Принцип достоверности ЕГРЮЛ
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип достоверности ЕГРЮЛ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Государственные информационные системы" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""При этом, действующее законодательство исходит из принципа достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, носящих общедоступный характер (ст. 4 Закона N 129-ФЗ, ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Непредставление юридическим достоверных сведений или представление юридическим лицом недостоверных и противоречивых сведений нарушает права неограниченного круга лиц, являющихся пользователями информационных ресурсов, потенциальных и существующих кредиторов на получение достоверной информации и создает тем самым угрозу их интересам в сфере экономической деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К проблеме публичной достоверности ЕГРЮЛ при совершении сделок с долями в обществах с ограниченной ответственностью
(Холоденко Ю.В., Наземцев Д.М.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 5)Говоря о правовом регулировании принципа публичной достоверности ЕГРЮЛ применительно к сведениям о долях в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (ООО), закрепленном в так называемом регистрационном законодательстве <4>, следует подчеркнуть, что он нашел свое развитие в общей норме ГК РФ, посвященной правилам, регулирующим вопросы государственной регистрации прав на имущество. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статья 8.1 ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале ООО и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ЕГРЮЛ и т.д.
(Холоденко Ю.В., Наземцев Д.М.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 5)Говоря о правовом регулировании принципа публичной достоверности ЕГРЮЛ применительно к сведениям о долях в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (ООО), закрепленном в так называемом регистрационном законодательстве <4>, следует подчеркнуть, что он нашел свое развитие в общей норме ГК РФ, посвященной правилам, регулирующим вопросы государственной регистрации прав на имущество. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статья 8.1 ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале ООО и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ЕГРЮЛ и т.д.
Статья: Применимость континентального принципа добросовестности к заверениям об обстоятельствах
(Соскиева А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Среди прочего автор данного исследования не усматривает в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда противоречий с принципом публичной достоверности Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ), о котором пишут некоторые авторы <5>. Коль скоро речь идет о заверениях об обстоятельствах как правовом инструменте, позволяющем оптимизировать различного рода издержки при заключении договоров, необходимо понимать, что получение сведений из официальных общедоступных сводов информации вроде ЕГРЮЛ и ЕГРН или же, к примеру, картотеки арбитражных дел, на самом деле не дает субъекту полной картины относительно отчуждаемых по договору активов или о состоянии компании в рамках рынка, так же как и обмен сертификатами о полномочиях не дает стопроцентной гарантии действительности сделки.
(Соскиева А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Среди прочего автор данного исследования не усматривает в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда противоречий с принципом публичной достоверности Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ), о котором пишут некоторые авторы <5>. Коль скоро речь идет о заверениях об обстоятельствах как правовом инструменте, позволяющем оптимизировать различного рода издержки при заключении договоров, необходимо понимать, что получение сведений из официальных общедоступных сводов информации вроде ЕГРЮЛ и ЕГРН или же, к примеру, картотеки арбитражных дел, на самом деле не дает субъекту полной картины относительно отчуждаемых по договору активов или о состоянии компании в рамках рынка, так же как и обмен сертификатами о полномочиях не дает стопроцентной гарантии действительности сделки.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)При рассмотрении данной категории требований не следует забывать принцип публичной достоверности сведений ЕГРЮЛ для третьих лиц. Верховным Судом РФ дано разъяснение, согласно которому при применении ст. 174 ГК РФ по сделкам корпорации, в которой существует несколько лиц, осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа, бремя доказывания того, что третье лицо знало или должно было знать об ограничениях полномочий одного из данных лиц, возлагается на лиц, в интересах которых они установлены (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)При рассмотрении данной категории требований не следует забывать принцип публичной достоверности сведений ЕГРЮЛ для третьих лиц. Верховным Судом РФ дано разъяснение, согласно которому при применении ст. 174 ГК РФ по сделкам корпорации, в которой существует несколько лиц, осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа, бремя доказывания того, что третье лицо знало или должно было знать об ограничениях полномочий одного из данных лиц, возлагается на лиц, в интересах которых они установлены (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
"Доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: гражданско-правовые проблемы правового режима и оборота"
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Статут", 2023)Второй учет прав на долю ведется государством. Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом. В состав сведений о юридическом лице, образующих содержание государственного реестра, согласно подп. "д" п. 1 ст. 5 включаются сведения об учредителях или участниках юридического лица, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размере и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей. Согласно ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Пункт 4 ст. 31.1 Закона об ООО развивает принципы публичности и достоверности ведения Единого государственного реестра юридических лиц.
