Принцип единства экономического пространства
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип единства экономического пространства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке" КоАП РФ"Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, при осуществлении которой обязательным является соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эволюция разрешения споров в сфере профессионального киберспорта: от государственного правосудия к альтернативным способам урегулирования правовых конфликтов
(Ланг П.П., Валеев Д.Х.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Таким образом, в условиях цифровой трансформации общественных отношений и имплементации киберспортивных правоотношений в правовую систему Российской Федерации наблюдается императивная необходимость формирования специализированного правового дискурса, базирующегося на конституционном принципе единства экономического пространства (ст. 8 Конституции РФ <6>), что детерминирует потребность в создании комплексной системы юрисдикционного обеспечения киберспортивной индустрии.
(Ланг П.П., Валеев Д.Х.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Таким образом, в условиях цифровой трансформации общественных отношений и имплементации киберспортивных правоотношений в правовую систему Российской Федерации наблюдается императивная необходимость формирования специализированного правового дискурса, базирующегося на конституционном принципе единства экономического пространства (ст. 8 Конституции РФ <6>), что детерминирует потребность в создании комплексной системы юрисдикционного обеспечения киберспортивной индустрии.
Статья: Основные начала налогового права зарубежных стран: по мотивам трудов профессора Ильи Ильича Кучерова
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Построение налоговых систем в зарубежных странах может быть различным не только в силу проводимой фискальной политики, но и в силу государственного устройства и степени фискального федерализма <19>. Наличие или отсутствие в стране единства налоговой системы зависит от степени интеграции публично-правовых образований в рамках единого государства. Единство экономического пространства как конституционный принцип государственного управления в стране не всегда предполагает единство налоговой системы. В децентрализованных моделях фискального федерализма наблюдается множество различных налоговых систем, объединенных общенациональными принципами и требованиями, как правило закрепленными в конституционных актах. В США, Канаде, Швейцарии как децентрализованных государствах функционирует система отдельных налоговых систем, включающих свободу установления и введения налогов и сборов <20>, регулятивную и процедурную составляющие ("свои налоговые законы"). Такие страны пестрят разнообразными налогами и сборами. В США, к примеру, отсутствует исчерпывающий перечень налогов и сборов, поскольку федеральные органы власти не регулируют налоги и сборы штатов и муниципалитетов, равно как и не регулируют процедуру их взимания. Внутренняя гармонизация налоговых систем в децентрализованных государствах осуществляется преимущественно за счет "негативного" правотворчества - деятельности высших судов. В случае если введение налога на субфедеральном уровне препятствует свободному перемещению товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы внутри страны, такой налог будет подлежать отмене в силу судебного решения, направленного на защиту принципа единства экономического пространства.
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Построение налоговых систем в зарубежных странах может быть различным не только в силу проводимой фискальной политики, но и в силу государственного устройства и степени фискального федерализма <19>. Наличие или отсутствие в стране единства налоговой системы зависит от степени интеграции публично-правовых образований в рамках единого государства. Единство экономического пространства как конституционный принцип государственного управления в стране не всегда предполагает единство налоговой системы. В децентрализованных моделях фискального федерализма наблюдается множество различных налоговых систем, объединенных общенациональными принципами и требованиями, как правило закрепленными в конституционных актах. В США, Канаде, Швейцарии как децентрализованных государствах функционирует система отдельных налоговых систем, включающих свободу установления и введения налогов и сборов <20>, регулятивную и процедурную составляющие ("свои налоговые законы"). Такие страны пестрят разнообразными налогами и сборами. В США, к примеру, отсутствует исчерпывающий перечень налогов и сборов, поскольку федеральные органы власти не регулируют налоги и сборы штатов и муниципалитетов, равно как и не регулируют процедуру их взимания. Внутренняя гармонизация налоговых систем в децентрализованных государствах осуществляется преимущественно за счет "негативного" правотворчества - деятельности высших судов. В случае если введение налога на субфедеральном уровне препятствует свободному перемещению товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы внутри страны, такой налог будет подлежать отмене в силу судебного решения, направленного на защиту принципа единства экономического пространства.