Принципы бюджетного права
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы бюджетного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Добросовестность в бюджетных правоотношениях: публично-правовая адаптация
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)В публикации исследуются особенности применения принципа добросовестности в рамках бюджетного права, отличающие упомянутый принцип от его реализации в гражданско-правовых отношениях. Анализируются различные модели поведения, демонстрирующие реализацию принципа добросовестности и показывающие специфичные признаки, свойственные ему в рамках бюджетных правоотношений. В работе предложена теоретическая классификация субъектов бюджетного права, отражающая их правовой статус и роль применительно к использованию бюджетных средств. Но основе проведенного исследования сделаны выводы об изменчивости и адаптивности принципа добросовестности, о его дуалистической природе, а также о специфическом свойстве проявления на трех разнородных уровнях взаимодействия различных субъектов бюджетного права.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)В публикации исследуются особенности применения принципа добросовестности в рамках бюджетного права, отличающие упомянутый принцип от его реализации в гражданско-правовых отношениях. Анализируются различные модели поведения, демонстрирующие реализацию принципа добросовестности и показывающие специфичные признаки, свойственные ему в рамках бюджетных правоотношений. В работе предложена теоретическая классификация субъектов бюджетного права, отражающая их правовой статус и роль применительно к использованию бюджетных средств. Но основе проведенного исследования сделаны выводы об изменчивости и адаптивности принципа добросовестности, о его дуалистической природе, а также о специфическом свойстве проявления на трех разнородных уровнях взаимодействия различных субъектов бюджетного права.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
(ред. от 31.07.2025)Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Основную роль играет федеральный бюджет, на долю которого приходится свыше 48% налоговых поступлений. Статья 31 Основного закона ФРГ закрепила перевес федерального права над правом земель. Статья 109 (абз. 1) Основного закона говорит о том, что "Федерация и земли самостоятельны и независимы друг от друга в отношении своего бюджетного хозяйства" <1>. Однако абз. 3 - 4 ст. 109 Основного закона закреплено следующее: именно Федерация устанавливает принципы бюджетного права как для Федерации, так и для земель; федеральный закон регулирует максимальные суммы, условия и последовательность выдачи кредитов территориальным корпорациям, обязательства Федерации и земель хранить в Федеральном банке Германии свои свободные активы. Вышеизложенное свидетельствует о безусловном приоритете Федерации в бюджетном законодательстве по сравнению с законодательством земель.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Основную роль играет федеральный бюджет, на долю которого приходится свыше 48% налоговых поступлений. Статья 31 Основного закона ФРГ закрепила перевес федерального права над правом земель. Статья 109 (абз. 1) Основного закона говорит о том, что "Федерация и земли самостоятельны и независимы друг от друга в отношении своего бюджетного хозяйства" <1>. Однако абз. 3 - 4 ст. 109 Основного закона закреплено следующее: именно Федерация устанавливает принципы бюджетного права как для Федерации, так и для земель; федеральный закон регулирует максимальные суммы, условия и последовательность выдачи кредитов территориальным корпорациям, обязательства Федерации и земель хранить в Федеральном банке Германии свои свободные активы. Вышеизложенное свидетельствует о безусловном приоритете Федерации в бюджетном законодательстве по сравнению с законодательством земель.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Ученые-правоведы не оставляют без внимания содержащиеся в БК РФ принципы. Так, например, Н.А. Саттарова рассматривает один из важнейших принципов бюджетного права - принцип эффективности использования бюджетных средств, содержащийся в статье 34 БК РФ. Основные тезисы сводятся к тому, что данный принцип необходимо развивать в ключе бюджетных правоотношений, а его реализация должна достигаться на всех стадиях бюджетного процесса <4>.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Ученые-правоведы не оставляют без внимания содержащиеся в БК РФ принципы. Так, например, Н.А. Саттарова рассматривает один из важнейших принципов бюджетного права - принцип эффективности использования бюджетных средств, содержащийся в статье 34 БК РФ. Основные тезисы сводятся к тому, что данный принцип необходимо развивать в ключе бюджетных правоотношений, а его реализация должна достигаться на всех стадиях бюджетного процесса <4>.