Принцип двух ключей
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип двух ключей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Банкротство медицинской организации: возможность признания главного врача контролирующим должника лицом: современная практика арбитражных судов
(Абросимова Е.А., Балакин Р.Д.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)На основании п. 3 ст. 65.3 ГК РФ допускается разделение компетенции единоличного исполнительного органа между несколькими лицами, которые действуют совместно (реализация принципа "двух ключей" [2, с. 268]), или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. Соответственно, устав медицинской организации может предусматривать наличие нескольких единоличных исполнительных органов, например главного врача и генерального директора. В таких случаях к компетенции главного врача относятся профильные вопросы, связанные с осуществлением медицинской деятельности, а иные вопросы, не связанные с медицинской деятельностью, входят в компетенцию генерального директора [3, с. 160].
(Абросимова Е.А., Балакин Р.Д.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)На основании п. 3 ст. 65.3 ГК РФ допускается разделение компетенции единоличного исполнительного органа между несколькими лицами, которые действуют совместно (реализация принципа "двух ключей" [2, с. 268]), или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. Соответственно, устав медицинской организации может предусматривать наличие нескольких единоличных исполнительных органов, например главного врача и генерального директора. В таких случаях к компетенции главного врача относятся профильные вопросы, связанные с осуществлением медицинской деятельности, а иные вопросы, не связанные с медицинской деятельностью, входят в компетенцию генерального директора [3, с. 160].
Статья: Востребованность налоговых инструментов стимулирования капитальных вложений у российских организаций
(Покровская Н.В., Разуваева А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6)В российском налоговом законодательстве представлен обширный перечень налоговых инструментов стимулирования инвестиций, аналоги которых используются и в зарубежной практике. Однако стоит отметить, что применение большинства льгот накладывает на налогоплательщика существенные ограничения. Кроме того, большое количество налоговых льгот построено по принципу "двух ключей" и предполагает определение параметров налогового стимулирования региональными властями. Этот факт приводит к неравномерному распределению возможностей по применению налоговых льгот по регионам.
(Покровская Н.В., Разуваева А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6)В российском налоговом законодательстве представлен обширный перечень налоговых инструментов стимулирования инвестиций, аналоги которых используются и в зарубежной практике. Однако стоит отметить, что применение большинства льгот накладывает на налогоплательщика существенные ограничения. Кроме того, большое количество налоговых льгот построено по принципу "двух ключей" и предполагает определение параметров налогового стимулирования региональными властями. Этот факт приводит к неравномерному распределению возможностей по применению налоговых льгот по регионам.
Статья: Предоставление полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица нескольким лицам, действующим совместно. Плюсы и минусы юридической конструкции
(Самойлов И.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 1)Тем не менее проблема создания в хозяйственных обществах системы "защиты от дурака", или принципа "двух ключей" "четырех глаз" реально существует.
(Самойлов И.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 1)Тем не менее проблема создания в хозяйственных обществах системы "защиты от дурака", или принципа "двух ключей" "четырех глаз" реально существует.
Статья: Проблемные аспекты законного представительства юридических лиц в цивилистическом процессе
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10)Анализ судебной практики показал, что судами квалифицируется в качестве законного представительство интересов общества его единоличным исполнительным органом. Однако, несмотря на это, для обеспечения интересов общества посредством реализации полномочий директора, а именно обеспечение выполнения общих стандартов добросовестного и разумного поведения руководителя <15>, законодателю следует, во-первых, быть более открытым к знакам правоприменительной практики, сигнализирующим о наличии негативной неопределенности, что также может свидетельствовать о существовании правовых дефектов в вопросах законного представительства, во-вторых, обеспечить работоспособность механизма, направленного на недопущение злоупотребления корпоративной структурой. Одним из инструментов данного механизма может являться "принцип двух ключей", основной задачей которого является поиск золотой середины между рентабельностью организации и сдерживанием единоличного исполнительного органа от неподобающего поведения. Структура и содержание данного принципа подробно описаны в статье М.А. Андрианова, Н.А. Потапова <16>, суть которых сводится к предоставлению полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, работающим совместно. Другим инструментом может выступать рецепция иностранных подходов, например, имплементация принципов деятельности исполнительных органов - принципа лояльности (duty of loyalty) и принципа должной степени заботливости (duty of care) <17>.
