Принадлежность автОрских прав
Подборка наиболее важных документов по запросу Принадлежность автОрских прав (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Кому принадлежат авторские права, если работу выполнил самозанятый?
(Усачева Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)"Практическая бухгалтерия", 2025, N 5
(Усачева Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)"Практическая бухгалтерия", 2025, N 5
Статья: Защита авторских прав на дизайн промышленного образца
(Карташова И.Ю.)
("Юрист", 2025, N 5)Но даже при наличии доказательств, свидетельствующих о принадлежности авторских прав, суд может отказать автору в защите прав, если автор не докажет факт нарушения его права. К примеру, из Постановления Суда по интеллектуальным правам от 8 августа 2024 г. N С01-858/2024 по делу N А40-115901/2022 следует, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего: идея, концепция, заложенные в осветительную систему истца, не охраняются авторским правом, охрана предоставляется только конкретному результату творческой деятельности (светильникам), т.е. для констатации факта нарушения необходимо установить, что были использованы те же самые произведения либо его часть в исходном или переработанном виде. Однако таких доказательств в материалах дела не представлено. Из материалов дела следует, что светильники, предлагаемые к продаже и реализуемые ответчиками, не являются воспроизведением либо переработкой отдельных частей светильников истца <7>. Такие решения возможны при совпадении общей концепции, которая не отличается своей новизной, но создание объекта отличается индивидуальным творческим трудом. Источником претензии правообладателя может являться некоторая схожесть дизайна промышленного образца в связи с его функциональным назначением. Безусловно, у стула, спортивной рамы или выставочного стенда могут быть схожие элементы, так как уже существуют общепринятые стандарты к конфигурации схожих объектов, но конструкторские решения, концепция и идеи не охраняются авторским правом. При любом творческом подходе можно изменить стандартные требования заказчика до неузнаваемости. Большинство споров возникает именно в связи с созданием объектов авторских прав на основании требования заказчика, когда исполнитель заключил договор на его разработку по результатам конкурса. Требования заказчика порой точь-в-точь соответствуют уже ранее созданным объектам, например, конструкции детской площадки или выставочного стенда, который был уже продемонстрирован некоторое время назад. В этих случаях судам следует исследовать, имелся ли творческий характер у первоначального произведения, был ли создан второй объект самостоятельным творческим трудом или является переработкой.
(Карташова И.Ю.)
("Юрист", 2025, N 5)Но даже при наличии доказательств, свидетельствующих о принадлежности авторских прав, суд может отказать автору в защите прав, если автор не докажет факт нарушения его права. К примеру, из Постановления Суда по интеллектуальным правам от 8 августа 2024 г. N С01-858/2024 по делу N А40-115901/2022 следует, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего: идея, концепция, заложенные в осветительную систему истца, не охраняются авторским правом, охрана предоставляется только конкретному результату творческой деятельности (светильникам), т.е. для констатации факта нарушения необходимо установить, что были использованы те же самые произведения либо его часть в исходном или переработанном виде. Однако таких доказательств в материалах дела не представлено. Из материалов дела следует, что светильники, предлагаемые к продаже и реализуемые ответчиками, не являются воспроизведением либо переработкой отдельных частей светильников истца <7>. Такие решения возможны при совпадении общей концепции, которая не отличается своей новизной, но создание объекта отличается индивидуальным творческим трудом. Источником претензии правообладателя может являться некоторая схожесть дизайна промышленного образца в связи с его функциональным назначением. Безусловно, у стула, спортивной рамы или выставочного стенда могут быть схожие элементы, так как уже существуют общепринятые стандарты к конфигурации схожих объектов, но конструкторские решения, концепция и идеи не охраняются авторским правом. При любом творческом подходе можно изменить стандартные требования заказчика до неузнаваемости. Большинство споров возникает именно в связи с созданием объектов авторских прав на основании требования заказчика, когда исполнитель заключил договор на его разработку по результатам конкурса. Требования заказчика порой точь-в-точь соответствуют уже ранее созданным объектам, например, конструкции детской площадки или выставочного стенда, который был уже продемонстрирован некоторое время назад. В этих случаях судам следует исследовать, имелся ли творческий характер у первоначального произведения, был ли создан второй объект самостоятельным творческим трудом или является переработкой.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)По делам о защите авторских и смежных прав истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав (с учетом закрепленной презумпции авторства) или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)По делам о защите авторских и смежных прав истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав (с учетом закрепленной презумпции авторства) или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)На основании п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" при разрешении вопроса о том, какой стороне надлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что ответчик обязан доказать выполнение им требований законодательства об авторском праве и смежных правах при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)На основании п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" при разрешении вопроса о том, какой стороне надлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что ответчик обязан доказать выполнение им требований законодательства об авторском праве и смежных правах при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком.