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)2. Правовое закрепление единых и дифференцированных нормативов отчислений от налогов и сборов в нижестоящие бюджеты. В рамках второго компонента межбюджетные отношения развиваются более динамично, однако в целях повышения определенности и прогнозируемости доходов региональных бюджетов основной массив нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов составляют единые нормативы отчислений. Единство нормативов отчислений обусловлено принципом равенства бюджетных прав субъектов РФ и запрета дискриминации в вертикальных межбюджетных правоотношениях. В данном контексте под единством понимается географическое единство, или "одинаковость" нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты в пространстве независимо от плотности населения, социально-экономических, климатических и прочих параметров состояния региона. Единые нормативы отчислений преимущественно устанавливаются законами постоянного характера, несмотря на то что допускается их установление законами о бюджетах. Данный механизм позволяет стабилизировать межбюджетные отношения.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)2. Правовое закрепление единых и дифференцированных нормативов отчислений от налогов и сборов в нижестоящие бюджеты. В рамках второго компонента межбюджетные отношения развиваются более динамично, однако в целях повышения определенности и прогнозируемости доходов региональных бюджетов основной массив нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов составляют единые нормативы отчислений. Единство нормативов отчислений обусловлено принципом равенства бюджетных прав субъектов РФ и запрета дискриминации в вертикальных межбюджетных правоотношениях. В данном контексте под единством понимается географическое единство, или "одинаковость" нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты в пространстве независимо от плотности населения, социально-экономических, климатических и прочих параметров состояния региона. Единые нормативы отчислений преимущественно устанавливаются законами постоянного характера, несмотря на то что допускается их установление законами о бюджетах. Данный механизм позволяет стабилизировать межбюджетные отношения.
Статья: Проблемы соотношения категорий неэффективного использования бюджетных средств и нецелевого их использования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)<4> См.: Комягин Д.Л. Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина // Реформы и право. 2012. N 4. С. 21.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)<4> См.: Комягин Д.Л. Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина // Реформы и право. 2012. N 4. С. 21.
Статья: Современные проблемы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения деятельности органов государственного финансового контроля при реализации принципов эффективности, адресности и целевого характера бюджетных средств
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Верно замечено в литературе, что важнейшим инструментом решения задач государственной социально-экономической политики является бюджет <1>, поэтому обеспечение надлежащей реализации принципов бюджетного права: целевого и эффективного использования бюджетных средств - является актуальным и направлено на повышение эффективности социально-экономического развития государства, предотвращение ущерба бюджету в рамках осуществления контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений.
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Верно замечено в литературе, что важнейшим инструментом решения задач государственной социально-экономической политики является бюджет <1>, поэтому обеспечение надлежащей реализации принципов бюджетного права: целевого и эффективного использования бюджетных средств - является актуальным и направлено на повышение эффективности социально-экономического развития государства, предотвращение ущерба бюджету в рамках осуществления контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений.
Статья: К вопросу о специальных принципах института налоговой обязанности
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)<6> См., например: Кожушко С.В. Проблемы применения основополагающих (общих) принципов права и специальных принципов бюджетного права в деятельности судов // Актуальные проблемы административного и финансового права, посвящается 20-летию образования Российского государственного университета правосудия: сборник статей. Краснодар, 2018. С. 133 - 137; Козырин А.Н. Понятие, сущность, функции и принципы финансового права // Публично-правовые исследования: электронный журнал. 2016. N 4. С. 83 - 106; Цинделиани И.А. Принципы финансового права // Финансовое право. 2019. N 4. С. 3 - 9 и др.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)<6> См., например: Кожушко С.В. Проблемы применения основополагающих (общих) принципов права и специальных принципов бюджетного права в деятельности судов // Актуальные проблемы административного и финансового права, посвящается 20-летию образования Российского государственного университета правосудия: сборник статей. Краснодар, 2018. С. 133 - 137; Козырин А.Н. Понятие, сущность, функции и принципы финансового права // Публично-правовые исследования: электронный журнал. 2016. N 4. С. 83 - 106; Цинделиани И.А. Принципы финансового права // Финансовое право. 2019. N 4. С. 3 - 9 и др.
