Принцип вытянутой руки
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип вытянутой руки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Цены в сделках между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения должны соответствовать принципу "вытянутой руки" ("справедливой цены"). При этом цены в сделках между взаимозависимыми лицами соответствуют указанному принципу в случае, если такие цены признаются рыночными для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 22.11.2018 N 03-12-11/1/84261).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Цены в сделках между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения должны соответствовать принципу "вытянутой руки" ("справедливой цены"). При этом цены в сделках между взаимозависимыми лицами соответствуют указанному принципу в случае, если такие цены признаются рыночными для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 22.11.2018 N 03-12-11/1/84261).
Нормативные акты
"Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"
(Заключена в г. Сочи 14.11.2016)
(вместе с "Протоколом" (Подписан в г. Сочи 14.11.2016))d) осуществление деятельности через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей привычной деятельности и получают расчет напрямую на свой страх и риск, подвергаясь коммерческим рискам при заключении сделок с товарами и услугами на свой страх и риск. Однако когда деятельность такого агента полностью или практически полностью осуществляется от имени этого предприятия, его не следует считать агентом с независимым статусом в том случае, если сделки между данным агентом и предприятием не были заключены на основании принципа "вытянутой руки"; и
(Заключена в г. Сочи 14.11.2016)
(вместе с "Протоколом" (Подписан в г. Сочи 14.11.2016))d) осуществление деятельности через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей привычной деятельности и получают расчет напрямую на свой страх и риск, подвергаясь коммерческим рискам при заключении сделок с товарами и услугами на свой страх и риск. Однако когда деятельность такого агента полностью или практически полностью осуществляется от имени этого предприятия, его не следует считать агентом с независимым статусом в том случае, если сделки между данным агентом и предприятием не были заключены на основании принципа "вытянутой руки"; и
"Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"
(Заключено в г. Москве 13.10.2014)
(ред. от 08.05.2015)
(вместе с Протоколом (Подписан в г. Москве 13.10.2014))ii) менее 50% валового дохода лица в налоговом году выплачено или начислено прямо или косвенно лицам, которые не являются резидентами любого из Договаривающихся Государств, в форме платежей, подлежащих вычету для целей обложения налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, в Государстве, резидентом которого является это лицо (за исключением платежей за оказанные услуги или нематериальные активы, осуществляемых по "принципу вытянутой руки" при обычном ведении предпринимательской деятельности, и платежей по финансовым обязательствам перед банком, при условии что если этот банк не является резидентом Договаривающегося Государства, такие платежи причитаются постоянному представительству этого банка в одном из Договаривающихся Государств).
(Заключено в г. Москве 13.10.2014)
(ред. от 08.05.2015)
(вместе с Протоколом (Подписан в г. Москве 13.10.2014))ii) менее 50% валового дохода лица в налоговом году выплачено или начислено прямо или косвенно лицам, которые не являются резидентами любого из Договаривающихся Государств, в форме платежей, подлежащих вычету для целей обложения налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, в Государстве, резидентом которого является это лицо (за исключением платежей за оказанные услуги или нематериальные активы, осуществляемых по "принципу вытянутой руки" при обычном ведении предпринимательской деятельности, и платежей по финансовым обязательствам перед банком, при условии что если этот банк не является резидентом Договаривающегося Государства, такие платежи причитаются постоянному представительству этого банка в одном из Договаривающихся Государств).
