Принцип эффективности использования бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип эффективности использования бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление казначейства, его обжалование
(КонсультантПлюс, 2025)Представление казначейства не отменяют из-за того, что объект контроля не извещен об осмотре купленного помещения, если есть другие доказательства нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Представление казначейства не отменяют из-за того, что объект контроля не извещен об осмотре купленного помещения, если есть другие доказательства нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ заключить без торгов контракт на работы из-за их срочности, если торги отменили из-за жалобы в контрольный орган
(КонсультантПлюс, 2025)Проведение неконкурентной процедуры закупки исключает участие потенциальных претендентов на заключение контракта, нарушает принципы экономии и эффективности использования бюджетных средств.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ заключить без торгов контракт на работы из-за их срочности, если торги отменили из-за жалобы в контрольный орган
(КонсультантПлюс, 2025)Проведение неконкурентной процедуры закупки исключает участие потенциальных претендентов на заключение контракта, нарушает принципы экономии и эффективности использования бюджетных средств.
Статья: Эффективность использования институтами развития бюджетных средств
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)В данной публикации освещены вопросы эффективности расходования бюджетных средств отдельной категорией юридических лиц, выполняющих публичные функции - институтами развития. В представленной работе показано, что наличие существенных проблем, связанных с управлением институтами развития бюджетными средствами, требует правового решения, которое лежит в плоскости бюджетно-правового регулирования. Авторами настоящей статьи рассматривается принцип эффективности использования средств бюджетов, вопросы реализации данного принципа в бюджетной деятельности институтов развития, а кроме того, задается вектор развития бюджетно-правового регулирования в части формирования механизма обеспечения эффективности расходования бюджетных средств институтами развития.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)В данной публикации освещены вопросы эффективности расходования бюджетных средств отдельной категорией юридических лиц, выполняющих публичные функции - институтами развития. В представленной работе показано, что наличие существенных проблем, связанных с управлением институтами развития бюджетными средствами, требует правового решения, которое лежит в плоскости бюджетно-правового регулирования. Авторами настоящей статьи рассматривается принцип эффективности использования средств бюджетов, вопросы реализации данного принципа в бюджетной деятельности институтов развития, а кроме того, задается вектор развития бюджетно-правового регулирования в части формирования механизма обеспечения эффективности расходования бюджетных средств институтами развития.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011)
(Извлечение)Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011)
(Извлечение)Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств
(ред. от 31.07.2025)Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств
Статья: Реализация принципа прозрачности (открытости) в бюджетной деятельности институтов развития
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<32> Обратим внимание, что в доктрине аналогичная проблема отмечается в отношении принципа эффективности использования бюджетных средств и обозначается в качестве "дефекта декларативности принципа". См. подробнее: Воронцов О.Г. Правовые дефекты принципа эффективности использования бюджетных средств // Журнал российского права. 2017. N 2. С. 110 - 119; СПС "КонсультантПлюс".
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<32> Обратим внимание, что в доктрине аналогичная проблема отмечается в отношении принципа эффективности использования бюджетных средств и обозначается в качестве "дефекта декларативности принципа". См. подробнее: Воронцов О.Г. Правовые дефекты принципа эффективности использования бюджетных средств // Журнал российского права. 2017. N 2. С. 110 - 119; СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Правовое регулирование и перспективы развития проектов социального воздействия
(Чернов И.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Реализация проектов соотносится с принципом эффективности использования бюджетных средств в части результативности их использования согласно БК РФ, даже при условии превышения размера гранта над затратами инвестора, что подтверждается следующими преимуществами:
(Чернов И.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Реализация проектов соотносится с принципом эффективности использования бюджетных средств в части результативности их использования согласно БК РФ, даже при условии превышения размера гранта над затратами инвестора, что подтверждается следующими преимуществами:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)В качестве вывода нужно отметить, что дальнейшее развитие уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, сопряженных с привлечением их к труду, является логичным и последовательным продолжением государственной политики по гуманизации уголовного законодательства, отвечает интересам общества и дальнейшего развития Российской Федерации, представляет собой баланс интересов государства в части соблюдения принципа неотвратимости наказания, эффективного расходования бюджетных средств и гражданского общества в части создания современной системы исполнения наказаний, позволяющей минимизировать негативные последствия от совершенных преступлений.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)В качестве вывода нужно отметить, что дальнейшее развитие уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, сопряженных с привлечением их к труду, является логичным и последовательным продолжением государственной политики по гуманизации уголовного законодательства, отвечает интересам общества и дальнейшего развития Российской Федерации, представляет собой баланс интересов государства в части соблюдения принципа неотвратимости наказания, эффективного расходования бюджетных средств и гражданского общества в части создания современной системы исполнения наказаний, позволяющей минимизировать негативные последствия от совершенных преступлений.
