Принцип самостоятельности бюджетов



Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип самостоятельности бюджетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бюджет сельского поселения
(КонсультантПлюс, 2025)
...суды правомерно указали, что не подлежит удовлетворению требование о приостановлении операций по лицевым счетам, открытым Управлению финансов для сельских поселений, в связи с тем, что в силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты городских и сельских поселений являются самостоятельным элементом бюджетной системы Российской Федерации, а не составной частью бюджета муниципального района; статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и принцип самостоятельности бюджетов; кроме того, городские и сельские поселения не несут субсидиарную ответственность по долгам бюджетных учреждений, учредителем которых является муниципальный район..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Пенсия муниципальным служащим (в том числе за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)
В обоснование требований указал, что оспариваемый акт противоречит действующему федеральному законодательству, принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, принят без учета уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Принцип федерализма как основа функционирования финансовой системы государства
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш.)
("Финансовое право", 2023, N 11)
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации местный бюджет выступает самостоятельным звеном бюджетной системы Российской Федерации. Статья 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что в Российской Федерации действует принцип единства бюджетной системы, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности и т.д. При этом ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип самостоятельности бюджетов. Таким образом, местные бюджеты самостоятельны, но являются частью единой бюджетной системы Российской Федерации. Получается, что принцип самостоятельности бюджетов и принцип единства бюджетной системы носят разнонаправленный характер.
Статья: Проблемы финансового обеспечения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче для осуществления части полномочий: правовые аспекты
(Хаитов Г.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)
Так, регулируя общественные отношения, связанные с расходами бюджета, финансовое право фактически стремится унифицировать подходы к осуществлению финансовой деятельности государства на основе конституционного принципа федерализма, из которого, в свою очередь, вытекает принцип самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данный принцип предполагает, что расходные обязательства одного публично-правового образования не могут обеспечиваться за счет средств бюджетов других публично-правовых образований. С учетом этого в рамках регулирования межбюджетных отношений в Бюджетном кодексе РФ не проводится различий между передачей полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами (данная передача носит конституционно-правовой характер и затрагивает вопросы функционирования государства в целом, а не только единой системы исполнительной власти) и передачей части полномочий на основании соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
В обоснование требований указал, что оспариваемый акт противоречит действующему федеральному законодательству, принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, принят без учета уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.
показать больше документов