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Вместе с тем, оспариваемый нормативный правовой акт по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием предусматривает значительный рост ставок за 1 куб. м по лесу в среднем на 200 и более процентов, однако такое повышение ставок не имеет никакого экономического обоснования, нарушает принцип единства экономического пространства, поскольку в других близлежащих регионах ставки на ту же древесину значительно ниже.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Вместе с тем, оспариваемый нормативный правовой акт по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием предусматривает значительный рост ставок за 1 куб. м по лесу в среднем на 200 и более процентов, однако такое повышение ставок не имеет никакого экономического обоснования, нарушает принцип единства экономического пространства, поскольку в других близлежащих регионах ставки на ту же древесину значительно ниже.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Статья: Дискуссионные возможности юрисдикционной защиты гражданских прав и законных интересов в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Соломонов Е.В., Юрицин А.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)На основании изложенного полагаем, что полное отсутствие начал согласования и координации интересов участников контрактных отношений, одностороннее, в угоду заказчику навязывание модели отношений, обеспеченное разными неблагоприятными для частного контрагента последствиями под предлогом особенностей публичных интересов и специфики публичных закупок, вносят элементы неравенства в контрактную систему закупок <29>. При этом установление мер ответственности за уклонение от заключения контракта не позволяет квалифицировать отношения между заказчиком и его контрагентом в качестве субординационных, так как ответственность последнего не связана с возможностью принуждения частного субъекта к вступлению в имущественные контрактные отношения. В результате этого имеет место дискредитация принципов конституционного, гражданского и процессуального права, что на фоне перманентных кризисов и стагнации отечественной экономики ставит заказчиков, действующих за счет публичных бюджетов, в монопольное недобросовестное положение как в части исключительности в вопросах осуществления крупных заказов и полной зависимости ряда отраслей экономики от публичных финансов, так и по вопросам завуалированного диктования своей воли при создании видимости равноправия и свободы участия в гражданском обороте. Данные факты, безусловно, подрывают принцип единства экономического пространства по вопросам однородности регулирования частноправовых имущественных отношений и равных начал участия в них публично-правовых субъектов.
(Соломонов Е.В., Юрицин А.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)На основании изложенного полагаем, что полное отсутствие начал согласования и координации интересов участников контрактных отношений, одностороннее, в угоду заказчику навязывание модели отношений, обеспеченное разными неблагоприятными для частного контрагента последствиями под предлогом особенностей публичных интересов и специфики публичных закупок, вносят элементы неравенства в контрактную систему закупок <29>. При этом установление мер ответственности за уклонение от заключения контракта не позволяет квалифицировать отношения между заказчиком и его контрагентом в качестве субординационных, так как ответственность последнего не связана с возможностью принуждения частного субъекта к вступлению в имущественные контрактные отношения. В результате этого имеет место дискредитация принципов конституционного, гражданского и процессуального права, что на фоне перманентных кризисов и стагнации отечественной экономики ставит заказчиков, действующих за счет публичных бюджетов, в монопольное недобросовестное положение как в части исключительности в вопросах осуществления крупных заказов и полной зависимости ряда отраслей экономики от публичных финансов, так и по вопросам завуалированного диктования своей воли при создании видимости равноправия и свободы участия в гражданском обороте. Данные факты, безусловно, подрывают принцип единства экономического пространства по вопросам однородности регулирования частноправовых имущественных отношений и равных начал участия в них публично-правовых субъектов.
Статья: Актуальные проблемы проведения торгов в электронной форме при реализации прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности
(Королев Е.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Так, некоторые организаторы торгов устанавливают определенные временные ограничения на подачу заявок, тем не менее аукцион является открытым и принять участие в нем могут все заинтересованные лица, но в такой ситуации организатор априори ограничивает доступ к аукциону потенциальным участникам. Полагаем, что имеет место противоречие ст. 8 Конституции РФ, которая предусматривает принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции и т.д.
(Королев Е.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Так, некоторые организаторы торгов устанавливают определенные временные ограничения на подачу заявок, тем не менее аукцион является открытым и принять участие в нем могут все заинтересованные лица, но в такой ситуации организатор априори ограничивает доступ к аукциону потенциальным участникам. Полагаем, что имеет место противоречие ст. 8 Конституции РФ, которая предусматривает принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции и т.д.