Статья: Бюджетно-правовые нормы как элементы системы бюджетного права
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Наиболее общий характер имеют такие отправные (исходные) бюджетно-правовые нормы, как нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-расчеты <12>. Нормы-дефиниции в системе бюджетного права закрепляют официальные определения правовых понятий и категорий, повышая эффективность действия норм-правил поведения. Так, для целей регулирования бюджетных правоотношений Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) устанавливает основные специальные понятия и термины, необходимые для единообразного применения бюджетного законодательства. Нормы-принципы бюджетного права с точки зрения позитивистского подхода содержат общие предписания, нормативно закрепляющие принципы бюджетного права, служат ориентирами для систематизации бюджетного законодательства и совершенствования системы бюджетного права. В отношении норм-принципов высказывается мнение, что отождествление принципов права и норм права недопустимо, поскольку "каждый из этих правовых феноменов носит регулирующие свойства, которые присущи только им, поэтому не может быть норм-принципов и других форм соединения их друг с другом, которые приводят к их отождествлению" <13>. Нормы-цели бюджетного права фиксируют цели, задачи, формы и средства правового регулирования бюджетно-правовых институтов и отношений. Нормы-расчеты бюджетного права устанавливают "цифровые показатели доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов" <14>, порядок расчета исходных данных для распределения межбюджетных трансфертов и другие количественные показатели.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Наиболее общий характер имеют такие отправные (исходные) бюджетно-правовые нормы, как нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-расчеты <12>. Нормы-дефиниции в системе бюджетного права закрепляют официальные определения правовых понятий и категорий, повышая эффективность действия норм-правил поведения. Так, для целей регулирования бюджетных правоотношений Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) устанавливает основные специальные понятия и термины, необходимые для единообразного применения бюджетного законодательства. Нормы-принципы бюджетного права с точки зрения позитивистского подхода содержат общие предписания, нормативно закрепляющие принципы бюджетного права, служат ориентирами для систематизации бюджетного законодательства и совершенствования системы бюджетного права. В отношении норм-принципов высказывается мнение, что отождествление принципов права и норм права недопустимо, поскольку "каждый из этих правовых феноменов носит регулирующие свойства, которые присущи только им, поэтому не может быть норм-принципов и других форм соединения их друг с другом, которые приводят к их отождествлению" <13>. Нормы-цели бюджетного права фиксируют цели, задачи, формы и средства правового регулирования бюджетно-правовых институтов и отношений. Нормы-расчеты бюджетного права устанавливают "цифровые показатели доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов" <14>, порядок расчета исходных данных для распределения межбюджетных трансфертов и другие количественные показатели.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Так, И.А. Цинделиани, выделяя институты принципов бюджетного права, отмечает, что само бюджетное право, находясь в тесном взаимодействии не только с институтами и подотраслями финансового права, но и иными отраслями права, создает возможность для образования пограничных институтов, прежде всего с гражданским правом, правовая природа которых требует дополнительного исследования и осмысления. Ученым справедливо отмечается необходимость обеспечения компромисса между публичными и частными интересами, в том числе путем использования уже отработанных в результате длительного и позитивного регулирования правовых институтов как в публичном, так и в частном праве <62>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Так, И.А. Цинделиани, выделяя институты принципов бюджетного права, отмечает, что само бюджетное право, находясь в тесном взаимодействии не только с институтами и подотраслями финансового права, но и иными отраслями права, создает возможность для образования пограничных институтов, прежде всего с гражданским правом, правовая природа которых требует дополнительного исследования и осмысления. Ученым справедливо отмечается необходимость обеспечения компромисса между публичными и частными интересами, в том числе путем использования уже отработанных в результате длительного и позитивного регулирования правовых институтов как в публичном, так и в частном праве <62>.
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)<10> Комягин Д.Л. Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина // Реформы и право. 2012. N 4. С. 19 - 31.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)<10> Комягин Д.Л. Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина // Реформы и право. 2012. N 4. С. 19 - 31.