Принцип всеобщности социального обеспечения
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип всеобщности социального обеспечения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субъективные социальные права: конституционно-правовая сущность
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Что же касается государственного социального обеспечения, то в это время оно не носило системного характера: как правило, вспомоществование выражалось в форме подаяния, милостыни. В этот период не существует принципа всеобщности социального обеспечения: оно обладает волюнтаристскими чертами, причем зачастую касается не действительно нуждающихся в социальной помощи, а отдельных сословий и лиц, приближенных к власти.
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Что же касается государственного социального обеспечения, то в это время оно не носило системного характера: как правило, вспомоществование выражалось в форме подаяния, милостыни. В этот период не существует принципа всеобщности социального обеспечения: оно обладает волюнтаристскими чертами, причем зачастую касается не действительно нуждающихся в социальной помощи, а отдельных сословий и лиц, приближенных к власти.
Статья: Злоупотребление правом в социально-обеспечительных правоотношениях: проблема определения понятийной составляющей
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Полагаем, что в контексте изложенного согласиться с таким утверждением не представляется возможным. Во-первых, конституционные гарантии права на социальное обеспечение, установленные ст. 7, 39 и ч. 5 - 7 ст. 75 Конституции РФ, в содержательном отношении обезличены и подчинены базовому отраслевому принципу всеобщности социального обеспечения. Во-вторых, отсутствие явного нормативного запрета на получение гражданином конкретного вида социального обеспечения при определенных условиях не позволяет однозначно квалифицировать его поведение как злоупотребление правом на социальное обеспечение.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Полагаем, что в контексте изложенного согласиться с таким утверждением не представляется возможным. Во-первых, конституционные гарантии права на социальное обеспечение, установленные ст. 7, 39 и ч. 5 - 7 ст. 75 Конституции РФ, в содержательном отношении обезличены и подчинены базовому отраслевому принципу всеобщности социального обеспечения. Во-вторых, отсутствие явного нормативного запрета на получение гражданином конкретного вида социального обеспечения при определенных условиях не позволяет однозначно квалифицировать его поведение как злоупотребление правом на социальное обеспечение.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2025 N 15-П
"По делу о проверке конституционности части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" и статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.А. Кислицына"3. В России как демократическом правовом социальном государстве каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом, формируется система пенсионного обеспечения на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, поддерживается ее эффективное функционирование (статьи 1 и 7; статья 39, часть 1; статья 75, часть 6, Конституции Российской Федерации). В целях обеспечения надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования законодатель может предусмотреть, помимо необходимых форм отчетности и методов контроля за поведением субъектов этой обязанности, также меры государственного принуждения - как восстановительного, так и штрафного характера.
"По делу о проверке конституционности части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" и статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.А. Кислицына"3. В России как демократическом правовом социальном государстве каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом, формируется система пенсионного обеспечения на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, поддерживается ее эффективное функционирование (статьи 1 и 7; статья 39, часть 1; статья 75, часть 6, Конституции Российской Федерации). В целях обеспечения надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования законодатель может предусмотреть, помимо необходимых форм отчетности и методов контроля за поведением субъектов этой обязанности, также меры государственного принуждения - как восстановительного, так и штрафного характера.
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.10.2022 N 45-П
"По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами гражданки И.И. Пантелеевой"2. В России как демократическом правовом социальном государстве каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом, формируется система пенсионного обеспечения на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование (статьи 1 и 7; статья 39, часть 1; статья 75, часть 6, Конституции Российской Федерации).
"По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами гражданки И.И. Пантелеевой"2. В России как демократическом правовом социальном государстве каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом, формируется система пенсионного обеспечения на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование (статьи 1 и 7; статья 39, часть 1; статья 75, часть 6, Конституции Российской Федерации).
Статья: Концепция современного социального государства через призму делиберативного конституционализма
(Раздъяконова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)В современном мире принято выделять режимы государства всеобщего благосостояния: "социал-демократические" режимы (Швеция, Норвегия и Дания), корпоративистские христианско-демократические (консервативные) режимы (Германия, Италия, Франция и Австрия); либеральные, "рыночно ориентированные" режимы (США и Великобритания). Социал-демократические государства характеризуются высоким уровнем декоммодификации; универсальными преимуществами от государства; сильной межклассовой солидарностью; государственным, а не частным обеспечением и приверженностью равенству. Консервативный тип государства всеобщего благосостояния обеспечивают умеренный уровень декоммодификации; обязательства по принципу субсидиарности и забота о сохранении традиционных семейных структур. Либеральный тип характеризуется низким уровнем декоммодификации, льготами низкого уровня, значимостью частных форм социального обеспечения и стремлением укрепить, а не заменить рынки <2>.
