Принцип экономической обоснованности
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип экономической обоснованности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: По общему правилу субъект РФ вправе изменить ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в его собственности или в неразграниченной госсобственности, в связи с актуализацией кадастровой стоимости этих участков
Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2016 N 45-АПГ16-6 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 39.7 ЗК РФУстановление ставок арендной платы в процентах от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Так как из пояснительной записки к проекту нормативного правового акта субъекта РФ видно, что изменение части оспариваемых ставок вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, т.е. изменением их экономической характеристики, принцип экономической обоснованности не нарушен.
Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2016 N 45-АПГ16-6 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 39.7 ЗК РФУстановление ставок арендной платы в процентах от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Так как из пояснительной записки к проекту нормативного правового акта субъекта РФ видно, что изменение части оспариваемых ставок вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, т.е. изменением их экономической характеристики, принцип экономической обоснованности не нарушен.
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или местного самоуправления
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019) и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 614 ГК РФ, п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Суд пришел к выводу, что порядок определения итоговой величины размера арендной платы в процентном отношении от рыночной стоимости с применением ключевой ставки Банка России не соответствует принципу экономической обоснованности. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019) и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 614 ГК РФ, п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Суд пришел к выводу, что порядок определения итоговой величины размера арендной платы в процентном отношении от рыночной стоимости с применением ключевой ставки Банка России не соответствует принципу экономической обоснованности. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5.5. Принцип экономической обоснованности (соразмерности
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5.5. Принцип экономической обоснованности (соразмерности
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применим ли при расчете регулируемой арендной платы нормативный правовой акт к периоду до того, как суд признал его недействующим
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, Приложение N 1 к Решению N 505 (в редакции от 31.10.2019), устанавливающее значения КФИ земельных участков, признано недействующим в полном объеме на основании решения Приморского краевого суда от 27.09.2021 по делу N 3а-212/2021 (вступило в силу 20.01.2022). Приложением N 1 к Решению N 306 (ранее действующий нормативный акт) были установлены идентичные КФИ земельных участков, то есть уполномоченным органом при их формировании использовался аналогичный механизм, противоречащий принципу экономической обоснованности, установленный Приморским краевым судом при рассмотрении дела N 3а-212/2021.
Применим ли при расчете регулируемой арендной платы нормативный правовой акт к периоду до того, как суд признал его недействующим
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, Приложение N 1 к Решению N 505 (в редакции от 31.10.2019), устанавливающее значения КФИ земельных участков, признано недействующим в полном объеме на основании решения Приморского краевого суда от 27.09.2021 по делу N 3а-212/2021 (вступило в силу 20.01.2022). Приложением N 1 к Решению N 306 (ранее действующий нормативный акт) были установлены идентичные КФИ земельных участков, то есть уполномоченным органом при их формировании использовался аналогичный механизм, противоречащий принципу экономической обоснованности, установленный Приморским краевым судом при рассмотрении дела N 3а-212/2021.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В частности, на основании п. 3 ст. 3 НК РФ (принцип экономической обоснованности налогов) при разрешении споров, связанных с взиманием НДС, необходимо принимать во внимание, что по своей экономико-правовой природе НДС является налогом на потребление товаров (работ, услуг), то есть косвенным налогом, перелагаемым на потребителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В частности, на основании п. 3 ст. 3 НК РФ (принцип экономической обоснованности налогов) при разрешении споров, связанных с взиманием НДС, необходимо принимать во внимание, что по своей экономико-правовой природе НДС является налогом на потребление товаров (работ, услуг), то есть косвенным налогом, перелагаемым на потребителей.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582
(ред. от 22.06.2024)
"Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
(ред. от 22.06.2024)
"Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
Статья: О соотношении понятий судебного усмотрения и аналогий закона и права
(Пискунов Д.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Вместе с тем согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 <28>, являющемуся общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, двумя основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются: принцип экономической обоснованности и принцип запрета необоснованных предпочтений.
