Принцип функциональной независимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип функциональной независимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организационно-правовое обеспечение принципа независимости органов внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации: вопросы теории и практики
(Брехов А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Ключевые слова: система финансового контроля, принцип независимости, функциональная независимость, финансовая независимость, организационная независимость, компетенционно-функциональная независимость, подотчетность.
(Брехов А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Ключевые слова: система финансового контроля, принцип независимости, функциональная независимость, финансовая независимость, организационная независимость, компетенционно-функциональная независимость, подотчетность.
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)- в рамках оценки эффективности внутреннего финансового контроля важно учитывать стадии жизненного цикла контрольной деятельности, так как оценка отдельных критериев (например, адекватность способа организации масштабам деятельности учреждения, соблюдение принципа функциональной независимости; наличие и качество применяемого документационного обеспечения) целесообразна на этапе организации и интеграции процесса контроля. Также сокращение количества выявленных нарушений в динамике или снижение существенности выявляемых нарушений, отсутствие фактов привлечения к дисциплинарной ответственности оценивается положительно для "зрелой" системы внутреннего финансового контроля. Следовательно, при снижении результативности, может наблюдаться рост эффективности внутреннего финансового контроля. Во внешнем финансовом контроле такая динамика, скорее, указывает на неэффективный отбор объектов контроля и необоснованное планирование контрольных мероприятий.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)- в рамках оценки эффективности внутреннего финансового контроля важно учитывать стадии жизненного цикла контрольной деятельности, так как оценка отдельных критериев (например, адекватность способа организации масштабам деятельности учреждения, соблюдение принципа функциональной независимости; наличие и качество применяемого документационного обеспечения) целесообразна на этапе организации и интеграции процесса контроля. Также сокращение количества выявленных нарушений в динамике или снижение существенности выявляемых нарушений, отсутствие фактов привлечения к дисциплинарной ответственности оценивается положительно для "зрелой" системы внутреннего финансового контроля. Следовательно, при снижении результативности, может наблюдаться рост эффективности внутреннего финансового контроля. Во внешнем финансовом контроле такая динамика, скорее, указывает на неэффективный отбор объектов контроля и необоснованное планирование контрольных мероприятий.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.
(ред. от 31.07.2025)3. Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Отметим, что этические принципы, на наш взгляд, целесообразно закреплять на локальном уровне в документах, регламентирующих профессиональную этику контролеров. Принцип независимости, как было отмечено ранее, во внутреннем контроле определяется как принцип функциональной независимости. Принципы гибкости, оперативности, адаптивности характерны именно для внутреннего финансового контроля, так как гибкость и оперативность контрольной деятельности обусловлены возможностью ее корректировки внутри учреждения, а обеспечение адаптивности актуально по причине самостоятельности администрации учреждения в выборе способа организации и осуществления контроля.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Отметим, что этические принципы, на наш взгляд, целесообразно закреплять на локальном уровне в документах, регламентирующих профессиональную этику контролеров. Принцип независимости, как было отмечено ранее, во внутреннем контроле определяется как принцип функциональной независимости. Принципы гибкости, оперативности, адаптивности характерны именно для внутреннего финансового контроля, так как гибкость и оперативность контрольной деятельности обусловлены возможностью ее корректировки внутри учреждения, а обеспечение адаптивности актуально по причине самостоятельности администрации учреждения в выборе способа организации и осуществления контроля.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)ВФА осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению ВФА, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных ст. 160.2-1. БК РФ, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)ВФА осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению ВФА, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных ст. 160.2-1. БК РФ, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.
Статья: Конституционные (уставные) советы в субъектах Российской Федерации: подходы к определению
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Но органами конституционного надзора вновь созданные конституционные советы сегодня тоже не названы. Очевидно, что на текущий момент республиканский законодатель не определился с этой терминологией. Более того, если Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 г. "О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)" определяет этот совет как постоянно действующий государственный орган Республики Саха (Якутия), осуществляющий свою деятельность на принципах "организационной самостоятельности" и "функциональной независимости", то Закон Республики Башкортостан от 21 ноября 2022 г. "О Конституционном совете Республики Башкортостан" и Закон Республики Адыгея от 28 апреля 2022 г. "О Конституционном совете Республики Адыгея" не содержат дефиниции нового органа, а закрепляют только цели их создания.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Но органами конституционного надзора вновь созданные конституционные советы сегодня тоже не названы. Очевидно, что на текущий момент республиканский законодатель не определился с этой терминологией. Более того, если Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 г. "О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)" определяет этот совет как постоянно действующий государственный орган Республики Саха (Якутия), осуществляющий свою деятельность на принципах "организационной самостоятельности" и "функциональной независимости", то Закон Республики Башкортостан от 21 ноября 2022 г. "О Конституционном совете Республики Башкортостан" и Закон Республики Адыгея от 28 апреля 2022 г. "О Конституционном совете Республики Адыгея" не содержат дефиниции нового органа, а закрепляют только цели их создания.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно п. 5 названной ст. 160.2-1 БК РФ: внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином России; федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита; главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно п. 5 названной ст. 160.2-1 БК РФ: внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином России; федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита; главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
Статья: Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В статье 4 Закона Республики Татарстан от 13.06.2023 N 44-ЗРТ к принципам деятельности Конституционного совета отнесены: законность, объективность, организационная самостоятельность, функциональная независимость, коллегиальность, открытость, гласность. Здесь сразу возникает вопрос относительно принципа функциональной независимости. Будучи производным от высшей представительной (законодательной) ветви власти, ни один конституционный совет не может обладать организационной самостоятельностью и функциональной независимостью. Классический парламентаризм основан на признании функций первичного правотворчества, кроме того, организационная и функциональная автономия парламента рассматривается как нормативное условие разделения власти <16>.
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В статье 4 Закона Республики Татарстан от 13.06.2023 N 44-ЗРТ к принципам деятельности Конституционного совета отнесены: законность, объективность, организационная самостоятельность, функциональная независимость, коллегиальность, открытость, гласность. Здесь сразу возникает вопрос относительно принципа функциональной независимости. Будучи производным от высшей представительной (законодательной) ветви власти, ни один конституционный совет не может обладать организационной самостоятельностью и функциональной независимостью. Классический парламентаризм основан на признании функций первичного правотворчества, кроме того, организационная и функциональная автономия парламента рассматривается как нормативное условие разделения власти <16>.