Применение спецсредств сотрудниками полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Применение спецсредств сотрудниками полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-процессуальные правоотношения: сущность и характеристика
(Спиридонов П.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)В связи с этим следует обратить внимание на то, что в основе любой правоприменительной деятельности лежит совершение юридически значимых действий, в результате которых наступают юридические последствия. Юридический процесс не является исключением, поэтому когда В.Н. Протасов рассматривает юридический процесс через призму процедуры, то, полагаем, что здесь присутствует определенное заблуждение [11, с. 30 - 31]. Процедура не может быть положена в основу юридического процесса. Она сама состоит из действий. Отсюда деление процедуры на материальную и процессуальную может быть тоже ошибкой. Если юридические действия направлены на разрешение юридического дела, то должны быть соблюдены определенные сроки, по результатам составлены процессуальные документы. Тогда такие действия носят процессуальный характер и будут урегулированы процессуальными нормами. Если этого нет, такие действия процессуального характера не носят, но остаются юридическими. В связи с этим можно выделить действия административные и административно-процессуальные. Например, к административным действиям будет относиться применение специальных средств сотрудником полиции, а к административно-процессуальным - принятие уполномоченным лицом документов для предоставления государственной услуги.
(Спиридонов П.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)В связи с этим следует обратить внимание на то, что в основе любой правоприменительной деятельности лежит совершение юридически значимых действий, в результате которых наступают юридические последствия. Юридический процесс не является исключением, поэтому когда В.Н. Протасов рассматривает юридический процесс через призму процедуры, то, полагаем, что здесь присутствует определенное заблуждение [11, с. 30 - 31]. Процедура не может быть положена в основу юридического процесса. Она сама состоит из действий. Отсюда деление процедуры на материальную и процессуальную может быть тоже ошибкой. Если юридические действия направлены на разрешение юридического дела, то должны быть соблюдены определенные сроки, по результатам составлены процессуальные документы. Тогда такие действия носят процессуальный характер и будут урегулированы процессуальными нормами. Если этого нет, такие действия процессуального характера не носят, но остаются юридическими. В связи с этим можно выделить действия административные и административно-процессуальные. Например, к административным действиям будет относиться применение специальных средств сотрудником полиции, а к административно-процессуальным - принятие уполномоченным лицом документов для предоставления государственной услуги.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим Федеральным конституционным законом гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим Федеральным конституционным законом гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2) процедурные нормы, определяющие правила реализации административных прав (полномочий), обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, применения мер административного ограничения и принуждения посредством совершения действий, требующего соблюдения определенной логико-юридической и временной последовательности и официально-документального оформления (процедуры), без возбуждения и разрешения отдельного административного дела, например принятия гражданина на государственную службу, оказание государственной услуги по выдаче лицу запрашиваемой им справки, по государственной регистрации его по месту жительства, подача гражданином определенных сведений в компетентный административно-публичный орган, применение сотрудником полиции специальных средств в отношении правонарушителя.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2) процедурные нормы, определяющие правила реализации административных прав (полномочий), обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, применения мер административного ограничения и принуждения посредством совершения действий, требующего соблюдения определенной логико-юридической и временной последовательности и официально-документального оформления (процедуры), без возбуждения и разрешения отдельного административного дела, например принятия гражданина на государственную службу, оказание государственной услуги по выдаче лицу запрашиваемой им справки, по государственной регистрации его по месту жительства, подача гражданином определенных сведений в компетентный административно-публичный орган, применение сотрудником полиции специальных средств в отношении правонарушителя.
Статья: О способе административно-правового принудительного воздействия и институциональных дефектах его юридического закрепления
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)а) прямо установленные в законе случаи, связанные с нарушением физическим лицом (организацией) установленного уголовно-правового, административно-правового, уголовно-исполнительного и иного запрета, т.е. совершение деяния, обладающего признаками правонарушения (преступления, административного правонарушения, нарушения требований специальных правовых режимов, в том числе правового режима охраняемых объектов). Примером данного основания является право сотрудника полиции на применение специальных средств в случае пресечения преступления или административного правонарушения <14>;
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)а) прямо установленные в законе случаи, связанные с нарушением физическим лицом (организацией) установленного уголовно-правового, административно-правового, уголовно-исполнительного и иного запрета, т.е. совершение деяния, обладающего признаками правонарушения (преступления, административного правонарушения, нарушения требований специальных правовых режимов, в том числе правового режима охраняемых объектов). Примером данного основания является право сотрудника полиции на применение специальных средств в случае пресечения преступления или административного правонарушения <14>;