Статья: Основные направления правового регулирования "зеленого" налогообложения для целей предпринимательской деятельности: опыт зарубежных стран
(Егорова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Принципы предпринимательского права - это основные идеи, начала, которые пронизывают систему предпринимательского законодательства и реализуются в отношениях с участием различных субъектов предпринимательской деятельности. К отраслевым принципам предпринимательской деятельности можно отнести: принцип свободы предпринимательской деятельности, принцип единства экономического пространства, принцип недопущения осуществления недобросовестной конкуренции, принцип достижения баланса государственного и иного социального регулирования предпринимательской деятельности <3>.
(Егорова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Принципы предпринимательского права - это основные идеи, начала, которые пронизывают систему предпринимательского законодательства и реализуются в отношениях с участием различных субъектов предпринимательской деятельности. К отраслевым принципам предпринимательской деятельности можно отнести: принцип свободы предпринимательской деятельности, принцип единства экономического пространства, принцип недопущения осуществления недобросовестной конкуренции, принцип достижения баланса государственного и иного социального регулирования предпринимательской деятельности <3>.
Статья: К вопросу о принципах имущественного налогообложения
(Кузнецов И.А.)
("Современный юрист", 2022, N 2)К заключительным принципам имущественного налогообложения как правового института можно отнести принцип единства экономического пространства, предусматривающий запрет на установление налогов и сборов, которые ограничивают или препятствуют осуществлению не запрещенной экономической деятельности, а также принцип толкования в пользу налогоплательщика неустранимых сомнений. Первый из представленных принципов является продолжением общей концепции единства финансовой политики. При этом сам вопрос соотношения полномочий субъектов налоговой системы является неоднозначным. Обоснованна позиция исследователей, указывающих на возможность наступления финансовых рисков в случае самостоятельного определения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований отдельных элементов конструкции налогов. Более того, сама система построения соответствующих налогов применительно к рассматриваемому принципу должна быть максимально прозрачной и непротиворечивой.
(Кузнецов И.А.)
("Современный юрист", 2022, N 2)К заключительным принципам имущественного налогообложения как правового института можно отнести принцип единства экономического пространства, предусматривающий запрет на установление налогов и сборов, которые ограничивают или препятствуют осуществлению не запрещенной экономической деятельности, а также принцип толкования в пользу налогоплательщика неустранимых сомнений. Первый из представленных принципов является продолжением общей концепции единства финансовой политики. При этом сам вопрос соотношения полномочий субъектов налоговой системы является неоднозначным. Обоснованна позиция исследователей, указывающих на возможность наступления финансовых рисков в случае самостоятельного определения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований отдельных элементов конструкции налогов. Более того, сама система построения соответствующих налогов применительно к рассматриваемому принципу должна быть максимально прозрачной и непротиворечивой.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) целями федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) целями федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1).
Статья: О практике налогообложения недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2024, N 11)Перелагая это на принципы российского налогового права, можно сказать, что чрезмерное разнообразие региональных правил нарушало бы принцип единства экономического пространства, закрепленный в п. 4 ст. 3 НК РФ. Другими частными проблемами кадастровой оценки могут быть, например, процедурные аспекты и оспаривание кадастровой оценки. Как отмечается исследователями, при решении проблемы налоговой конкуренции нужен "компромисс, выстраиваемый на балансе региональных полномочий и разумных федеральных ограничений" <24>.
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2024, N 11)Перелагая это на принципы российского налогового права, можно сказать, что чрезмерное разнообразие региональных правил нарушало бы принцип единства экономического пространства, закрепленный в п. 4 ст. 3 НК РФ. Другими частными проблемами кадастровой оценки могут быть, например, процедурные аспекты и оспаривание кадастровой оценки. Как отмечается исследователями, при решении проблемы налоговой конкуренции нужен "компромисс, выстраиваемый на балансе региональных полномочий и разумных федеральных ограничений" <24>.
