Принцип платности природопользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип платности природопользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экологический сбор
(Стюфеева И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Деятельность некоторых компаний, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. С этой целью с них взимаются различные сборы, один из которых - экологический сбор. Что это за платеж, кто обязан его уплачивать и как его рассчитать?
(Стюфеева И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Деятельность некоторых компаний, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. С этой целью с них взимаются различные сборы, один из которых - экологический сбор. Что это за платеж, кто обязан его уплачивать и как его рассчитать?
Статья: Сравнительно-правовой анализ отраслевых принципов экологического права в фокусе конституционных экологических прав
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2025, N 5)Принцип платности природопользования выражается через несколько критериев: общий и специальный. Общий не предполагает внесение платы за использование ресурсов природы. Специальный устанавливает плату, например, в виде земельного налога <8>. Данный принцип начинает взаимодействовать с конституционными экологическими правами, когда субъектами совершаются экологические правонарушения или преступления.
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2025, N 5)Принцип платности природопользования выражается через несколько критериев: общий и специальный. Общий не предполагает внесение платы за использование ресурсов природы. Специальный устанавливает плату, например, в виде земельного налога <8>. Данный принцип начинает взаимодействовать с конституционными экологическими правами, когда субъектами совершаются экологические правонарушения или преступления.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)При этом учитывая, что размер платы зависит от категории потребителей услуги по обращению с ТКО (пункт 3 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, подпункт "б" пункта 4 Правил N 1390), способных оказывать различное негативное воздействие на окружающую среду, а также исходя из принципа платности природопользования (абзац седьмой статьи 3 Закона об охране окружающей среды), региональный оператор вправе взимать плату по нормативу накопления отходов, соответствующему фактическому виду деятельности, осуществляемой в спорном объекте недвижимости.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)При этом учитывая, что размер платы зависит от категории потребителей услуги по обращению с ТКО (пункт 3 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, подпункт "б" пункта 4 Правил N 1390), способных оказывать различное негативное воздействие на окружающую среду, а также исходя из принципа платности природопользования (абзац седьмой статьи 3 Закона об охране окружающей среды), региональный оператор вправе взимать плату по нормативу накопления отходов, соответствующему фактическому виду деятельности, осуществляемой в спорном объекте недвижимости.
Статья: Договор аренды лесного участка
(Захаркина А.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Сравнивая специальную дефиницию ДАЛУ и общую дефиницию договора аренды, представленную в ч. 1 ст. 606 ГК РФ <7>, следует заметить, что между сопоставляемыми определениями прослеживается очевидная разница. Так, согласно ч. 1 ст. 606 ГК РФ, "по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование". Процитированная легальная дефиниция договора аренды имеет как минимум три существенных отличия от дефиниции ДАЛУ: во-первых, конструкция договора аренды смоделирована как консенсуальная сделка; во-вторых, из дефиниции следует вывод о возмездной природе договора аренды; в-третьих, содержится указание на направленность договора - временное владение и пользование или временное пользование. Прежде всего следует закономерный вопрос: что предопределило выбор реальной модели для ДАЛУ? Кроме того, вызывает сомнение целенаправленность упущения в легальной дефиниции указания на возмездность ДАЛУ с учетом того, что ст. 73 ЛК РФ, посвященная арендной плате, без каких-либо исключений "намекает" на возмездность ДАЛУ. Более того, нельзя забывать о принципе платности природопользования. Не может быть поддержана формулировка дефиниции ДАЛУ в отсутствие точного указания на направленность договора, что представляет собой "классический" юридико-технический прием изложения легальных дефиниций гражданско-правовых договоров.
(Захаркина А.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Сравнивая специальную дефиницию ДАЛУ и общую дефиницию договора аренды, представленную в ч. 1 ст. 606 ГК РФ <7>, следует заметить, что между сопоставляемыми определениями прослеживается очевидная разница. Так, согласно ч. 1 ст. 606 ГК РФ, "по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование". Процитированная легальная дефиниция договора аренды имеет как минимум три существенных отличия от дефиниции ДАЛУ: во-первых, конструкция договора аренды смоделирована как консенсуальная сделка; во-вторых, из дефиниции следует вывод о возмездной природе договора аренды; в-третьих, содержится указание на направленность договора - временное владение и пользование или временное пользование. Прежде всего следует закономерный вопрос: что предопределило выбор реальной модели для ДАЛУ? Кроме того, вызывает сомнение целенаправленность упущения в легальной дефиниции указания на возмездность ДАЛУ с учетом того, что ст. 73 ЛК РФ, посвященная арендной плате, без каких-либо исключений "намекает" на возмездность ДАЛУ. Более того, нельзя забывать о принципе платности природопользования. Не может быть поддержана формулировка дефиниции ДАЛУ в отсутствие точного указания на направленность договора, что представляет собой "классический" юридико-технический прием изложения легальных дефиниций гражданско-правовых договоров.