Статья: К вопросу об авторстве разработчиков компьютерных программ, созданных по госзаказу, и основаниях возникновения исключительного права на такие программы
(Ильина Е.А., Сарапкин И.Н.)
("Цивилист", 2025, N 2)Вместе с тем в соответствии с правоприменительной практикой и самой сущностью авторского права принадлежность исключительного права заказчику на РИД, созданный при исполнении контракта, не означает его изначального возникновения у заказчика: первоначально исключительное право возникает у автора (физического лица), далее переходит по контракту к подрядчику, являющемуся работодателем автора (если они состоят в трудовых отношениях), и только после этого исключительное право получает государственный заказчик.
(Ильина Е.А., Сарапкин И.Н.)
("Цивилист", 2025, N 2)Вместе с тем в соответствии с правоприменительной практикой и самой сущностью авторского права принадлежность исключительного права заказчику на РИД, созданный при исполнении контракта, не означает его изначального возникновения у заказчика: первоначально исключительное право возникает у автора (физического лица), далее переходит по контракту к подрядчику, являющемуся работодателем автора (если они состоят в трудовых отношениях), и только после этого исключительное право получает государственный заказчик.
Статья: Защита авторских прав в нотариальной практике
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Как следует из Обзоров судебной практики Верховного Суда РФ, исходя из характера спора о защите авторских прав на истце лежит обязанность доказать факты принадлежности ему авторских прав и использования данных прав ответчиком, на ответчике - выполнение им требований действующего законодательства при использовании соответствующих произведений <8>.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Как следует из Обзоров судебной практики Верховного Суда РФ, исходя из характера спора о защите авторских прав на истце лежит обязанность доказать факты принадлежности ему авторских прав и использования данных прав ответчиком, на ответчике - выполнение им требований действующего законодательства при использовании соответствующих произведений <8>.
Статья: Защита авторских прав на произведения, созданные искусственным интеллектом или с его помощью
(Кириллова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Права произведений, созданных искусственным интеллектом, должны быть защищены, при этом возникает справедливый вопрос, кому будут принадлежать авторские права. Многие специалисты по-разному отвечают на этот вопрос, единая позиция пока не сложилась. В связи с этим необходимо рассмотреть возможные варианты участия искусственного интеллекта в качестве автора произведений и основные подходы в сфере регулирования авторских прав на произведения, созданные искусственным интеллектом или с его помощью, и определить, может ли искусственный интеллект иметь авторские права, требующие правовой защиты.
(Кириллова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Права произведений, созданных искусственным интеллектом, должны быть защищены, при этом возникает справедливый вопрос, кому будут принадлежать авторские права. Многие специалисты по-разному отвечают на этот вопрос, единая позиция пока не сложилась. В связи с этим необходимо рассмотреть возможные варианты участия искусственного интеллекта в качестве автора произведений и основные подходы в сфере регулирования авторских прав на произведения, созданные искусственным интеллектом или с его помощью, и определить, может ли искусственный интеллект иметь авторские права, требующие правовой защиты.
Интервью: Призывы к использованию пиратских копий ни к чему хорошему не приведут
("Закон", 2023, N 5)- Активное вовлечение ИИ в создание нематериальных объектов ставит вопрос о принадлежности авторских прав. Кому принадлежат авторские права в таких случаях? И как должен решаться вопрос с авторскими правами, если ИИ создает объект, аналогичный тому, который уже охраняется авторским правом?
("Закон", 2023, N 5)- Активное вовлечение ИИ в создание нематериальных объектов ставит вопрос о принадлежности авторских прав. Кому принадлежат авторские права в таких случаях? И как должен решаться вопрос с авторскими правами, если ИИ создает объект, аналогичный тому, который уже охраняется авторским правом?
