Принципал по муниципальной гарантии
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципал по муниципальной гарантии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 378 "Прекращение независимой гарантии" ГК РФ"В пункте 13 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии от 05.06.2019, Президиум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что расходы на оплату независимой гарантии, понесенные принципалом исходя из сформулированных заказчиком требований к победителю торгов, обусловлены намерением общества вступить в договорные отношения, исполнить муниципальный контракт в полном объеме и получить за выполненные работы установленную муниципальным контрактом цену, за счет которой, помимо прочего, компенсировать упомянутые расходы. Однако, будучи некомпенсированными в связи с нарушением бенефициаром контрактных обязательств, ставшим причиной преждевременного прекращения договора подряда, такие расходы принципала являются его прямыми убытками, возникшими в результате неправомерного поведения бенефициара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства
(Афоничев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Следующим минусом выступает необратимость действий, связанных с изменением условий основного обязательства. Статья 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации говорит о том, что бенефициар и принципал не могут изменять условия при осуществлении надлежащего исполнения основного обязательства принципала перед бенефициаром на момент заключенного договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии между гарантом и принципалом без письменного согласия гаранта.
(Афоничев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Следующим минусом выступает необратимость действий, связанных с изменением условий основного обязательства. Статья 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации говорит о том, что бенефициар и принципал не могут изменять условия при осуществлении надлежащего исполнения основного обязательства принципала перед бенефициаром на момент заключенного договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии между гарантом и принципалом без письменного согласия гаранта.
Статья: Место государственных гарантий и страхования в стимулировании инвестиционной деятельности
(Анисимов Н.И.)
("Юрист", 2025, N 3)Государственная гарантия по российскому законодательству является одним из видов государственных долговых обязательств, который, однако, признается в научной литературе условным или потенциальным, а также вероятностным долгом <3>, так как подлежит оплате только в случае, если заемщик не выполнит свое обязательство перед кредитором. Согласно п. 1 ст. 114 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 <4> это способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение обязательств лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
(Анисимов Н.И.)
("Юрист", 2025, N 3)Государственная гарантия по российскому законодательству является одним из видов государственных долговых обязательств, который, однако, признается в научной литературе условным или потенциальным, а также вероятностным долгом <3>, так как подлежит оплате только в случае, если заемщик не выполнит свое обязательство перед кредитором. Согласно п. 1 ст. 114 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 <4> это способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение обязательств лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"В то же время при рассмотрении споров, связанных с государственными или муниципальными гарантиями, предоставленными после 31.12.2007, судам необходимо учитывать, что в соответствии с положениями новой редакции пункта 4 статьи 115 БК РФ, вступившими в силу с 01.01.2008, государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать как субсидиарную, так и солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала. Если государственная или муниципальная гарантия, предоставленная после 31.12.2007, не содержит условия о характере ответственности гаранта, то применительно к пункту 1 статьи 363 ГК РФ ответственность гаранта является солидарной.
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"В то же время при рассмотрении споров, связанных с государственными или муниципальными гарантиями, предоставленными после 31.12.2007, судам необходимо учитывать, что в соответствии с положениями новой редакции пункта 4 статьи 115 БК РФ, вступившими в силу с 01.01.2008, государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать как субсидиарную, так и солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала. Если государственная или муниципальная гарантия, предоставленная после 31.12.2007, не содержит условия о характере ответственности гаранта, то применительно к пункту 1 статьи 363 ГК РФ ответственность гаранта является солидарной.
Статья: Офшорные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предоставление в соответствии с БК РФ государственных (муниципальных) гарантий, за исключением государственных гарантий РФ, предоставляемых для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), не допускается в обеспечение исполнения обязательств иностранных юридических лиц, в том числе офшорных компаний, а также в случае, если бенефициарами по гарантиям (за исключением государственных (муниципальных) гарантий, предусмотренных ст. 115.1 БК РФ, государственных гарантий РФ, предусмотренных ст. 115.1-1 БК РФ) являются указанные юридические лица. Указанные иностранные юридические лица, в том числе офшорные компании, и российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%, не вправе являться принципалами и (или) бенефициарами по указанным государственным (муниципальным) гарантиям. Государственная (муниципальная) гарантия, предоставленная с нарушением требований п. 16 ст. 241 БК РФ, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от гаранта, бенефициара или принципала, а также договор о предоставлении такой гарантии ничтожны. Исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии, а также по государственной (муниципальной) гарантии, предоставленной с соблюдением указанных в настоящем пункте требований, но на момент предъявления требования об исполнении которой бенефициаром (за исключением бенефициара по государственной (муниципальной) гарантии, предусмотренной ст. 115.1 БК РФ, государственной гарантии РФ, предусмотренной ст. 115.1-1 БК РФ) и (или) принципалом является юридическое лицо, не соответствующее требованиям, указанным в абз. 1 настоящего пункта, не осуществляется. В случае если исполнение обязательств по такой гарантии было осуществлено в полном объеме или в какой-либо части, денежные средства, уплаченные по гарантии, подлежат возврату бенефициаром в соответствующий бюджет. Подтверждение соответствия юридического лица требованиям, указанным в абз. 1 п. 16 ст. 241 БК РФ, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. До такого подтверждения предоставление или исполнение государственной (муниципальной) гарантии не допускается (п. 16).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предоставление в соответствии с БК РФ государственных (муниципальных) гарантий, за исключением государственных гарантий РФ, предоставляемых для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), не допускается в обеспечение исполнения обязательств иностранных юридических лиц, в том числе офшорных компаний, а также в случае, если бенефициарами по гарантиям (за исключением государственных (муниципальных) гарантий, предусмотренных ст. 115.1 БК РФ, государственных гарантий РФ, предусмотренных ст. 115.1-1 БК РФ) являются указанные юридические лица. Указанные иностранные юридические лица, в том числе офшорные компании, и российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%, не вправе являться принципалами и (или) бенефициарами по указанным государственным (муниципальным) гарантиям. Государственная (муниципальная) гарантия, предоставленная с нарушением требований п. 16 ст. 241 БК РФ, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от гаранта, бенефициара или принципала, а также договор о предоставлении такой гарантии ничтожны. Исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии, а также по государственной (муниципальной) гарантии, предоставленной с соблюдением указанных в настоящем пункте требований, но на момент предъявления требования об исполнении которой бенефициаром (за исключением бенефициара по государственной (муниципальной) гарантии, предусмотренной ст. 115.1 БК РФ, государственной гарантии РФ, предусмотренной ст. 115.1-1 БК РФ) и (или) принципалом является юридическое лицо, не соответствующее требованиям, указанным в абз. 1 настоящего пункта, не осуществляется. В случае если исполнение обязательств по такой гарантии было осуществлено в полном объеме или в какой-либо части, денежные средства, уплаченные по гарантии, подлежат возврату бенефициаром в соответствующий бюджет. Подтверждение соответствия юридического лица требованиям, указанным в абз. 1 п. 16 ст. 241 БК РФ, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. До такого подтверждения предоставление или исполнение государственной (муниципальной) гарантии не допускается (п. 16).