Принадлежность ГК
Подборка наиболее важных документов по запросу Принадлежность ГК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 135 "Главная вещь и принадлежность" ГК РФСТАТЬЯ 135 "ГЛАВНАЯ ВЕЩЬ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ" ГК РФ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 135 "Главная вещь и принадлежность" ГК РФСТАТЬЯ 135 "ГЛАВНАЯ ВЕЩЬ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ" ГК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)передайте автомобиль покупателю вместе со всеми необходимыми документами и принадлежностями (ст. 456 ГК РФ). Оформить это можно составлением акта приема-передачи автомобиля. Если на машину не был оформлен электронный ПТС, не забудьте внести в ПТС записи о смене собственника (п. 32.2 Требований к паспорту транспортного средства).
(КонсультантПлюс, 2025)передайте автомобиль покупателю вместе со всеми необходимыми документами и принадлежностями (ст. 456 ГК РФ). Оформить это можно составлением акта приема-передачи автомобиля. Если на машину не был оформлен электронный ПТС, не забудьте внести в ПТС записи о смене собственника (п. 32.2 Требований к паспорту транспортного средства).
Готовое решение: Как составить договор купли-продажи здания
(КонсультантПлюс, 2025)Продавец по умолчанию должен передать здание вместе с его принадлежностями (п. 2 ст. 456 ГК РФ). Но будет лучше, если вы перечислите в договоре все имущество, которое передается со зданием. Это поможет избежать споров о том, должен ли продавец передать покупателю конкретное имущество.
(КонсультантПлюс, 2025)Продавец по умолчанию должен передать здание вместе с его принадлежностями (п. 2 ст. 456 ГК РФ). Но будет лучше, если вы перечислите в договоре все имущество, которое передается со зданием. Это поможет избежать споров о том, должен ли продавец передать покупателю конкретное имущество.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 135. Главная вещь и принадлежность
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 135. Главная вещь и принадлежность
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 464. Последствия неисполнения обязанности передать принадлежности и документы, относящиеся к товару
(ред. от 24.06.2025)Статья 464. Последствия неисполнения обязанности передать принадлежности и документы, относящиеся к товару
Статья: К вопросу о доказывании при заявлении требований о компенсации морального вреда, причиненного оспариваемым действием, решением, бездействием органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, наделенного отдельными государственными или публичными полномочиями, должностного лица, государственного и муниципального служащего
(Павленко К.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Как указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2020 г. N 23 "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу" <11>, поскольку вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069, 1070, 1071 ГК РФ), то по уголовным делам (например, о преступлениях, предусмотренных ст. 285, 286 Уголовного кодекса РФ <12>) к участию в судебном разбирательстве привлекаются представители финансового органа, выступающего от имени казны, либо главные распорядители бюджетных средств по ведомственной принадлежности (ст. 1071 ГК РФ).
(Павленко К.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Как указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2020 г. N 23 "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу" <11>, поскольку вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069, 1070, 1071 ГК РФ), то по уголовным делам (например, о преступлениях, предусмотренных ст. 285, 286 Уголовного кодекса РФ <12>) к участию в судебном разбирательстве привлекаются представители финансового органа, выступающего от имени казны, либо главные распорядители бюджетных средств по ведомственной принадлежности (ст. 1071 ГК РФ).