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10)Анализ судебной практики показал, что судами квалифицируется в качестве законного представительство интересов общества его единоличным исполнительным органом. Однако, несмотря на это, для обеспечения интересов общества посредством реализации полномочий директора, а именно обеспечение выполнения общих стандартов добросовестного и разумного поведения руководителя <15>, законодателю следует, во-первых, быть более открытым к знакам правоприменительной практики, сигнализирующим о наличии негативной неопределенности, что также может свидетельствовать о существовании правовых дефектов в вопросах законного представительства, во-вторых, обеспечить работоспособность механизма, направленного на недопущение злоупотребления корпоративной структурой. Одним из инструментов данного механизма может являться "принцип двух ключей", основной задачей которого является поиск золотой середины между рентабельностью организации и сдерживанием единоличного исполнительного органа от неподобающего поведения. Структура и содержание данного принципа подробно описаны в статье М.А. Андрианова, Н.А. Потапова <16>, суть которых сводится к предоставлению полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, работающим совместно. Другим инструментом может выступать рецепция иностранных подходов, например, имплементация принципов деятельности исполнительных органов - принципа лояльности (duty of loyalty) и принципа должной степени заботливости (duty of care) <17>.
Статья: Ответственность единоличного исполнительного органа корпорации и ее управляющего
(Лаптев В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Единоличный исполнительный орган в большинстве российских корпоративных организаций представлен одним лицом. Однако с 2014 г. был заимствован зарубежный опыт управления компанией с множественностью лиц (единоличных исполнительных органов), и при выборе модели управления бизнесом можно установить совместное (принцип "двух ключей") и раздельное руководство текущей деятельностью несколькими лицами (автономия и независимость каждого директора) <3>.
(Лаптев В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Единоличный исполнительный орган в большинстве российских корпоративных организаций представлен одним лицом. Однако с 2014 г. был заимствован зарубежный опыт управления компанией с множественностью лиц (единоличных исполнительных органов), и при выборе модели управления бизнесом можно установить совместное (принцип "двух ключей") и раздельное руководство текущей деятельностью несколькими лицами (автономия и независимость каждого директора) <3>.
Статья: Множественный единоличный исполнительный орган: проблемы законодательства и практики
(Шиткина И.С.)
("Закон", 2021, N 9)Совместное осуществление полномочий (принцип "двух ключей") имеет целью предотвращение ошибок или злоупотреблений со стороны директоров, позволяет более эффективно реализовать контроль со стороны акционеров (участников). Чаще всего эта модель используется в обществе с несколькими участниками, где каждый доверяет управление текущей деятельностью общества своему директору, хотя несколько директоров могут быть назначены и в так называемой компании одного лица, когда единственный участник желает обезопасить систему управления, создав систему сдержек и противовесов.
(Шиткина И.С.)
("Закон", 2021, N 9)Совместное осуществление полномочий (принцип "двух ключей") имеет целью предотвращение ошибок или злоупотреблений со стороны директоров, позволяет более эффективно реализовать контроль со стороны акционеров (участников). Чаще всего эта модель используется в обществе с несколькими участниками, где каждый доверяет управление текущей деятельностью общества своему директору, хотя несколько директоров могут быть назначены и в так называемой компании одного лица, когда единственный участник желает обезопасить систему управления, создав систему сдержек и противовесов.
Статья: Наследственный договор как новый инструмент сохранения семейного бизнеса
(Пугачева Н.В., Серенко С.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 5)Если наследников два или более, то для предоставления им равных возможностей по управлению бизнесом предлагается возложить на них обязанность по управлению юридическим лицом по принципу "двух ключей" - правоспособность юридического лица будет реализовываться при одновременном согласии нескольких лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа, действующих совместно или независимо друг от друга, но в этом случае требуется внести изменения в учредительные документы хозяйственного общества (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Кроме того, по нашему мнению, на наследников может быть возложена обязанность голосовать тем или иным образом при принятии корпоративных решений, в том числе единообразно. Однако не стоит увлекаться в ограничении права наследников принимать бизнес-решения, поскольку их эффективность зависит от оценки конкретных ситуаций, которые наследодатель в весьма отдаленной перспективе не в силах предусмотреть.
(Пугачева Н.В., Серенко С.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 5)Если наследников два или более, то для предоставления им равных возможностей по управлению бизнесом предлагается возложить на них обязанность по управлению юридическим лицом по принципу "двух ключей" - правоспособность юридического лица будет реализовываться при одновременном согласии нескольких лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа, действующих совместно или независимо друг от друга, но в этом случае требуется внести изменения в учредительные документы хозяйственного общества (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Кроме того, по нашему мнению, на наследников может быть возложена обязанность голосовать тем или иным образом при принятии корпоративных решений, в том числе единообразно. Однако не стоит увлекаться в ограничении права наследников принимать бизнес-решения, поскольку их эффективность зависит от оценки конкретных ситуаций, которые наследодатель в весьма отдаленной перспективе не в силах предусмотреть.