Статья: Кому принадлежат права на программу ЭВМ
(Шевелев И.В., Никифорова Т.С.)
("Закон", 2023, N 5)Полагаем, что принадлежность авторского права на программу, написанную с помощью средств автоматического программирования, должна определяться с учетом наличия или отсутствия творческого элемента на стороне пользователя. Если совокупность данных, внесенных пользователем в программу-создатель, является уникальной либо определяющей для функциональных характеристик новой программы, написанной программой-создателем, то пользователь должен признаваться автором новой программы. Например, это будет верно в случае, если пользователь, зная принцип функционирования программы-создателя, специально подбирал исходные данные таким образом, чтобы получить именно определенный результат. Например, в системе Visual Studio технология IntelliSense по мере набора текста в компиляторе "раскрывает" выпадающие списки, позволяющие выбрать необходимые элементы класса, функций и их параметров, тем самым уменьшая количество потенциальных ошибок компиляции еще до окончания написания исходного кода программы.
(Шевелев И.В., Никифорова Т.С.)
("Закон", 2023, N 5)Полагаем, что принадлежность авторского права на программу, написанную с помощью средств автоматического программирования, должна определяться с учетом наличия или отсутствия творческого элемента на стороне пользователя. Если совокупность данных, внесенных пользователем в программу-создатель, является уникальной либо определяющей для функциональных характеристик новой программы, написанной программой-создателем, то пользователь должен признаваться автором новой программы. Например, это будет верно в случае, если пользователь, зная принцип функционирования программы-создателя, специально подбирал исходные данные таким образом, чтобы получить именно определенный результат. Например, в системе Visual Studio технология IntelliSense по мере набора текста в компиляторе "раскрывает" выпадающие списки, позволяющие выбрать необходимые элементы класса, функций и их параметров, тем самым уменьшая количество потенциальных ошибок компиляции еще до окончания написания исходного кода программы.
Статья: Правовое положение переводчика в трансграничных авторских отношениях
(Луткова О.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Возникают предположения, что "действует правило принадлежности авторского права на перевод к законодательству той страны, на языке которой перевод выполнен... переводы, выполненные на русский язык, защищены российским авторским правом... переводы... на французский язык подпадают под нормативные акты... Франции" <39>.
(Луткова О.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Возникают предположения, что "действует правило принадлежности авторского права на перевод к законодательству той страны, на языке которой перевод выполнен... переводы, выполненные на русский язык, защищены российским авторским правом... переводы... на французский язык подпадают под нормативные акты... Франции" <39>.
Статья: Авторское право на результаты деятельности искусственного интеллекта
(Орлова Т.Е.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 11)Исходя из описанного в современном отечественном законодательстве ИИ представляется инструментом человека. Поэтому при ответе на вопрос о принадлежности авторских прав следует исходить из фактического творческого участия человека в формировании произведения. Однако при отсутствии творческого вклада человека вопрос о принадлежности спорных объектов остается открытым.
(Орлова Т.Е.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 11)Исходя из описанного в современном отечественном законодательстве ИИ представляется инструментом человека. Поэтому при ответе на вопрос о принадлежности авторских прав следует исходить из фактического творческого участия человека в формировании произведения. Однако при отсутствии творческого вклада человека вопрос о принадлежности спорных объектов остается открытым.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Для оповещения о принадлежности истцу исключительных прав на весь контент, размещенный на его веб-сайте krasnoturinsk.info, в нижней части сайта указан знак охраны авторского права, а также иная информация о принадлежности исключительных авторских прав, в том числе на фотоизображения, и предупреждение о недопустимости использования объектов интеллектуальных прав.
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Для оповещения о принадлежности истцу исключительных прав на весь контент, размещенный на его веб-сайте krasnoturinsk.info, в нижней части сайта указан знак охраны авторского права, а также иная информация о принадлежности исключительных авторских прав, в том числе на фотоизображения, и предупреждение о недопустимости использования объектов интеллектуальных прав.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)В силу п. 1 ст. 1260 ГК РФ переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)В силу п. 1 ст. 1260 ГК РФ переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.