(Пискунов Д.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Вместе с тем согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 <28>, являющемуся общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, двумя основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются: принцип экономической обоснованности и принцип запрета необоснованных предпочтений.
Статья: Требования по налогу на прибыль от реализации имущества должника. Комментарий к Постановлению КС РФ от 31 мая 2023 года N 28-П
(Резанов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)а) квалификация налога на прибыль от продажи имущества в конкурсе как текущего требования нарушает принцип экономической обоснованности налогообложения (ст. 3 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ под прибылью в контексте налогового законодательства понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Так как реализация имущества в конкурсе производится не для целей получения должником прибыли, а для погашения уже имеющейся задолженности перед кредиторами, то финансовый результат, полученный от реализации, не может рассматриваться в качестве дохода, учитываемого при расчете налога на прибыль <4>;
(Резанов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)а) квалификация налога на прибыль от продажи имущества в конкурсе как текущего требования нарушает принцип экономической обоснованности налогообложения (ст. 3 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ под прибылью в контексте налогового законодательства понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Так как реализация имущества в конкурсе производится не для целей получения должником прибыли, а для погашения уже имеющейся задолженности перед кредиторами, то финансовый результат, полученный от реализации, не может рассматриваться в качестве дохода, учитываемого при расчете налога на прибыль <4>;
Статья: Концепция налога как правовой формы возложения обязанности: генезис идеи
(Журавлева О.О.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<25> См., напр.: Крохина Ю.А. Правовой принцип экономической обоснованности налога // Налоги и финансовое право. 2012. N 3. С. 141 - 146.
(Журавлева О.О.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<25> См., напр.: Крохина Ю.А. Правовой принцип экономической обоснованности налога // Налоги и финансовое право. 2012. N 3. С. 141 - 146.
Статья: Платность использования земель, находящихся в публичной собственности, без их предоставления юридическим или физическим лицам и установления сервитутов
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики [13] сформулировал позицию о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 [14] (далее - Постановление N 582) в части установления принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в публичной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими органами. В связи с этим суды при оценке нормативных актов исходят из следующего: поскольку плата за разрешение на размещение объектов без предоставления земельного участка в порядке главы V.6 ЗК РФ является не договорной, а регулируемой, при установлении правил ее определения подлежат применению принципы определения арендной платы, включая принцип экономической обоснованности <16>. При этом суды прямо указывают на то, что правовая природа платы за использование земли при размещении объектов схожа с отношениями при определении арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными в аренду <17>.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики [13] сформулировал позицию о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 [14] (далее - Постановление N 582) в части установления принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в публичной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими органами. В связи с этим суды при оценке нормативных актов исходят из следующего: поскольку плата за разрешение на размещение объектов без предоставления земельного участка в порядке главы V.6 ЗК РФ является не договорной, а регулируемой, при установлении правил ее определения подлежат применению принципы определения арендной платы, включая принцип экономической обоснованности <16>. При этом суды прямо указывают на то, что правовая природа платы за использование земли при размещении объектов схожа с отношениями при определении арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными в аренду <17>.
Статья: Влияние изменения налогового законодательства на стадию возбуждения производства по пересмотру судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
(Тимофеев Ю.А.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Дополнение перечня юридических фактов, необходимых для возбуждения производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, обязанностью по оплате государственной пошлины требует приведения в соответствие с этим норм арбитражного процессуального права, регулирующих процессуальную деятельность суда и заявителей на этой стадии правоприменительного цикла. Требования к форме и содержанию заявления о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам необходимо дополнить обязанностью заявителя приложить к заявлению документы об оплате государственной пошлины в установленном порядке и размере, или документы, подтверждающие право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера, о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты. Если заявитель не оплатил государственную пошлину либо при заявлении одного из вышеуказанных ходатайств не приложил документы, подтверждающие их обоснованность, у арбитражного суда должна быть возможность предоставить заявителю разумный срок для устранения недостатков заявления. Для этого гл. 37 АПК следует дополнить статьей, устанавливающей основания и порядок оставления заявления о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам без движения. Основания для возвращения заявления о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам следует дополнить двумя новыми основаниями: не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, в срок, установленный в определении суда; отклонено ходатайство заявителя об освобождении от уплаты государственной пошлины, о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты, об уменьшении ее размера. Предлагаемые новеллы позволят обеспечить единство внутренней организации процессуальной деятельности на стадии возбуждения производства в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций с аналогичной стадией производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Автором также обосновывается, что размер государственной пошлины, подлежащей уплате физическим лицом за подачу в арбитражный суд заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, является завышенным, не отвечает принципам экономической обоснованности, равенства всех перед законом и не коррелирует с размерами государственной пошлины за совершение схожих юридически значимых действий как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции.