(Раздъяконова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)В современном мире принято выделять режимы государства всеобщего благосостояния: "социал-демократические" режимы (Швеция, Норвегия и Дания), корпоративистские христианско-демократические (консервативные) режимы (Германия, Италия, Франция и Австрия); либеральные, "рыночно ориентированные" режимы (США и Великобритания). Социал-демократические государства характеризуются высоким уровнем декоммодификации; универсальными преимуществами от государства; сильной межклассовой солидарностью; государственным, а не частным обеспечением и приверженностью равенству. Консервативный тип государства всеобщего благосостояния обеспечивают умеренный уровень декоммодификации; обязательства по принципу субсидиарности и забота о сохранении традиционных семейных структур. Либеральный тип характеризуется низким уровнем декоммодификации, льготами низкого уровня, значимостью частных форм социального обеспечения и стремлением укрепить, а не заменить рынки <2>.
Статья: О справедливости в цивилистическом процессе (читая А.Т. Боннера)
(Громошина Н.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)Например, в материале, подготовленном для системы "КонсультантПлюс", разъясняется, что "принцип справедливости в налоговом праве отражается во взаимосвязи всех основных принципов налогообложения, но прежде всего в таких, как всеобщность и равенство налогообложения (налогового бремени), фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов и их соразмерность" <3>.
(Громошина Н.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)Например, в материале, подготовленном для системы "КонсультантПлюс", разъясняется, что "принцип справедливости в налоговом праве отражается во взаимосвязи всех основных принципов налогообложения, но прежде всего в таких, как всеобщность и равенство налогообложения (налогового бремени), фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов и их соразмерность" <3>.
Статья: Принцип адресности социальной поддержки: содержание и особенности
(Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<2> См.: Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008. N 12. С. 28; Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. N 10. С. 15 - 25; Проблемы Общей части права социального обеспечения / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017. 416 с.; Антонова Н.В., Волкова Н.С., Путило Н.В. Права пенсионеров: российское законодательство и зарубежный опыт: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2020. С. 172; Журавлева О.О. Финансовая поддержка людей и экономики: принцип всеобщности vs принцип адресности // Финансовое право. 2020. N 9. С. 7 - 11 и др.
(Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<2> См.: Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008. N 12. С. 28; Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. N 10. С. 15 - 25; Проблемы Общей части права социального обеспечения / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017. 416 с.; Антонова Н.В., Волкова Н.С., Путило Н.В. Права пенсионеров: российское законодательство и зарубежный опыт: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2020. С. 172; Журавлева О.О. Финансовая поддержка людей и экономики: принцип всеобщности vs принцип адресности // Финансовое право. 2020. N 9. С. 7 - 11 и др.
Статья: Налоговые льготы как мера экономического стимулирования. Проблемы правоприменения
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)Смена социально-экономического уклада в Российской Федерации объективно не могла не затронуть вопрос об источниках формирования финансового фундамента существования государства, где налоговые поступления от экономических субъектов в новой общественно-политической формации, очевидно, являются основополагающими. Более строго роль и место налоговой системы в государственном устройстве были определены в Постановлении КС РФ от 22 июня 2009 года N 10-П: "Налоговое регулирование призвано, не ограничиваясь достижением фискальных целей государства, обеспечивать эффективное использование государственной собственности как материальной основы осуществления программ экономического, социального, культурного развития, обеспечения прав и свобод человека и гражданина... с учетом всей совокупности социально-экономических и иных факторов развития Российской Федерации".
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)Смена социально-экономического уклада в Российской Федерации объективно не могла не затронуть вопрос об источниках формирования финансового фундамента существования государства, где налоговые поступления от экономических субъектов в новой общественно-политической формации, очевидно, являются основополагающими. Более строго роль и место налоговой системы в государственном устройстве были определены в Постановлении КС РФ от 22 июня 2009 года N 10-П: "Налоговое регулирование призвано, не ограничиваясь достижением фискальных целей государства, обеспечивать эффективное использование государственной собственности как материальной основы осуществления программ экономического, социального, культурного развития, обеспечения прав и свобод человека и гражданина... с учетом всей совокупности социально-экономических и иных факторов развития Российской Федерации".