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Статут", 2023)Второй учет прав на долю ведется государством. Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом. В состав сведений о юридическом лице, образующих содержание государственного реестра, согласно подп. "д" п. 1 ст. 5 включаются сведения об учредителях или участниках юридического лица, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размере и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей. Согласно ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Пункт 4 ст. 31.1 Закона об ООО развивает принципы публичности и достоверности ведения Единого государственного реестра юридических лиц.
Статья: Нотариальный контроль за выходом участника из общества с ограниченной ответственностью: проблемы правового регулирования и реализации
(Кожокарь А.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Обратим также внимание на то, что заявление о выходе может быть получено обществом от нотариуса раньше, чем будет внесена соответствующая запись о переходе доли к обществу в ЕГРЮЛ. А.Р. Тигранян полагает, что "участники корпорации могут предусмотреть в уставе, что в их отношениях между собой участник считается вышедшим из общества с момента получения обществом заявления участника общества о выходе из общества или с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ - в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее. Целью подачи заявления в ЕГРЮЛ является публичное объявление о прекращении права на долю у данного участника, и в этом проявляется принцип публичности и достоверности ЕГРЮЛ... Если информация уже доведена до участников общества ранее внесения записи в ЕГРЮЛ, участники не могут в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие записи в ЕГРЮЛ..." [37, с. 60]. В любом случае для всех третьих лиц указанные изменения, связанные с выходом участника из общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Подчеркнем также, что доля вышедшего участника переходит к обществу с даты внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц в связи с выходом участника общества из общества, если право на выход из общества участника общества предусмотрено уставом общества (подп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО). В научной литературе ошибочно утверждается, что этой датой является получение обществом заявления о выходе [10; 36, с. 187].
(Кожокарь А.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Обратим также внимание на то, что заявление о выходе может быть получено обществом от нотариуса раньше, чем будет внесена соответствующая запись о переходе доли к обществу в ЕГРЮЛ. А.Р. Тигранян полагает, что "участники корпорации могут предусмотреть в уставе, что в их отношениях между собой участник считается вышедшим из общества с момента получения обществом заявления участника общества о выходе из общества или с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ - в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее. Целью подачи заявления в ЕГРЮЛ является публичное объявление о прекращении права на долю у данного участника, и в этом проявляется принцип публичности и достоверности ЕГРЮЛ... Если информация уже доведена до участников общества ранее внесения записи в ЕГРЮЛ, участники не могут в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие записи в ЕГРЮЛ..." [37, с. 60]. В любом случае для всех третьих лиц указанные изменения, связанные с выходом участника из общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Подчеркнем также, что доля вышедшего участника переходит к обществу с даты внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц в связи с выходом участника общества из общества, если право на выход из общества участника общества предусмотрено уставом общества (подп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО). В научной литературе ошибочно утверждается, что этой датой является получение обществом заявления о выходе [10; 36, с. 187].