(Тимофеев Ю.А.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Дополнение перечня юридических фактов, необходимых для возбуждения производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, обязанностью по оплате государственной пошлины требует приведения в соответствие с этим норм арбитражного процессуального права, регулирующих процессуальную деятельность суда и заявителей на этой стадии правоприменительного цикла. Требования к форме и содержанию заявления о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам необходимо дополнить обязанностью заявителя приложить к заявлению документы об оплате государственной пошлины в установленном порядке и размере, или документы, подтверждающие право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера, о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты. Если заявитель не оплатил государственную пошлину либо при заявлении одного из вышеуказанных ходатайств не приложил документы, подтверждающие их обоснованность, у арбитражного суда должна быть возможность предоставить заявителю разумный срок для устранения недостатков заявления. Для этого гл. 37 АПК следует дополнить статьей, устанавливающей основания и порядок оставления заявления о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам без движения. Основания для возвращения заявления о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам следует дополнить двумя новыми основаниями: не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, в срок, установленный в определении суда; отклонено ходатайство заявителя об освобождении от уплаты государственной пошлины, о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты, об уменьшении ее размера. Предлагаемые новеллы позволят обеспечить единство внутренней организации процессуальной деятельности на стадии возбуждения производства в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций с аналогичной стадией производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Автором также обосновывается, что размер государственной пошлины, подлежащей уплате физическим лицом за подачу в арбитражный суд заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, является завышенным, не отвечает принципам экономической обоснованности, равенства всех перед законом и не коррелирует с размерами государственной пошлины за совершение схожих юридически значимых действий как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции.
Статья: Налог на сверхприбыль у реорганизованных организаций
(Синицын В.Г.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 1)Учет средней прибыли за 2018 - 2019 гг. реорганизованной организации, выделившей другую организацию, для расчета сверхприбыли должен осуществляться самой реорганизованной организацией в полном объеме (пример 2). Учет средней прибыли организацией, возникшей в результате выделения, полностью или частично, приведет к учету одних и тех же сумм при расчете сверхприбыли обеими организациями, что противоречит принципу экономической обоснованности налогообложения (п. 3 ст. 3 НК РФ).
(Синицын В.Г.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 1)Учет средней прибыли за 2018 - 2019 гг. реорганизованной организации, выделившей другую организацию, для расчета сверхприбыли должен осуществляться самой реорганизованной организацией в полном объеме (пример 2). Учет средней прибыли организацией, возникшей в результате выделения, полностью или частично, приведет к учету одних и тех же сумм при расчете сверхприбыли обеими организациями, что противоречит принципу экономической обоснованности налогообложения (п. 3 ст. 3 НК РФ).
Статья: Некоторые проблемы оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом специфики применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)В качестве примера, демонстрирующего установление налоговой ставки выше экономически обоснованного значения, может служить судебный спор одного из доверителей авторов статьи, работающего в сфере гостиничного обслуживания в Курской области. Землевладелец пытался оспорить в судебном порядке значение коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (далее - КВИ) для своего вида разрешенного использования земельного участка и доказать, что установленный в субъекте Российской Федерации тариф является экономически не обоснованным, что не отвечает принципу, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (в рассматриваемом случае принцип экономической обоснованности выражается в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель). Доказательством несоблюдения принципа экономической обоснованности, установленного указанным Постановлением, явилась несопоставимость полученного результата с другими (соседними, обладающими сходными социально-экономическими условиями) регионами (см. табл. 2).