Статья: Добросовестность в бюджетных правоотношениях: публично-правовая адаптация
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Между тем в бюджетном праве присутствует собственная специфичная система основополагающих начал, соответствие которым является ожидаемым со стороны государства от всех участников бюджетных правоотношений <9> и применимых к конкретным субъектам, а не к системе в целом, - в качестве таковых в первую очередь можно выделить принцип эффективности использования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Между тем в бюджетном праве присутствует собственная специфичная система основополагающих начал, соответствие которым является ожидаемым со стороны государства от всех участников бюджетных правоотношений <9> и применимых к конкретным субъектам, а не к системе в целом, - в качестве таковых в первую очередь можно выделить принцип эффективности использования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статья: Концепция накопления (концентрации) общественно значимых публичных элементов в правоотношении как основание для неарбитрабельности спора
(Еремин В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)Целый ряд принципов бюджетного права может быть привлечен для усиления позиции о возможности и допустимости применения такого элемента, как бюджетные средства, причем с разных ракурсов. Например, на стадии исполнения решения против бюджета может быть применен принцип "иммунитета бюджета" (ст. 239 БК РФ), на который потенциально может сослаться публично-правовое образование и отказать в добровольной выплате суммы по проигранному делу в арбитраже, а другая сторона будет вынуждена обратиться в государственный суд в любом случае. Такой подход критикует А.В. Савенков и справедливо указывает следующее: "подход, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не допускается на основании арбитражного решения, представляется неверным, нарушающим принцип равенства и не соответствующим Конституции Российской Федерации" <44>. Также необходимо упомянуть другой принцип бюджетного права - принцип эффективности использования бюджетных средств. С его позиций публично-правовое образование и иные публичные субъекты, финансируемые полностью за счет средств бюджета, не могут участвовать в арбитраже в принципе, поскольку арбитраж априори будет дороже, чем рассмотрение спора в государственном суде.
(Еремин В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)Целый ряд принципов бюджетного права может быть привлечен для усиления позиции о возможности и допустимости применения такого элемента, как бюджетные средства, причем с разных ракурсов. Например, на стадии исполнения решения против бюджета может быть применен принцип "иммунитета бюджета" (ст. 239 БК РФ), на который потенциально может сослаться публично-правовое образование и отказать в добровольной выплате суммы по проигранному делу в арбитраже, а другая сторона будет вынуждена обратиться в государственный суд в любом случае. Такой подход критикует А.В. Савенков и справедливо указывает следующее: "подход, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не допускается на основании арбитражного решения, представляется неверным, нарушающим принцип равенства и не соответствующим Конституции Российской Федерации" <44>. Также необходимо упомянуть другой принцип бюджетного права - принцип эффективности использования бюджетных средств. С его позиций публично-правовое образование и иные публичные субъекты, финансируемые полностью за счет средств бюджета, не могут участвовать в арбитраже в принципе, поскольку арбитраж априори будет дороже, чем рассмотрение спора в государственном суде.