Статья: Конституционное право на социальное обеспечение в зеркале инструментальной юриспруденции
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Перечень конституционных норм, задействованных в регулировании конституционного права на социальное обеспечение, был бы неполным без указания на конституционные новеллы 2020 г. В юридической науке высказаны разные точки зрения относительно так называемых социальных поправок, включенных в Конституцию РФ (в ред., вступившей в силу 4 июля 2020 г.): от весьма резких (так, А.А. Кондрашев называет их социально-имитационными, ссылаясь на отсутствие в них принципиальной новизны <14>) до позитивных, делающих акцент на более глубокой конституционализации социальных прав <15>. Тем не менее они стали конституционно-правовой реальностью и в этом качестве могут комментироваться не только в контексте конституционной аксиологии (как, в частности, ст. 75.1, нацеленная на конкретизацию содержания принципа социального государства, а также ч. 5 и 6 ст. 75, провозглашающие уважение труда граждан и закрепляющие такие принципы пенсионной системы, как всеобщность, справедливость и солидарность поколений), но и в рамках функционально-инструментального подхода, выступая возможными средствами упрочения и совершенствования организационной структуры социальной защиты и социального обеспечения (таковы, к примеру, положения ч. 6 и 7 ст. 75, гарантирующие обязательное социальное страхование и адресную социальную поддержку граждан, индексацию как способ поддержания покупательной способности пенсий, пособий и иных социальных выплат в условиях инфляции, а также предусматривающие формирование системы пенсионного обеспечения и поддержание ее эффективного функционирования).
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Перечень конституционных норм, задействованных в регулировании конституционного права на социальное обеспечение, был бы неполным без указания на конституционные новеллы 2020 г. В юридической науке высказаны разные точки зрения относительно так называемых социальных поправок, включенных в Конституцию РФ (в ред., вступившей в силу 4 июля 2020 г.): от весьма резких (так, А.А. Кондрашев называет их социально-имитационными, ссылаясь на отсутствие в них принципиальной новизны <14>) до позитивных, делающих акцент на более глубокой конституционализации социальных прав <15>. Тем не менее они стали конституционно-правовой реальностью и в этом качестве могут комментироваться не только в контексте конституционной аксиологии (как, в частности, ст. 75.1, нацеленная на конкретизацию содержания принципа социального государства, а также ч. 5 и 6 ст. 75, провозглашающие уважение труда граждан и закрепляющие такие принципы пенсионной системы, как всеобщность, справедливость и солидарность поколений), но и в рамках функционально-инструментального подхода, выступая возможными средствами упрочения и совершенствования организационной структуры социальной защиты и социального обеспечения (таковы, к примеру, положения ч. 6 и 7 ст. 75, гарантирующие обязательное социальное страхование и адресную социальную поддержку граждан, индексацию как способ поддержания покупательной способности пенсий, пособий и иных социальных выплат в условиях инфляции, а также предусматривающие формирование системы пенсионного обеспечения и поддержание ее эффективного функционирования).
Статья: Оказание социальных услуг как приоритетное направление деятельности местных властей в скандинавских государствах
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Статья посвящена проблемам государства всеобщего благосостояния и оказания социальных услуг на местном уровне в скандинавских государствах. В ней анализируются сложившаяся в этих странах модель социального обеспечения и те проблемы, с которыми она сталкивается на современном этапе. В качестве основных черт скандинавской модели выделяются ее универсальность и высокая степень социальной защищенности населения. Автор подчеркивает, что рассматриваемая модель предполагает проведение активной перераспределительной политики, в основе которой лежит принцип социальной солидарности.
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Статья посвящена проблемам государства всеобщего благосостояния и оказания социальных услуг на местном уровне в скандинавских государствах. В ней анализируются сложившаяся в этих странах модель социального обеспечения и те проблемы, с которыми она сталкивается на современном этапе. В качестве основных черт скандинавской модели выделяются ее универсальность и высокая степень социальной защищенности населения. Автор подчеркивает, что рассматриваемая модель предполагает проведение активной перераспределительной политики, в основе которой лежит принцип социальной солидарности.
