Принципы бюджетного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы бюджетного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации" БК РФ"Из содержания статей 28, 34 БК РФ следует, что одним из принципов бюджетного процесса является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 Конституции РФ"Отказывая в удовлетворении исковых требований А.И.А. и У. об обязании АМС Моздокского района РСО-Алания предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на выплату недоначисленной заработной платы за период с 2017 по 2019 годы, индексацию заработной платы за 2020 год и на выплату недоначисленной заработной платы за 2021 год, суд первой инстанции исходил из того, что ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 35, ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания, утвержденным решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 15 декабря 2021 года N 435, Уставом муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания, утвержденным решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания N 162 от 09 июля 2019 года предусмотрено, что составление проекта районного бюджета - исключительная прерогатива АМС Моздокского района РСО-Алания, внесение предложений о формировании бюджета района на следующий год или внесении изменений уже в утвержденный бюджет, является правотворческой инициативой, а вмешательство суда в бюджетный процесс не предусмотрено в рамках гражданского процессуального законодательства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)"Финансовое право", 2025, N 5
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)"Финансовое право", 2025, N 5
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
(ред. от 31.07.2025)установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 6)"Финансовое право", 2022, N 6
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 6)"Финансовое право", 2022, N 6
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Глава 21. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СТАДИИ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Глава 21. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СТАДИИ.
Статья: Особенности правового регулирования участия граждан в бюджетном процессе
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Принцип участия граждан в бюджетном процессе, содержание которого нормативно не детализировано, распространяет свое действие на правоотношения, в рамках которых определено, что граждане не являются участниками бюджетного процесса и не обладают бюджетными полномочиями.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Принцип участия граждан в бюджетном процессе, содержание которого нормативно не детализировано, распространяет свое действие на правоотношения, в рамках которых определено, что граждане не являются участниками бюджетного процесса и не обладают бюджетными полномочиями.
Статья: Формы участия граждан в бюджетном процессе
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Анализ содержания текста Закона о наказах показывает его соответствие общим принципам организации бюджетного процесса. Так, поскольку расходные обязательства обусловлены полномочиями публично-правового образования, то и "наказы избирателей должны относиться к полномочиям органов государственной власти Новосибирской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам ведения субъекта Российской Федерации" <2>.
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Анализ содержания текста Закона о наказах показывает его соответствие общим принципам организации бюджетного процесса. Так, поскольку расходные обязательства обусловлены полномочиями публично-правового образования, то и "наказы избирателей должны относиться к полномочиям органов государственной власти Новосибирской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам ведения субъекта Российской Федерации" <2>.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7
Статья: Реализация принципа разделения властей в бюджетном процессе субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края)
(Епифанов И.О.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11
(Епифанов И.О.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11
Статья: Об особенностях организационных бюджетных правоотношений
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Особый интерес представляют организационные отношения, которые усматриваются в бюджетном процессе, поскольку включают целую группу отношений, возникающих как по организации собственно бюджетного процесса как специфичной деятельности, так и иные организационные отношения, например координирующие действия участников бюджетного процесса; деятельность по информационному обмену; отношения, обеспечивающие реализацию принципов бюджетного процесса, и др.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Особый интерес представляют организационные отношения, которые усматриваются в бюджетном процессе, поскольку включают целую группу отношений, возникающих как по организации собственно бюджетного процесса как специфичной деятельности, так и иные организационные отношения, например координирующие действия участников бюджетного процесса; деятельность по информационному обмену; отношения, обеспечивающие реализацию принципов бюджетного процесса, и др.
Статья: Участие граждан в бюджетном процессе: опыт самообложения и инициативного бюджетирования
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2023, N 12)В контексте введения нового принципа участия граждан в бюджетном процессе, который до настоящего времени не получил своей детализации в рамках новой статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, отмечено, что ряд существующих институтов бюджетного права в сущности уже представляет собой формы участия граждан в бюджетном процессе, включая самообложение граждан и инициативное бюджетирование.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2023, N 12)В контексте введения нового принципа участия граждан в бюджетном процессе, который до настоящего времени не получил своей детализации в рамках новой статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, отмечено, что ряд существующих институтов бюджетного права в сущности уже представляет собой формы участия граждан в бюджетном процессе, включая самообложение граждан и инициативное бюджетирование.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)§ 2. Принципы бюджетного процесса в зарубежных странах
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)§ 2. Принципы бюджетного процесса в зарубежных странах