Статья: К вопросу о соотношении эколого-правовой и земельно-правовой ответственности природопользователей
(Кудяков А.К.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В числе основоположников идеи о существовании комплексного института эколого-правовой ответственности является один из основателей советский школы экологического права В.В. Петров. В своих работах он обосновал существование двух форм экологической ответственности: эколого-экономической, которая реализуется через принцип платности природопользования; юридической, возникающей при совершении экологических правонарушений. Отнесение эколого-экономической ответственности к сфере гражданского права В.В. Петров считал ошибочным, призывая руководствоваться не формой, а содержанием юридического предписания <10>.
(Кудяков А.К.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В числе основоположников идеи о существовании комплексного института эколого-правовой ответственности является один из основателей советский школы экологического права В.В. Петров. В своих работах он обосновал существование двух форм экологической ответственности: эколого-экономической, которая реализуется через принцип платности природопользования; юридической, возникающей при совершении экологических правонарушений. Отнесение эколого-экономической ответственности к сфере гражданского права В.В. Петров считал ошибочным, призывая руководствоваться не формой, а содержанием юридического предписания <10>.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)С учетом важности сохранения окружающей среды исключение из принципа платности природопользования, т.е. освобождение кого-либо от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, может осуществляться только федеральным законодателем либо по его прямому указанию. Законодательство об охране окружающей среды таких исключений не предусматривало и не наделяло Правительство Российской Федерации правом вводить их и тем более наделять таким правом органы власти субъектов Российской Федерации.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)С учетом важности сохранения окружающей среды исключение из принципа платности природопользования, т.е. освобождение кого-либо от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, может осуществляться только федеральным законодателем либо по его прямому указанию. Законодательство об охране окружающей среды таких исключений не предусматривало и не наделяло Правительство Российской Федерации правом вводить их и тем более наделять таким правом органы власти субъектов Российской Федерации.
Статья: Правовая природа платы за превышение квоты выбросов парниковых газов
(Недорезков В.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" презюмирует принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде <6>. В Российской Федерации установлено большое количество платежей, связанных с охраной окружающей среды и экологией, содержащихся в многочисленных правовых актах. Одной из проблем является несистематизированность, сложность платежей, их содержание в нормативных правовых актах, различных по своей юридической силе.
(Недорезков В.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" презюмирует принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде <6>. В Российской Федерации установлено большое количество платежей, связанных с охраной окружающей среды и экологией, содержащихся в многочисленных правовых актах. Одной из проблем является несистематизированность, сложность платежей, их содержание в нормативных правовых актах, различных по своей юридической силе.
Статья: Понятие экологических ("зеленых") платежей
(Слатин Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Позиция автора основывается на анализе принципа платности природопользования, выражаемого в двух ипостасях: установлении платежей за природопользование и платы за негативное воздействие <18>. А.А. Ялбулганов подчеркивает, что НВОС является разновидностью природопользования, а плата за него имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, она носит компенсационный характер, с другой - фискальный <19>. Именно вторую группу платежей автор относит к числу экологических платежей (объединяются плата за НВОС, экологический и утилизационный сборы).
(Слатин Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Позиция автора основывается на анализе принципа платности природопользования, выражаемого в двух ипостасях: установлении платежей за природопользование и платы за негативное воздействие <18>. А.А. Ялбулганов подчеркивает, что НВОС является разновидностью природопользования, а плата за него имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, она носит компенсационный характер, с другой - фискальный <19>. Именно вторую группу платежей автор относит к числу экологических платежей (объединяются плата за НВОС, экологический и утилизационный сборы).
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Экономическое или финансовое обеспечение экологической безопасности заключается, главным образом, в обеспечении финансирования мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности. Основной идеей-принципом является сочетание "экономики и экологии", или согласование экономических и экологических интересов <49>. Финансовое обеспечение экологической безопасности осуществляется на основе принципов: платности природопользования, экономической ответственности, хозяйственного расчета, "загрязнитель платит", льготного налогообложения, финансовой поддержки природоохранной деятельности.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Экономическое или финансовое обеспечение экологической безопасности заключается, главным образом, в обеспечении финансирования мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности. Основной идеей-принципом является сочетание "экономики и экологии", или согласование экономических и экологических интересов <49>. Финансовое обеспечение экологической безопасности осуществляется на основе принципов: платности природопользования, экономической ответственности, хозяйственного расчета, "загрязнитель платит", льготного налогообложения, финансовой поддержки природоохранной деятельности.