Статья: Государственные закупки экологически чистой продукции: стимулы vs конкуренция
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 2)Приоритетность рассмотрения принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ в соотношении с иными принципами контрактной системы, не позволяет в полной мере реализовывать в сфере государственных закупок социальную политику государства, направленную, как указано в ст. 7 Конституции РФ, в том числе на охрану здоровья, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 2)Приоритетность рассмотрения принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ в соотношении с иными принципами контрактной системы, не позволяет в полной мере реализовывать в сфере государственных закупок социальную политику государства, направленную, как указано в ст. 7 Конституции РФ, в том числе на охрану здоровья, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Государство не является "внешним" или "случайным" атрибутом рынка, напротив, оно выступает в качестве неотъемлемого системообразующего звена народного хозяйства. Как объясняет О.М. Олейник, "эйфория первого периода перехода к рынку в порыве резкого отрицания планового воздействия на экономику привела к переоценке возможностей рынка. Выяснилось, что многие общественно значимые задачи, в том числе и удержание рыночной свободы в конкурентных рамках, невозможно решать вне государственного механизма" <255>. По справедливому суждению Е.П. Губина, "необходимо учитывать, что воздействие государства на бизнес должно осуществляться исключительно через право, которое обеспечивает перевод усилий государства, применяемых им средств в плоскость практической деятельности. Эффективность средств государства зависит от эффективности правовых инструментов. Правовые нормы, закрепленные в соответствующих формах права, выступают основными инструментами правового регулирования" <256>. Применительно к отношениям в сфере несостоятельности (банкротства) это означает, что государство должно опираться на ясную систему норм и принципов, обеспечивающих транспарентность государственного участия, эффективность расходования бюджетных средств, отчего в конечном счете будет во многом зависеть стабильность экономики в целом.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Государство не является "внешним" или "случайным" атрибутом рынка, напротив, оно выступает в качестве неотъемлемого системообразующего звена народного хозяйства. Как объясняет О.М. Олейник, "эйфория первого периода перехода к рынку в порыве резкого отрицания планового воздействия на экономику привела к переоценке возможностей рынка. Выяснилось, что многие общественно значимые задачи, в том числе и удержание рыночной свободы в конкурентных рамках, невозможно решать вне государственного механизма" <255>. По справедливому суждению Е.П. Губина, "необходимо учитывать, что воздействие государства на бизнес должно осуществляться исключительно через право, которое обеспечивает перевод усилий государства, применяемых им средств в плоскость практической деятельности. Эффективность средств государства зависит от эффективности правовых инструментов. Правовые нормы, закрепленные в соответствующих формах права, выступают основными инструментами правового регулирования" <256>. Применительно к отношениям в сфере несостоятельности (банкротства) это означает, что государство должно опираться на ясную систему норм и принципов, обеспечивающих транспарентность государственного участия, эффективность расходования бюджетных средств, отчего в конечном счете будет во многом зависеть стабильность экономики в целом.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Статья: О специальном правовом режиме финансовой деятельности государства в условиях экономических санкций
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Другим, не менее важным, а точнее наиважнейшим, вопросом является вопрос использования бюджетных средств. Ведь денежные средства мобилизуются в государственной казне, чтобы их расходовать. Реализация принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, в условиях экономических санкций должна быть ориентирована на исключение неоправданного увеличения и высокую эффективность расходов бюджетов бюджетной системы. По-прежнему актуальной проблемой являются бюджетные нарушения <3>.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Другим, не менее важным, а точнее наиважнейшим, вопросом является вопрос использования бюджетных средств. Ведь денежные средства мобилизуются в государственной казне, чтобы их расходовать. Реализация принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, в условиях экономических санкций должна быть ориентирована на исключение неоправданного увеличения и высокую эффективность расходов бюджетов бюджетной системы. По-прежнему актуальной проблемой являются бюджетные нарушения <3>.