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Применение Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Руководство) <5> в российской судебной практике, в разъяснениях налоговых органов, Минфина России демонстрирует признание Руководства источником мягкого права <6>; например, Руководство предлагает "общепринятые в международной практике подходы" для применения методов трансфертного ценообразования по трансграничным сделкам <7>, содержит "рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование)" <8>, используется налоговым органом для определения понятия "безопасная гавань" в целях трансфертного ценообразования по долговым операциям <9>, положения Руководства приводятся в обоснование позиции сторон в суде <10>. Признание Руководства источником "регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами" <11> в совокупности с приведенными выше основаниями позволяют обратиться к положениям Руководства для исследования рекомендаций по применению медианного значения рыночного интервала рентабельности (или рыночного интервала цен). Параграф 3.57 Руководства рассматривает ситуацию, в которой из выборки был определен рыночный интервал, но диапазон данных продолжает содержать некоторые дефекты сопоставимости, "которые не могут быть идентифицированы или количественно определены, следовательно, не могут быть скорректированы. В таких случаях, если диапазон включает значительное количество наблюдений, статистические инструменты, учитывающие центральную тенденцию сужения диапазона (например, интерквартильный интервал или другие процентили), могут помочь повысить надежность анализа". Российские правила устанавливают минимальное количество сопоставимых сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций) для определения рыночного интервала рентабельности - четыре, допускается использовать данные по меньшему количеству сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций), если такие сделки или организации отсутствуют (п. 3 ст. 105.8 НК РФ), а для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допускается использовать данные по одной сделке, если она является единственной сопоставимой сделкой (п. 1 ст. 105.9 НК РФ). Таким образом, "значительность" количества наблюдений является субъективным критерием, как и многое в трансфертном ценообразовании не является точной наукой (параграф 4.8 Руководства). Несмотря на то что бремя доказывания при проведении контроля цен возлагается на налоговый орган, налогоплательщик должен иметь право на обоснование "своего" рыночного интервала, если фактическая цена сделки выходит за пределы интервала, определенного налоговым органом. "Если налогоплательщик не может представить обоснование, налоговый орган должен определить показатель в пределах интервала, с учетом которого будет произведена корректировка показателя по контролируемой сделке" (параграф 3.61 Руководства). Можно заключить, что интервал, в пределах которого налоговый орган должен определить рыночный показатель, - это интервал, определенный самим налоговым органом. Далее, "при выборе рыночного уровня показателя, при условии, что диапазон включает результаты относительно равной и высокой надежности, можно утверждать, что любая точка интервала удовлетворяет принципу вытянутой руки" (параграф 3.62 Руководства). Другими словами, минимальное значение рыночного интервала также является рыночным уровнем показателя. Однако, "если дефекты сопоставимости сохраняются, как обсуждалось в параграфе 3.57, может оказаться целесообразным использовать средние величины (например, медиану, среднее или средневзвешенное значение и т.д., в зависимости от конкретных характеристик набора данных), чтобы свести к минимуму риск ошибки из-за неизвестных или не поддающихся количественной оценке сохраняющихся дефектов сопоставимости" (параграф 3.62 Руководства).
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Применение Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Руководство) <5> в российской судебной практике, в разъяснениях налоговых органов, Минфина России демонстрирует признание Руководства источником мягкого права <6>; например, Руководство предлагает "общепринятые в международной практике подходы" для применения методов трансфертного ценообразования по трансграничным сделкам <7>, содержит "рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование)" <8>, используется налоговым органом для определения понятия "безопасная гавань" в целях трансфертного ценообразования по долговым операциям <9>, положения Руководства приводятся в обоснование позиции сторон в суде <10>. Признание Руководства источником "регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами" <11> в совокупности с приведенными выше основаниями позволяют обратиться к положениям Руководства для исследования рекомендаций по применению медианного значения рыночного интервала рентабельности (или рыночного интервала цен). Параграф 3.57 Руководства рассматривает ситуацию, в которой из выборки был определен рыночный интервал, но диапазон данных продолжает содержать некоторые дефекты сопоставимости, "которые не могут быть идентифицированы или количественно определены, следовательно, не могут быть скорректированы. В таких случаях, если диапазон включает значительное количество наблюдений, статистические инструменты, учитывающие центральную тенденцию сужения диапазона (например, интерквартильный интервал или другие процентили), могут помочь повысить надежность анализа". Российские правила устанавливают минимальное количество сопоставимых сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций) для определения рыночного интервала рентабельности - четыре, допускается использовать данные по меньшему количеству сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций), если такие сделки или организации отсутствуют (п. 3 ст. 105.8 НК РФ), а для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допускается использовать данные по одной сделке, если она является единственной сопоставимой сделкой (п. 1 ст. 105.9 НК РФ). Таким образом, "значительность" количества наблюдений является субъективным критерием, как и многое в трансфертном ценообразовании не является точной наукой (параграф 4.8 Руководства). Несмотря на то что бремя доказывания при проведении контроля цен возлагается на налоговый орган, налогоплательщик должен иметь право на обоснование "своего" рыночного интервала, если фактическая цена сделки выходит за пределы интервала, определенного налоговым органом. "Если налогоплательщик не может представить обоснование, налоговый орган должен определить показатель в пределах интервала, с учетом которого будет произведена корректировка показателя по контролируемой сделке" (параграф 3.61 Руководства). Можно заключить, что интервал, в пределах которого налоговый орган должен определить рыночный показатель, - это интервал, определенный самим налоговым органом. Далее, "при выборе рыночного уровня показателя, при условии, что диапазон включает результаты относительно равной и высокой надежности, можно утверждать, что любая точка интервала удовлетворяет принципу вытянутой руки" (параграф 3.62 Руководства). Другими словами, минимальное значение рыночного интервала также является рыночным уровнем показателя. Однако, "если дефекты сопоставимости сохраняются, как обсуждалось в параграфе 3.57, может оказаться целесообразным использовать средние величины (например, медиану, среднее или средневзвешенное значение и т.д., в зависимости от конкретных характеристик набора данных), чтобы свести к минимуму риск ошибки из-за неизвестных или не поддающихся количественной оценке сохраняющихся дефектов сопоставимости" (параграф 3.62 Руководства).