Готовое решение: Как юридическое лицо может продать автомобиль физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)Передайте одновременно с автомобилем необходимые принадлежности (п. 2 ст. 456 ГК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Передайте одновременно с автомобилем необходимые принадлежности (п. 2 ст. 456 ГК РФ):
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Очевидно, что объектом вещного права может быть только целая вещь, но не часть вещи, тем более находящаяся в составе другой вещи и тем самым являющаяся ее составной частью. В отечественной доктрине и в законодательстве объекты, не являющиеся самостоятельными вещами, нередко отождествляются с принадлежностями главной вещи <193>. Между тем речь идет о принципиально различных объектах: составные части являются не имеющими самостоятельного значения частями других вещей <194> (и потому всегда разделяют юридическую судьбу последних), тогда как принадлежности - это самостоятельные вещи. Хотя они и предназначены для обслуживания другой (главной) вещи, но могут использоваться и в качестве самостоятельных объектов вещных прав, а их отсутствие не влечет признания главной вещи незаконченной или не способной выполнять свое хозяйственное назначение. Поэтому согласно диспозитивному правилу ст. 135 ГК РФ принадлежности следуют судьбе главной вещи не всегда, а лишь если договором не предусмотрено иное.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Очевидно, что объектом вещного права может быть только целая вещь, но не часть вещи, тем более находящаяся в составе другой вещи и тем самым являющаяся ее составной частью. В отечественной доктрине и в законодательстве объекты, не являющиеся самостоятельными вещами, нередко отождествляются с принадлежностями главной вещи <193>. Между тем речь идет о принципиально различных объектах: составные части являются не имеющими самостоятельного значения частями других вещей <194> (и потому всегда разделяют юридическую судьбу последних), тогда как принадлежности - это самостоятельные вещи. Хотя они и предназначены для обслуживания другой (главной) вещи, но могут использоваться и в качестве самостоятельных объектов вещных прав, а их отсутствие не влечет признания главной вещи незаконченной или не способной выполнять свое хозяйственное назначение. Поэтому согласно диспозитивному правилу ст. 135 ГК РФ принадлежности следуют судьбе главной вещи не всегда, а лишь если договором не предусмотрено иное.
Статья: Совокупный залог. Часть II: раздробление заложенного имущества
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 4)В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона об ипотеке вещь, являющаяся предметом ипотеки, считается заложенной вместе с принадлежностями (ст. 135 ГК РФ) как единое целое. К.Н. Анненков писал, что распространение залога на принадлежности главной обременяемой залогом вещи является случаем залога на основании закона, "совершенно независимо от того - было ли упомянуто о них в акте залога как о предметах, подпадающих залогу, или нет" (существующие и будущие), если иное прямо не предусмотрено в договоре залога <100>. "Следовательно, главная вещь и ее принадлежность представляют собой отделимые друг от друга разнородные вещи, отличающиеся тем, что главная вещь может использоваться по назначению и без принадлежности, а принадлежность по этому общему для них назначению без главной вещи использоваться не может" <101>. Это не совсем верно. Обе вещи могут использоваться, отчуждаться, обременяться залогом и т.д. <102>. Но вещь стала находиться в режиме связи главной вещи и принадлежности, что повлияло на общее правило ее оборотоспособности. Повлияло мягко, эту связь можно легко разорвать, но все-таки влияние было оказано в виде установления общего правила.
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 4)В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона об ипотеке вещь, являющаяся предметом ипотеки, считается заложенной вместе с принадлежностями (ст. 135 ГК РФ) как единое целое. К.Н. Анненков писал, что распространение залога на принадлежности главной обременяемой залогом вещи является случаем залога на основании закона, "совершенно независимо от того - было ли упомянуто о них в акте залога как о предметах, подпадающих залогу, или нет" (существующие и будущие), если иное прямо не предусмотрено в договоре залога <100>. "Следовательно, главная вещь и ее принадлежность представляют собой отделимые друг от друга разнородные вещи, отличающиеся тем, что главная вещь может использоваться по назначению и без принадлежности, а принадлежность по этому общему для них назначению без главной вещи использоваться не может" <101>. Это не совсем верно. Обе вещи могут использоваться, отчуждаться, обременяться залогом и т.д. <102>. Но вещь стала находиться в режиме связи главной вещи и принадлежности, что повлияло на общее правило ее оборотоспособности. Повлияло мягко, эту связь можно легко разорвать, но все-таки влияние было оказано в виде установления общего правила.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Возникнув в Древнем Риме, понятие "недвижимость" в настоящее время стало общепринятым. Но при этом по законодательству зарубежных стран недвижимое имущество трактуется по-разному, например, права на земельный участок варьируются от охвата ими только поверхностного слоя до возможности распоряжения недрами земли. Кроме того, в законодательстве ряда стран некоторые вещи рассматриваются как пограничные между движимыми и недвижимыми вещами - фикрерсы (термин в России не применяется), то есть движимые предметы, прикрепленные к земле или размещенные в зданиях и сооружениях, ставшие неотъемлемой частью объекта недвижимости (лифт, оборудование отопительной системы и т.п.) <6>. В целом грань между движимыми и недвижимыми вещами для разных стран может отличаться. Или, например, в Германии и Польше ряд объектов (сооружения, многолетние насаждения, мелиоративные системы и др.) не относится ни к недвижимым, ни к движимым вещам <7>. Учитывая в том числе и это, согласно ст. 1205 ГК РФ, принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где такое имущество находится.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Возникнув в Древнем Риме, понятие "недвижимость" в настоящее время стало общепринятым. Но при этом по законодательству зарубежных стран недвижимое имущество трактуется по-разному, например, права на земельный участок варьируются от охвата ими только поверхностного слоя до возможности распоряжения недрами земли. Кроме того, в законодательстве ряда стран некоторые вещи рассматриваются как пограничные между движимыми и недвижимыми вещами - фикрерсы (термин в России не применяется), то есть движимые предметы, прикрепленные к земле или размещенные в зданиях и сооружениях, ставшие неотъемлемой частью объекта недвижимости (лифт, оборудование отопительной системы и т.п.) <6>. В целом грань между движимыми и недвижимыми вещами для разных стран может отличаться. Или, например, в Германии и Польше ряд объектов (сооружения, многолетние насаждения, мелиоративные системы и др.) не относится ни к недвижимым, ни к движимым вещам <7>. Учитывая в том числе и это, согласно ст. 1205 ГК РФ, принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где такое имущество находится.
