Примеры коррупциогенных факторов
Подборка наиболее важных документов по запросу Примеры коррупциогенных факторов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соответствие нормативных административных актов законодательству о защите конкуренции как предмет антимонопольного контроля: теоретико-прикладные проблемы
(Домченко А.С.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Наконец, оценка нормативных правовых актов и содержащихся в них норм на предмет соответствия антимонопольному законодательству, представляя собой деятельность субъектов, обладающих специальными познаниями в сфере экономики и права, может быть рассмотрена в качестве превращенной формы правовой и антикоррупционной экспертиз. Действительно, оценка соответствия одних нормативных правовых актов другим ложится в основу проведения правовой экспертизы актов (их проектов), тогда как поиск и устранение коррупциогенных факторов является основным содержанием антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В частности, сравнительный анализ положений ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ и Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <9> обнаруживает определенные сходства. К примеру, такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, отсутствие или неполнота административных процедур, отказ от конкурсных (аукционных) процедур, нормативные коллизии и ряд других по своему смыслу совпадают с целым рядом "факторов монополизации" (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, создание дискриминационных условий и т.д.).
(Домченко А.С.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Наконец, оценка нормативных правовых актов и содержащихся в них норм на предмет соответствия антимонопольному законодательству, представляя собой деятельность субъектов, обладающих специальными познаниями в сфере экономики и права, может быть рассмотрена в качестве превращенной формы правовой и антикоррупционной экспертиз. Действительно, оценка соответствия одних нормативных правовых актов другим ложится в основу проведения правовой экспертизы актов (их проектов), тогда как поиск и устранение коррупциогенных факторов является основным содержанием антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В частности, сравнительный анализ положений ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ и Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <9> обнаруживает определенные сходства. К примеру, такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, отсутствие или неполнота административных процедур, отказ от конкурсных (аукционных) процедур, нормативные коллизии и ряд других по своему смыслу совпадают с целым рядом "факторов монополизации" (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, создание дискриминационных условий и т.д.).
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза как способ устранения коррупционных рисков
(Иванова Е.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)в) выборочное изменение объема прав. Такое изменение выражается в возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления, их должностных лиц. Следует заметить, что само по себе изменение объема прав не является нарушением, поскольку для определенных категорий граждан устанавливаются различные льготы и привилегии или, наоборот, запреты и ограничения. Причиной появления коррупции может стать именно ничем не обоснованное установление исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению соответствующих органов или их должностных лиц. Примером указанного коррупциогенного фактора может служить следующая, часто обнаруживаемая в нормативных правовых актах норма: "В случаях, когда это возможно, муниципальная услуга предоставляется в электронной форме". Использование формулировки "когда это возможно" позволяет установить необоснованные исключения из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления;
(Иванова Е.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)в) выборочное изменение объема прав. Такое изменение выражается в возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления, их должностных лиц. Следует заметить, что само по себе изменение объема прав не является нарушением, поскольку для определенных категорий граждан устанавливаются различные льготы и привилегии или, наоборот, запреты и ограничения. Причиной появления коррупции может стать именно ничем не обоснованное установление исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению соответствующих органов или их должностных лиц. Примером указанного коррупциогенного фактора может служить следующая, часто обнаруживаемая в нормативных правовых актах норма: "В случаях, когда это возможно, муниципальная услуга предоставляется в электронной форме". Использование формулировки "когда это возможно" позволяет установить необоснованные исключения из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления;
Нормативные акты
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Рассмотрим пример другого коррупциогенного фактора - широты дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц)). Данный коррупциогенный фактор был выявлен Муромской городской прокуратурой в Положении о муниципальной службе в МО М., утвержденном решением Совета народных депутатов от 30 ноября 2007 г. N 137 <13> (далее - решение СНД N 137), и выразился в следующем. В соответствии со ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации <14> дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. Аналогичные требования к порядку привлечения лиц, замещающих должности муниципальной службы, за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, предусмотрены ч. 6 ст. 27.1 Федерального закона N 25-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ). В нарушение указанных требований п. 5.5 решения СНД N 137 не предусмотрены требования к порядку, в том числе срокам привлечения лиц, замещающих должности муниципальной службы, за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Рассмотрим пример другого коррупциогенного фактора - широты дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц)). Данный коррупциогенный фактор был выявлен Муромской городской прокуратурой в Положении о муниципальной службе в МО М., утвержденном решением Совета народных депутатов от 30 ноября 2007 г. N 137 <13> (далее - решение СНД N 137), и выразился в следующем. В соответствии со ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации <14> дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. Аналогичные требования к порядку привлечения лиц, замещающих должности муниципальной службы, за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, предусмотрены ч. 6 ст. 27.1 Федерального закона N 25-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ). В нарушение указанных требований п. 5.5 решения СНД N 137 не предусмотрены требования к порядку, в том числе срокам привлечения лиц, замещающих должности муниципальной службы, за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.