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В статье 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплен общепринятый принцип "вытянутой руки" <1>. Для определения цены используются определенные методики и формулы, позволяющие обозначить соответствующую цену, но она не всегда будет равняться рыночной.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В статье 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплен общепринятый принцип "вытянутой руки" <1>. Для определения цены используются определенные методики и формулы, позволяющие обозначить соответствующую цену, но она не всегда будет равняться рыночной.
Статья: Правовые проблемы налогообложения цифровых бизнес-моделей
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Проект ОЭСР развивался с поправками на условия пандемии, однако 8 октября 2021 г. было опубликовано заявление о двухкомпонентном решении налоговых проблем, возникающих в связи с цифровизацией экономики <7>. Работа идет по двум направлениям: компонент 1 (pillar 1) и компонент 2 (pillar 2). Pillar 1 предполагает введение трехкомпонентного механизма распределения прибыли. Это позволит частично отойти от принципа "вытянутой руки", а также поможет создать новые правила налогообложения, не привязанные к физическому присутствию налогоплательщика в юрисдикции [10].
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Проект ОЭСР развивался с поправками на условия пандемии, однако 8 октября 2021 г. было опубликовано заявление о двухкомпонентном решении налоговых проблем, возникающих в связи с цифровизацией экономики <7>. Работа идет по двум направлениям: компонент 1 (pillar 1) и компонент 2 (pillar 2). Pillar 1 предполагает введение трехкомпонентного механизма распределения прибыли. Это позволит частично отойти от принципа "вытянутой руки", а также поможет создать новые правила налогообложения, не привязанные к физическому присутствию налогоплательщика в юрисдикции [10].
Статья: Установление "налога на выход" как потенциально возможный путь расширения российских мер по деофшоризации
(Андрианова Н.Г.)
("Юрист", 2021, N 4)Перемещение активов между материнской компанией и дочерними компаниями внутри группы компаний не облагается "налогом на выход". Для расчета сумм налога важно правильно установить рыночную стоимость переданных активов на момент их перехода при соблюдении принципа "вытянутой руки".
(Андрианова Н.Г.)
("Юрист", 2021, N 4)Перемещение активов между материнской компанией и дочерними компаниями внутри группы компаний не облагается "налогом на выход". Для расчета сумм налога важно правильно установить рыночную стоимость переданных активов на момент их перехода при соблюдении принципа "вытянутой руки".