Статья: Влияние Конституции Российской Федерации на системообразующие категории финансового права
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Экономико-правовые основы финансовых отношений базируются на принципах единства экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) и запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74). Эти принципы создают правовую базу для налоговой и бюджетной систем, гарантируя стабильность финансовых механизмов государства и их соответствие требованиям федеративного устройства страны. Вместе с тем следует согласиться, что в Конституции РФ "ведущая роль государства в экономических делах не определена прямо, ее приходится констатировать путем трактовки ряда норм - в частности о том, что в России гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, установление правовых основ единого рынка и т.д." <4>.
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Экономико-правовые основы финансовых отношений базируются на принципах единства экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) и запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74). Эти принципы создают правовую базу для налоговой и бюджетной систем, гарантируя стабильность финансовых механизмов государства и их соответствие требованиям федеративного устройства страны. Вместе с тем следует согласиться, что в Конституции РФ "ведущая роль государства в экономических делах не определена прямо, ее приходится констатировать путем трактовки ряда норм - в частности о том, что в России гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, установление правовых основ единого рынка и т.д." <4>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В Конституции РФ не указано, относятся ли какие-либо вопросы ценовой политики и ценообразования к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Не ясно также, какие вопросы ценовой политики и ценообразования относятся к ведению субъектов РФ. Согласно ст. 73 Конституции РФ вне "пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти". Значит ли это, что к ведению РФ относится лишь установление "основ ценовой политики", а собственно регулирование ценообразования, включая установление именно твердых регулируемых (фиксированных) цен и механизма определения косвенно регулируемых цен, относится к ведению субъектов РФ? Очевидно, нет, иначе подрывались бы закрепленные в Конституции РФ (п. 1 ст. 8) принципы единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории всей страны. Представляется, что не только основы ценовой политики, но и основные вопросы регулирования ценообразования должны находиться в ведении РФ, а часть вопросов, касающихся установления цен в розничной торговле, на розничных рынках, в сфере коммунальных услуг и бытового обслуживания населения, должны находиться в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Соответствующие коррективы необходимо внести в ст. 71 и 72 Конституции РФ.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В Конституции РФ не указано, относятся ли какие-либо вопросы ценовой политики и ценообразования к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Не ясно также, какие вопросы ценовой политики и ценообразования относятся к ведению субъектов РФ. Согласно ст. 73 Конституции РФ вне "пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти". Значит ли это, что к ведению РФ относится лишь установление "основ ценовой политики", а собственно регулирование ценообразования, включая установление именно твердых регулируемых (фиксированных) цен и механизма определения косвенно регулируемых цен, относится к ведению субъектов РФ? Очевидно, нет, иначе подрывались бы закрепленные в Конституции РФ (п. 1 ст. 8) принципы единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории всей страны. Представляется, что не только основы ценовой политики, но и основные вопросы регулирования ценообразования должны находиться в ведении РФ, а часть вопросов, касающихся установления цен в розничной торговле, на розничных рынках, в сфере коммунальных услуг и бытового обслуживания населения, должны находиться в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Соответствующие коррективы необходимо внести в ст. 71 и 72 Конституции РФ.
Статья: Развитие публичной власти в судебных актах и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации: к 30-летию Конституции Российской Федерации
(Иванов И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Важной позицией Конституционного Суда РФ было соотношение принципа единства экономического пространства и принципов организации и функционирования публичной власти, которые в совокупности направлены на обеспечение государственного единства и территориальной целостности <9>. Орган конституционного контроля в начале 2000-х гг. еще не выводил принцип единства системы публичной власти, но, проводя параллели с принципом единства экономического пространства, видел необходимость соотношения публичной власти именно с последним принципом.
(Иванов И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Важной позицией Конституционного Суда РФ было соотношение принципа единства экономического пространства и принципов организации и функционирования публичной власти, которые в совокупности направлены на обеспечение государственного единства и территориальной целостности <9>. Орган конституционного контроля в начале 2000-х гг. еще не выводил принцип единства системы публичной власти, но, проводя параллели с принципом единства экономического пространства, видел необходимость соотношения публичной власти именно с последним принципом.