Статья: Проблемы определения и выплаты действительной стоимости доли выбывшего участника в российской судебной практике
(Тигранян А.Р.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)Означает ли законодательное изменение момента, с которого выход участника из общества считается состоявшимся, отрицание сделочной природы волеизъявления выбывшего участника? Представляется, что нет. Заявление о выходе из общества является односторонней сделкой с отодвинутым правовым эффектом. До внесения изменений заявление о выходе порождало правовые последствия с даты получения обществом либо с даты, когда такое заявление считается полученным по правилам ст. 165.1 Гражданского кодекса <9>. В настоящее время правовой эффект такого волеизъявления наступает не ранее внесения изменений в ЕГРЮЛ. Но как быть в ситуации, когда заявление о выходе из общества получено ранее, чем внесена запись в ЕГРЮЛ? Ведь из содержания п. 1.1 ст. 26 Закона N 14-ФЗ следует, что при подаче заявления о выходе из Общества нотариус совершает два юридически значимых действия: 1) подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ; 2) отправляет в Общество удостоверенное заявление участника общества о выходе из общества, а также копию заявления, отправленного в ЕГРЮЛ. На практике может сложиться ситуация, когда заявление о выходе получено обществом раньше, чем регистрирующим органом внесена запись о переходе доли к обществу <10>. De lege lata участник может считаться вышедшим из общества только с даты внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц <11>. Вместе с тем, учитывая принцип диспозитивности корпоративного права и принимая во внимание сделочную природу устава <12>, участники корпорации могут предусмотреть в уставе, что в их отношениях между собой участник считается вышедшим из общества с момента получения обществом заявления участника общества о выходе из общества или с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ - в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее. Целью подачи заявления в ЕГРЮЛ является публичное объявление о прекращении права на долю у данного участника, и в этом проявляется принцип публичности и достоверности ЕГРЮЛ <13>. Если информация уже доведена до участников общества ранее внесения записи в ЕГРЮЛ, участники не могут в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие записи в ЕГРЮЛ <14>. В подобных случаях внесение записи в ЕГРЮЛ имеет значение скорее для третьих лиц, а не для участников общества, получивших заявление о выходе из общества ранее внесения записи в ЕГРЮЛ <15>.
(Тигранян А.Р.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)Означает ли законодательное изменение момента, с которого выход участника из общества считается состоявшимся, отрицание сделочной природы волеизъявления выбывшего участника? Представляется, что нет. Заявление о выходе из общества является односторонней сделкой с отодвинутым правовым эффектом. До внесения изменений заявление о выходе порождало правовые последствия с даты получения обществом либо с даты, когда такое заявление считается полученным по правилам ст. 165.1 Гражданского кодекса <9>. В настоящее время правовой эффект такого волеизъявления наступает не ранее внесения изменений в ЕГРЮЛ. Но как быть в ситуации, когда заявление о выходе из общества получено ранее, чем внесена запись в ЕГРЮЛ? Ведь из содержания п. 1.1 ст. 26 Закона N 14-ФЗ следует, что при подаче заявления о выходе из Общества нотариус совершает два юридически значимых действия: 1) подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ; 2) отправляет в Общество удостоверенное заявление участника общества о выходе из общества, а также копию заявления, отправленного в ЕГРЮЛ. На практике может сложиться ситуация, когда заявление о выходе получено обществом раньше, чем регистрирующим органом внесена запись о переходе доли к обществу <10>. De lege lata участник может считаться вышедшим из общества только с даты внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц <11>. Вместе с тем, учитывая принцип диспозитивности корпоративного права и принимая во внимание сделочную природу устава <12>, участники корпорации могут предусмотреть в уставе, что в их отношениях между собой участник считается вышедшим из общества с момента получения обществом заявления участника общества о выходе из общества или с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ - в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее. Целью подачи заявления в ЕГРЮЛ является публичное объявление о прекращении права на долю у данного участника, и в этом проявляется принцип публичности и достоверности ЕГРЮЛ <13>. Если информация уже доведена до участников общества ранее внесения записи в ЕГРЮЛ, участники не могут в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие записи в ЕГРЮЛ <14>. В подобных случаях внесение записи в ЕГРЮЛ имеет значение скорее для третьих лиц, а не для участников общества, получивших заявление о выходе из общества ранее внесения записи в ЕГРЮЛ <15>.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)ПРИНЦИП ПУБЛИЧНОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЕСТРА: лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)ПРИНЦИП ПУБЛИЧНОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЕСТРА: лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 ст. 51 ГК РФ).