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)В качестве примера, демонстрирующего установление налоговой ставки выше экономически обоснованного значения, может служить судебный спор одного из доверителей авторов статьи, работающего в сфере гостиничного обслуживания в Курской области. Землевладелец пытался оспорить в судебном порядке значение коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (далее - КВИ) для своего вида разрешенного использования земельного участка и доказать, что установленный в субъекте Российской Федерации тариф является экономически не обоснованным, что не отвечает принципу, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (в рассматриваемом случае принцип экономической обоснованности выражается в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель). Доказательством несоблюдения принципа экономической обоснованности, установленного указанным Постановлением, явилась несопоставимость полученного результата с другими (соседними, обладающими сходными социально-экономическими условиями) регионами (см. табл. 2).
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)В силу пункта 49 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы, которые не соответствуют критериям, указанным в статье 252 названного Кодекса, то есть не отвечают принципам экономической обоснованности и не направлены на получение дохода".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)В силу пункта 49 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы, которые не соответствуют критериям, указанным в статье 252 названного Кодекса, то есть не отвечают принципам экономической обоснованности и не направлены на получение дохода".
Статья: Правовой статус горной выработки как объекта обложения налогом на имущество организаций
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)В судебной практике есть примеры признания горных выработок частями участков недр. Например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2018 года N Ф02-5421/2018 по делу N А78-3062/2018 отмечено, что спорные объекты (горизонты шахт, штреки) имеют неразрывную связь с участками недр и фактически представляют собой составную часть другой недвижимой вещи - участка недр, предоставленного недропользователю для добычи полезных ископаемых. Более того, суд отметил, что спорные объекты не только не относятся к недвижимому имуществу, облагаемому налогом на имущество организаций, но и, являясь неотъемлемой частью недр как природных ресурсов, в силу прямого указания пункта четвертого статьи 374 НК РФ не являются объектами обложения налогом на имущество организаций, поскольку использование таких объектов облагается природоресурсными платежами, входящими наряду с налогом на имущество в систему налогов и сборов (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог), что соотносится с принципом экономической обоснованности налогообложения.
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)В судебной практике есть примеры признания горных выработок частями участков недр. Например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2018 года N Ф02-5421/2018 по делу N А78-3062/2018 отмечено, что спорные объекты (горизонты шахт, штреки) имеют неразрывную связь с участками недр и фактически представляют собой составную часть другой недвижимой вещи - участка недр, предоставленного недропользователю для добычи полезных ископаемых. Более того, суд отметил, что спорные объекты не только не относятся к недвижимому имуществу, облагаемому налогом на имущество организаций, но и, являясь неотъемлемой частью недр как природных ресурсов, в силу прямого указания пункта четвертого статьи 374 НК РФ не являются объектами обложения налогом на имущество организаций, поскольку использование таких объектов облагается природоресурсными платежами, входящими наряду с налогом на имущество в систему налогов и сборов (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог), что соотносится с принципом экономической обоснованности налогообложения.
Статья: Новеллы и действующая практика установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
(Крестьянцева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Несмотря на наличие, например, принципа экономической обоснованности исчисления арендной платы, размер арендной платы за один и тот же земельный участок может различаться в несколько раз исключительно в зависимости от того, кто является его арендодателем: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) или местная администрация.
(Крестьянцева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Несмотря на наличие, например, принципа экономической обоснованности исчисления арендной платы, размер арендной платы за один и тот же земельный участок может различаться в несколько раз исключительно в зависимости от того, кто является его арендодателем: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) или местная администрация.