Статья: ФНС о "разделении" в бухучете единого объекта основных средств
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)В гражданском законодательстве признаки недвижимых "вещей" (а не "имущества", о котором говорится в НК РФ, что важно при спорах о замощениях) даны в ст. 130, 133.1 ГК РФ (к которой в силу ее буквального содержания не имеют отношения доводы о том, что государственная регистрация объекта недвижимости не является обязательным признаком последней) и п. 1 ст. 141.3 ГК РФ, согласно которому такие вещи являются результатом строительства (что на операционном уровне означает наличие соответствующих документов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ). На этом применение ГК РФ для целей установления факта наличия искомого объекта налогообложения заканчивается. Применение же с этой целью ст. 133 "Неделимые вещи", ст. 134 "Сложные вещи", ст. 135 "Главная вещь и принадлежность" ГК РФ, признаков недвижимых вещей не содержащих, выходит за пределы "компетенции" гражданского законодательства, четко обозначенной в НК РФ, и означает вмешательство в сферу бухгалтерского законодательства для его блокирования и вытеснения.
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)В гражданском законодательстве признаки недвижимых "вещей" (а не "имущества", о котором говорится в НК РФ, что важно при спорах о замощениях) даны в ст. 130, 133.1 ГК РФ (к которой в силу ее буквального содержания не имеют отношения доводы о том, что государственная регистрация объекта недвижимости не является обязательным признаком последней) и п. 1 ст. 141.3 ГК РФ, согласно которому такие вещи являются результатом строительства (что на операционном уровне означает наличие соответствующих документов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ). На этом применение ГК РФ для целей установления факта наличия искомого объекта налогообложения заканчивается. Применение же с этой целью ст. 133 "Неделимые вещи", ст. 134 "Сложные вещи", ст. 135 "Главная вещь и принадлежность" ГК РФ, признаков недвижимых вещей не содержащих, выходит за пределы "компетенции" гражданского законодательства, четко обозначенной в НК РФ, и означает вмешательство в сферу бухгалтерского законодательства для его блокирования и вытеснения.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Пункт 2 ст. 1229 ГК РФ допускает принадлежность исключительного права на произведение совместно нескольким лицам, каждое из которых становится правообладателем (соправообладателем). Когда обладателями исключительного права на произведение являются одновременно несколько лиц, им приходится решать вопросы использования произведения, распоряжения исключительными правами на него, распределения доходов от использования произведения либо распоряжения правом на него, защиты исключительных прав. Вследствие этого между соправообладателями складываются "внутренние" взаимоотношения по поводу совместного правообладания авторским произведением, которые по своей природе являются относительными - договорными.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Пункт 2 ст. 1229 ГК РФ допускает принадлежность исключительного права на произведение совместно нескольким лицам, каждое из которых становится правообладателем (соправообладателем). Когда обладателями исключительного права на произведение являются одновременно несколько лиц, им приходится решать вопросы использования произведения, распоряжения исключительными правами на него, распределения доходов от использования произведения либо распоряжения правом на него, защиты исключительных прав. Вследствие этого между соправообладателями складываются "внутренние" взаимоотношения по поводу совместного правообладания авторским произведением, которые по своей природе являются относительными - договорными.
