стандартов и введения интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений. Одновременно создаются законодательные основы для развития "управленческого" принципа построения и использования бюджетной классификации, позволяющего органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике.
Вопрос: О начислении амортизации при передаче имущества муниципальной казны в аренду организации в целях бюджетного (бухгалтерского) учета.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Единые требования к бюджетному учету активов, классифицируемых нефинансовыми активами имущества казны, установлены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2021 N 84н (далее - Стандарт). Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н, других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Единые требования к бюджетному учету активов, классифицируемых нефинансовыми активами имущества казны, установлены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2021 N 84н (далее - Стандарт). Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н, других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)В сфере закупок внутренний финансовый контроль обеспечивает общее внутриорганизационное соблюдение внутренних стандартов, процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета использования бюджетных средств в процессе финансирования публичных закупок. Следовательно, внутренний финансовый контроль ориентирован на самостоятельную проверку заказчиками соблюдения соответствия финансовых процедур в рамках оплаты контрактного обязательства требованиям бюджетного законодательства.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)В сфере закупок внутренний финансовый контроль обеспечивает общее внутриорганизационное соблюдение внутренних стандартов, процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета использования бюджетных средств в процессе финансирования публичных закупок. Следовательно, внутренний финансовый контроль ориентирован на самостоятельную проверку заказчиками соблюдения соответствия финансовых процедур в рамках оплаты контрактного обязательства требованиям бюджетного законодательства.
Готовое решение: Как отразить дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности в учете учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Если дебиторская задолженность остается в учете после истечения срока исковой давности, это нарушает принцип достоверности отчетности и может расцениваться как искажение данных бухгалтерского (бюджетного) учета (ч. 1 ст. 13, п. 7 ч. 3 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете).
(КонсультантПлюс, 2025)Если дебиторская задолженность остается в учете после истечения срока исковой давности, это нарушает принцип достоверности отчетности и может расцениваться как искажение данных бухгалтерского (бюджетного) учета (ч. 1 ст. 13, п. 7 ч. 3 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете).
Статья: Современное состояние бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)В конце XX - начале XXI в. в России происходили существенные изменения в системе формирования учетно-аналитической и отчетной информации о деятельности субъектов сектора государственного управления под влиянием различных причин - перехода экономики от планово-административной к рыночной, изменения стратегии государственной бюджетной политики, изменения модели управления государственными финансами и объектами государственной собственности при переходе на принципы бюджетирования, ориентированного на результат. Следствием этого явилось развитие и усложнение системы бухгалтерского (бюджетного) учета как информационной модели институциональной единицы сектора государственного управления, функционирующей в условиях постоянно меняющейся внешней среды.
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)В конце XX - начале XXI в. в России происходили существенные изменения в системе формирования учетно-аналитической и отчетной информации о деятельности субъектов сектора государственного управления под влиянием различных причин - перехода экономики от планово-административной к рыночной, изменения стратегии государственной бюджетной политики, изменения модели управления государственными финансами и объектами государственной собственности при переходе на принципы бюджетирования, ориентированного на результат. Следствием этого явилось развитие и усложнение системы бухгалтерского (бюджетного) учета как информационной модели институциональной единицы сектора государственного управления, функционирующей в условиях постоянно меняющейся внешней среды.
Готовое решение: В каких целях осуществляется внутренний финансовый аудит и какие задачи решает
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы подтвердить достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, необходимо решить следующие задачи (п. 15 Федерального стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита"):
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы подтвердить достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, необходимо решить следующие задачи (п. 15 Федерального стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита"):
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также профильным ведомственным (внутренним) актам;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также профильным ведомственным (внутренним) актам;
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Изучение учетной политики дает возможность оценить основные принципы организации бюджетного учета в ревизуемом учреждении. При этом необходимо выявить соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству в области бюджетного учета и порядок ее выполнения в течение года.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Изучение учетной политики дает возможность оценить основные принципы организации бюджетного учета в ревизуемом учреждении. При этом необходимо выявить соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству в области бюджетного учета и порядок ее выполнения в течение года.