Статья: Применение теста Салини при определении инвестиций в практике международного центра по урегулированию инвестиционных споров
(Терешкова В.В., Гадалов Г.А.)
("Международное право и международные организации", 2021, N 3)Ключевые слова: принцип компетенции компетенции, принцип двух ключей, предметная юрисдикция, МЦУИС, тест Салини, инвестиционный арбитраж, иностранные инвестиции, инвестиционный спор, Вашингтонская конвенция, понятие "инвестиции".
(Терешкова В.В., Гадалов Г.А.)
("Международное право и международные организации", 2021, N 3)Ключевые слова: принцип компетенции компетенции, принцип двух ключей, предметная юрисдикция, МЦУИС, тест Салини, инвестиционный арбитраж, иностранные инвестиции, инвестиционный спор, Вашингтонская конвенция, понятие "инвестиции".
Статья: Представительство по косвенным искам: отдельные проблемы
(Моисеев С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 9)Новый уровень обозначенной проблемы обнаруживается при формировании в юридическом лице двух и более единоличных исполнительных органов, которые могут действовать как каждый самостоятельно, так и совместно. Если наличие двух и более самостоятельно действующих единоличных исполнительных органов еще позволяет суду выбрать точку зрения одного из них, как наиболее отвечающую интересам юридического лица, то разногласие между совместно действующими по принципу двух ключей лицами способно парализовать ведение производства по делу, ибо юридическое лицо будет неспособно выразить в суде свою волю.
(Моисеев С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 9)Новый уровень обозначенной проблемы обнаруживается при формировании в юридическом лице двух и более единоличных исполнительных органов, которые могут действовать как каждый самостоятельно, так и совместно. Если наличие двух и более самостоятельно действующих единоличных исполнительных органов еще позволяет суду выбрать точку зрения одного из них, как наиболее отвечающую интересам юридического лица, то разногласие между совместно действующими по принципу двух ключей лицами способно парализовать ведение производства по делу, ибо юридическое лицо будет неспособно выразить в суде свою волю.
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Тем не менее проблема создания в хозяйственных обществах системы "защиты от дурака" или действия принципа "два ключа - четыре глаза" реально существует.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Тем не менее проблема создания в хозяйственных обществах системы "защиты от дурака" или действия принципа "два ключа - четыре глаза" реально существует.
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Совместное осуществление полномочий ("принцип двух ключей") имеет целью предотвращение ошибок или злоупотреблений со стороны директоров, позволяет более эффективно реализовать контроль со стороны акционеров (участников). Чаще всего эта модель используется в обществе с несколькими участниками, где каждый доверяет управление обществом "своему" директору, хотя несколько директоров может быть назначено и в "компании одного лица", когда участник имеет целью снизить управленческие риски, создав систему "сдержек и противовесов".
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Совместное осуществление полномочий ("принцип двух ключей") имеет целью предотвращение ошибок или злоупотреблений со стороны директоров, позволяет более эффективно реализовать контроль со стороны акционеров (участников). Чаще всего эта модель используется в обществе с несколькими участниками, где каждый доверяет управление обществом "своему" директору, хотя несколько директоров может быть назначено и в "компании одного лица", когда участник имеет целью снизить управленческие риски, создав систему "сдержек и противовесов".
Статья: Эволюция принципов федерализма в России в свете конституционных преобразований 2020 г.
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)К сожалению, сложившийся механизм разграничения полномочий со временем оказался очень громоздким и не вполне удобным. Речь прежде всего идет о принципе "двух ключей", который касается полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, реализуемых данными органами самостоятельно за счет средств региональных бюджетов. Имеется в виду, что одни и те же полномочия должны получать двойное закрепление - в отраслевом федеральном законе, а также в соответствующем перечне полномочий, установленных в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)К сожалению, сложившийся механизм разграничения полномочий со временем оказался очень громоздким и не вполне удобным. Речь прежде всего идет о принципе "двух ключей", который касается полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, реализуемых данными органами самостоятельно за счет средств региональных бюджетов. Имеется в виду, что одни и те же полномочия должны получать двойное закрепление - в отраслевом федеральном законе, а также в соответствующем перечне полномочий, установленных в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".