Статья: Институт развития как лицо публичного права
(Кузнецов С.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 4)В научной литературе высказываются позиции о принадлежности государственных корпораций к лицам публичного права. Так, Е.О. Адарченко подчеркивает, что государственные корпорации изначально являлись юридическими лицами публичного права, и, хотя в российском законодательстве не существует такого термина, на практике такая форма юридического лица успешно используется. По мнению автора, государственные корпорации являются одним из видов публичных юридических лиц, наряду с самим государством и его органами, а также Центральным банком Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации и другими структурами, регулирование которых невозможно восполнить только положениями о юридических лицах, содержащимися в Гражданском кодексе Российской Федерации <28>. Д.М. Стриханова в своем диссертационном исследовании предложила определить государственную корпорацию как юридическое лицо публичного права, созданное для реализации общественно значимых публичных интересов в экономической сфере и обладающее властными полномочиями, что влечет сочетание в его статусе частноправовых и публично-правовых элементов <29>. О.А. Ястребов отстаивает необходимость применения конструкции юридического лица публичного права по отношению ко всем организациям, действующим от имени публично-правовых образований и/или в публичных интересах, не являющимся органами публичной власти, но наделенным хотя бы в некоторой степени властными полномочиями <30>, при этом, по его мнению, созданные в России государственные корпорации представляют собой не что иное, как учреждения децентрализованной функциональной администрации. Некоторые ученые доказывают необходимость использования концепции юридического лица публичного права по отношению к конкретным государственным корпорациям, например государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" <31>.
(Кузнецов С.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 4)В научной литературе высказываются позиции о принадлежности государственных корпораций к лицам публичного права. Так, Е.О. Адарченко подчеркивает, что государственные корпорации изначально являлись юридическими лицами публичного права, и, хотя в российском законодательстве не существует такого термина, на практике такая форма юридического лица успешно используется. По мнению автора, государственные корпорации являются одним из видов публичных юридических лиц, наряду с самим государством и его органами, а также Центральным банком Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации и другими структурами, регулирование которых невозможно восполнить только положениями о юридических лицах, содержащимися в Гражданском кодексе Российской Федерации <28>. Д.М. Стриханова в своем диссертационном исследовании предложила определить государственную корпорацию как юридическое лицо публичного права, созданное для реализации общественно значимых публичных интересов в экономической сфере и обладающее властными полномочиями, что влечет сочетание в его статусе частноправовых и публично-правовых элементов <29>. О.А. Ястребов отстаивает необходимость применения конструкции юридического лица публичного права по отношению ко всем организациям, действующим от имени публично-правовых образований и/или в публичных интересах, не являющимся органами публичной власти, но наделенным хотя бы в некоторой степени властными полномочиями <30>, при этом, по его мнению, созданные в России государственные корпорации представляют собой не что иное, как учреждения децентрализованной функциональной администрации. Некоторые ученые доказывают необходимость использования концепции юридического лица публичного права по отношению к конкретным государственным корпорациям, например государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" <31>.
Статья: Традиционализм и прагматизм в административно-правовой науке
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Различные виды разрешительных полномочий рассматриваются применительно к отраслям публичного и частного права, их цивилистическая принадлежность закреплена Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Административное право рассматривает такие полномочия как элемент компетенции федеральных органов исполнительной власти, закрепляемой в положениях о них, утверждаемых в зависимости от подчинения - указами Президента РФ и постановлениями федерального Правительства. Цивилистические и иные непубличные полномочия следует рассматривать в контексте распорядительной деятельности федеральных министерств и ведомств, что особенно наглядно на примере полномочий имущественного регулирования, отнесенных по общему правилу к полномочиям федеральных служб, но осуществляемых также - применительно к объектам их систем - федеральными министерствами и агентствами.
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Различные виды разрешительных полномочий рассматриваются применительно к отраслям публичного и частного права, их цивилистическая принадлежность закреплена Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Административное право рассматривает такие полномочия как элемент компетенции федеральных органов исполнительной власти, закрепляемой в положениях о них, утверждаемых в зависимости от подчинения - указами Президента РФ и постановлениями федерального Правительства. Цивилистические и иные непубличные полномочия следует рассматривать в контексте распорядительной деятельности федеральных министерств и ведомств, что особенно наглядно на примере полномочий имущественного регулирования, отнесенных по общему правилу к полномочиям федеральных служб, но осуществляемых также - применительно к объектам их систем - федеральными министерствами и агентствами.