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)1. Повышение гарантий судебной защиты граждан и организаций в спорах с государством. Процессуальные нормы должны обеспечивать реальную возможность для заинтересованных лиц отстоять свои интересы в делах с участием государства на присущих гражданскому судопроизводству началах состязательности и равноправия сторон. Воплощение концепции правового государства в процессе должно базироваться прежде всего на принципах повышенной и неотвратимой ответственности государства за вред, причиненный частным лицам, при соблюдении принципов равенства и всеобщности судебной защиты. Условия ответственности государства перед частными лицами не должны изменяться в зависимости от полномочий, правовой позиции и даже наличия или отсутствия соответствующего органа государства.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)1. Повышение гарантий судебной защиты граждан и организаций в спорах с государством. Процессуальные нормы должны обеспечивать реальную возможность для заинтересованных лиц отстоять свои интересы в делах с участием государства на присущих гражданскому судопроизводству началах состязательности и равноправия сторон. Воплощение концепции правового государства в процессе должно базироваться прежде всего на принципах повышенной и неотвратимой ответственности государства за вред, причиненный частным лицам, при соблюдении принципов равенства и всеобщности судебной защиты. Условия ответственности государства перед частными лицами не должны изменяться в зависимости от полномочий, правовой позиции и даже наличия или отсутствия соответствующего органа государства.
Статья: Общие условия (предпосылки) обеспечения законности в публичном управлении
(Зубарев С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Социальные предпосылки предусматривают повышение социальной защищенности граждан, создание благоприятных условий для их социальной мобильности, поддержки социально значимой трудовой занятости, достойного социального и пенсионного обеспечения и т.д. Этому способствуют конституционные поправки, гарантирующие в ст. 75 и 75.1 такие основные направления социальной политики государства: "...создание условий для устойчивого экономического роста страны, повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества"; принципы системы пенсионного обеспечения граждан ("...всеобщность, справедливость, солидарность поколений, индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом"); обязанности государства в социальной сфере, а также ряд социальных гарантий ("...обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат"). Однако реализация указанных положений на практике значительно осложнена вследствие резкого обострения международной обстановки, введения беспрецедентных санкций в отношении нашей страны со стороны недружественных государств, проведения специальной военной операции.
(Зубарев С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Социальные предпосылки предусматривают повышение социальной защищенности граждан, создание благоприятных условий для их социальной мобильности, поддержки социально значимой трудовой занятости, достойного социального и пенсионного обеспечения и т.д. Этому способствуют конституционные поправки, гарантирующие в ст. 75 и 75.1 такие основные направления социальной политики государства: "...создание условий для устойчивого экономического роста страны, повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества"; принципы системы пенсионного обеспечения граждан ("...всеобщность, справедливость, солидарность поколений, индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом"); обязанности государства в социальной сфере, а также ряд социальных гарантий ("...обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат"). Однако реализация указанных положений на практике значительно осложнена вследствие резкого обострения международной обстановки, введения беспрецедентных санкций в отношении нашей страны со стороны недружественных государств, проведения специальной военной операции.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Приведенные конституционные положения свидетельствуют о претворении в жизнь принципа всеобщности пенсионного обеспечения, они определяют направленность правового регулирования в сфере социального обеспечения в целом и в сфере пенсионного обеспечения в частности. Правовое регулирование сферы социального обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения, имеет целью создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Приведенные конституционные положения свидетельствуют о претворении в жизнь принципа всеобщности пенсионного обеспечения, они определяют направленность правового регулирования в сфере социального обеспечения в целом и в сфере пенсионного обеспечения в частности. Правовое регулирование сферы социального обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения, имеет целью создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.
Статья: Конституционная доктрина социального государства в решениях Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации на примере защиты социальных прав
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)На наш взгляд, наличие широкого круга социальных прав и их обеспеченность выступают ключевыми показателями реализации доктрины социального государства и обусловленных ими обозначенных принципов-требований.
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)На наш взгляд, наличие широкого круга социальных прав и их обеспеченность выступают ключевыми показателями реализации доктрины социального государства и обусловленных ими обозначенных принципов-требований.