Готовое решение: Как учесть продажу основных средств при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при совершении сделки по реализации ОС между взаимозависимыми лицами нужно учесть требования к цене. Цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны соответствовать принципу "вытянутой руки" ("справедливой цены"). При этом цены в сделках между взаимозависимыми лицами соответствуют указанному принципу в случае, если такие цены признаются рыночными для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 22.03.2021 N 03-12-11/1/20312). Если сделка по реализации ОС взаимозависимому лицу не относится к контролируемой, налоговый орган может проверить цену, только если есть признаки получения необоснованной налоговой выгоды. Одним из таких признаков является установление при продаже ОС цены, многократно отклоняющейся от рыночного уровня. Если проверяющие докажут, что основная цель сделки - неуплата (неполная уплата) налога, вам придется уплатить недоимку, пени и штраф (ст. 54.1, абз. 4 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017). При этом если по сделкам с взаимозависимыми лицами применяются не рыночные цены, вы можете провести самостоятельно корректировку налога на прибыль исходя из рыночной цены, чтобы избежать занижения налога (завышение убытка) (п. 6 ст. 105.3 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.03.2015 N ЕД-4-13/3833@).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при совершении сделки по реализации ОС между взаимозависимыми лицами нужно учесть требования к цене. Цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны соответствовать принципу "вытянутой руки" ("справедливой цены"). При этом цены в сделках между взаимозависимыми лицами соответствуют указанному принципу в случае, если такие цены признаются рыночными для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 22.03.2021 N 03-12-11/1/20312). Если сделка по реализации ОС взаимозависимому лицу не относится к контролируемой, налоговый орган может проверить цену, только если есть признаки получения необоснованной налоговой выгоды. Одним из таких признаков является установление при продаже ОС цены, многократно отклоняющейся от рыночного уровня. Если проверяющие докажут, что основная цель сделки - неуплата (неполная уплата) налога, вам придется уплатить недоимку, пени и штраф (ст. 54.1, абз. 4 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017). При этом если по сделкам с взаимозависимыми лицами применяются не рыночные цены, вы можете провести самостоятельно корректировку налога на прибыль исходя из рыночной цены, чтобы избежать занижения налога (завышение убытка) (п. 6 ст. 105.3 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.03.2015 N ЕД-4-13/3833@).
Статья: Вопросы методологии использования и применения международных налоговых договоров
(Брук Б.Я.)
("Закон", 2023, NN 11, 12)Смысл данных норм состоит в том, что если правоприменительные органы приходят к выводу о том, что сумма дохода, квалифицируемого как "прочий" или "иной" доход, завышена вследствие аффилированности получателя дохода и лица, являющегося источником дохода, то положения ст. 21 СИДН <8> к завышенной части дохода не применяются и налогообложение данной части дохода отдается на откуп национальному законодательству государств - участников СИДН. Проблема, однако, заключается в том, что, как будет более детально показано во второй части нашей статьи, ст. 21 Модельной налоговой конвенции ОЭСР и основанных на ней положений СИДН является так называемой статьей последней надежды (default rule), используемой тогда, когда никакая иная статья СИДН, устанавливающая особенности режима налогообложения определенных видов доходов, не применяется. Выведение части дохода из-под действия ст. 21 без отнесения его к сфере действия иных дистрибутивных правил СИДН (как это, например, сделано в п. 2 ст. 21 применительно к доходам постоянных представительств), означает, вопреки утверждению, содержащемуся в п. 11 Комментариев к ст. 21 Модельной налоговой конвенции ОЭСР, выведение данной части дохода из-под действия дистрибутивных СИДН в принципе. Иными словами, принявшие данную формулировку государства просто отказываются устранять двойное налогообложение в отношении той части дохода, который, по мнению их правоприменительных органов, не соответствуют принципу вытянутой руки.
(Брук Б.Я.)
("Закон", 2023, NN 11, 12)Смысл данных норм состоит в том, что если правоприменительные органы приходят к выводу о том, что сумма дохода, квалифицируемого как "прочий" или "иной" доход, завышена вследствие аффилированности получателя дохода и лица, являющегося источником дохода, то положения ст. 21 СИДН <8> к завышенной части дохода не применяются и налогообложение данной части дохода отдается на откуп национальному законодательству государств - участников СИДН. Проблема, однако, заключается в том, что, как будет более детально показано во второй части нашей статьи, ст. 21 Модельной налоговой конвенции ОЭСР и основанных на ней положений СИДН является так называемой статьей последней надежды (default rule), используемой тогда, когда никакая иная статья СИДН, устанавливающая особенности режима налогообложения определенных видов доходов, не применяется. Выведение части дохода из-под действия ст. 21 без отнесения его к сфере действия иных дистрибутивных правил СИДН (как это, например, сделано в п. 2 ст. 21 применительно к доходам постоянных представительств), означает, вопреки утверждению, содержащемуся в п. 11 Комментариев к ст. 21 Модельной налоговой конвенции ОЭСР, выведение данной части дохода из-под действия дистрибутивных СИДН в принципе. Иными словами, принявшие данную формулировку государства просто отказываются устранять двойное налогообложение в отношении той части дохода, который, по мнению их правоприменительных органов, не соответствуют принципу вытянутой руки.
Статья: Лица, не подписавшие арбитражную оговорку, как участники третейского разбирательства
(Налетов К.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 4)Ключевые слова: международный коммерческий арбитраж, третейский суд, третейская оговорка, арбитражная оговорка, публично-правовые образования, государство, третьи лица, международный договор, МЦУИС, Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, ЮКОС, акцепт действием, договоры присоединения, принцип "вытянутой руки", группа компаний, теория подразумеваемого согласия, эстоппель.
(Налетов К.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 4)Ключевые слова: международный коммерческий арбитраж, третейский суд, третейская оговорка, арбитражная оговорка, публично-правовые образования, государство, третьи лица, международный договор, МЦУИС, Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, ЮКОС, акцепт действием, договоры присоединения, принцип "вытянутой руки", группа компаний, теория подразумеваемого согласия, эстоппель.
Готовое решение: НДС при безвозмездной передаче имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности исчисления НДС связаны с тем, что в данном случае безвозмездная передача имущества осуществляется между взаимозависимыми лицами. По общему правилу налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости передаваемого имущества (п. 3 ст. 105.3, п. 2 ст. 154 НК РФ). Однако, учитывая, что в данном случае передача имущества осуществляется между взаимозависимыми лицами, цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны соответствовать принципу "вытянутой руки", то есть должны признаваться рыночными для целей налогообложения. Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в том числе с применением методов, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 105.1, п. 1 ст. 105.3 НК РФ, п. 1 ст. 67.3 ГК РФ, Письмо Минфина России от 22.03.2021 N 03-12-11/1/20312).
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности исчисления НДС связаны с тем, что в данном случае безвозмездная передача имущества осуществляется между взаимозависимыми лицами. По общему правилу налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости передаваемого имущества (п. 3 ст. 105.3, п. 2 ст. 154 НК РФ). Однако, учитывая, что в данном случае передача имущества осуществляется между взаимозависимыми лицами, цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны соответствовать принципу "вытянутой руки", то есть должны признаваться рыночными для целей налогообложения. Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в том числе с применением методов, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 105.1, п. 1 ст. 105.3 НК РФ, п. 1 ст. 67.3 ГК РФ, Письмо Минфина России от 22.03.2021 N 03-12-11/1/20312).
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Между тем цены в сделках между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения должны соответствовать принципу "вытянутой руки" ("справедливой цены"). При этом цены в сделках между взаимозависимыми лицами соответствуют указанному принципу в случае, если такие цены признаются рыночными для целей налогообложения (письмо Минфина России от 13 декабря 2018 г. N 03-12-11/1/90817).
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Между тем цены в сделках между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения должны соответствовать принципу "вытянутой руки" ("справедливой цены"). При этом цены в сделках между взаимозависимыми лицами соответствуют указанному принципу в случае, если такие цены признаются рыночными для целей налогообложения (письмо Минфина России от 13 декабря 2018 г. N 03-12-11/1/90817).
Статья: Налогообложение цифровых услуг в контексте международных налоговых соглашений
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Работа идет по двум направлениям: первый компонент (pillar 1) и второй компонент (pillar 2). Pillar 1 предполагает введение нового механизма распределения прибыли, который позволит частично отойти от принципа "вытянутой руки", а также поможет создать новые правила налогообложения, не привязанные к физическому присутствию налогоплательщика в юрисдикции. Pillar 2 предусматривает новые механизмы предотвращения размывания налоговой базы (фактически это проект BEPS 2.0) и касается глобального минимального налога.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Работа идет по двум направлениям: первый компонент (pillar 1) и второй компонент (pillar 2). Pillar 1 предполагает введение нового механизма распределения прибыли, который позволит частично отойти от принципа "вытянутой руки", а также поможет создать новые правила налогообложения, не привязанные к физическому присутствию налогоплательщика в юрисдикции. Pillar 2 предусматривает новые механизмы предотвращения размывания налоговой базы (фактически это проект BEPS 2.0) и касается глобального минимального налога.