Применение мер предварительной защиты
Подборка наиболее важных документов по запросу Применение мер предварительной защиты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 33 ГПК РФПри передаче дела в арбитражный суд определение суда общей юрисдикции об обеспечении иска (о применении мер предварительной защиты) можно обжаловать в апелляции общей юрисдикции >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
Как должна быть подписана электронная доверенность представителя при подаче обращений в суд
(КонсультантПлюс, 2025)"...4. Обращение в суд может быть подписано простой электронной подписью, а в случаях, предусмотренных законодательством, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (например, заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, заявление об обеспечении иска, заявление о применении мер предварительной защиты).
Как должна быть подписана электронная доверенность представителя при подаче обращений в суд
(КонсультантПлюс, 2025)"...4. Обращение в суд может быть подписано простой электронной подписью, а в случаях, предусмотренных законодательством, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (например, заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, заявление об обеспечении иска, заявление о применении мер предварительной защиты).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 7. МЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
(ред. от 31.07.2025)Глава 7. МЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"В административном судопроизводстве меры предварительной защиты принимаются по заявлению административного истца, лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц (часть 1 статьи 85 КАС РФ). Меры предварительной защиты, о принятии которых просит лицо, обратившееся в суд в защиту прав других лиц, публичных интересов, могут быть приняты судом независимо от поддержки соответствующего заявления административным истцом (статьи 39, 40 КАС РФ).
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"В административном судопроизводстве меры предварительной защиты принимаются по заявлению административного истца, лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц (часть 1 статьи 85 КАС РФ). Меры предварительной защиты, о принятии которых просит лицо, обратившееся в суд в защиту прав других лиц, публичных интересов, могут быть приняты судом независимо от поддержки соответствующего заявления административным истцом (статьи 39, 40 КАС РФ).
Статья: К вопросу о современном содержании активной роли суда в административном судопроизводстве
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Согласно ч. 1 ст. 306 КАС РФ, суд апелляционной инстанции по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе также разрешает вопросы о применении мер предварительной защиты и (или) о приостановлении исполнения судебного решения.
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Согласно ч. 1 ст. 306 КАС РФ, суд апелляционной инстанции по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе также разрешает вопросы о применении мер предварительной защиты и (или) о приостановлении исполнения судебного решения.
Статья: Особенности административного судопроизводства
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)- заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)- заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;
Статья: Судейское усмотрение (дискреция суда)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, при поступлении соответствующего дела судье при его изучении и назначении даты судебного заседания судейское усмотрение проявляется достаточно явно, поскольку суд должен действовать не только исходя из формальных соображений. Конечно, законодатель предусмотрел сокращенные сроки рассмотрения для дел повышенной значимости, однако зачастую может возникнуть ситуация, когда назначение судебного заседания на излишне отдаленную дату, пусть и в пределах срока, может повлечь наступление негативных последствий для участников процесса, что в дальнейшем может привести к необходимости уточнения ими требований или обращению в суд с новым иском. Конечно, существует институт применения мер предварительной защиты, обеспечительных мер, но зачастую стороны не заявляют их при подаче искового заявления, а в дальнейшем это приводит к тому, что на момент рассмотрения дела на арестованные денежные средства в банке обращено взыскание, товар может испортиться и т.п.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, при поступлении соответствующего дела судье при его изучении и назначении даты судебного заседания судейское усмотрение проявляется достаточно явно, поскольку суд должен действовать не только исходя из формальных соображений. Конечно, законодатель предусмотрел сокращенные сроки рассмотрения для дел повышенной значимости, однако зачастую может возникнуть ситуация, когда назначение судебного заседания на излишне отдаленную дату, пусть и в пределах срока, может повлечь наступление негативных последствий для участников процесса, что в дальнейшем может привести к необходимости уточнения ими требований или обращению в суд с новым иском. Конечно, существует институт применения мер предварительной защиты, обеспечительных мер, но зачастую стороны не заявляют их при подаче искового заявления, а в дальнейшем это приводит к тому, что на момент рассмотрения дела на арестованные денежные средства в банке обращено взыскание, товар может испортиться и т.п.
Статья: Задачи административного судопроизводства: предназначение и правовое содержание
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Задачи административного судопроизводства считаются основными задачами разрешения публичных споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, ибо они обусловливают саму потребность в создании специальной административно-процессуальной формы, формировании достаточных и полноценно функционирующих в административном правосудии процессуальных институтов, направленных на решение иных задач, которые законодатель дополнительно закрепляет за многочисленными элементами и институтами административного судопроизводства. Здесь можно привести в качестве примера задачи, подлежащие решению при применении мер предварительной защиты по административному иску, ибо они обеспечивают не только реальность исполнения окончательного судебного решения по административному делу, но и предотвращение вреда (ущерба) заинтересованным лицам.
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Задачи административного судопроизводства считаются основными задачами разрешения публичных споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, ибо они обусловливают саму потребность в создании специальной административно-процессуальной формы, формировании достаточных и полноценно функционирующих в административном правосудии процессуальных институтов, направленных на решение иных задач, которые законодатель дополнительно закрепляет за многочисленными элементами и институтами административного судопроизводства. Здесь можно привести в качестве примера задачи, подлежащие решению при применении мер предварительной защиты по административному иску, ибо они обеспечивают не только реальность исполнения окончательного судебного решения по административному делу, но и предотвращение вреда (ущерба) заинтересованным лицам.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Вместе с тем необходимо отметить, что выявленная Конституционным Судом РФ проблема применения мер предварительной защиты по делам об оспаривании указанных правовых актов в значительной мере обусловлена тем обстоятельством, что для проверки их законности судами использовалась процедура гл. 21 КАС РФ, которая не в полной мере отвечает природе таких актов. На наш взгляд, решение регионального органа об отказе во включении здания в перечень объектов культурного наследия является ненормативным правоприменительным актом. Поэтому он должен был оспариваться по правилам гл. 22 КАС РФ, поскольку эта процедура является наиболее приемлемой для проверки законности такого рода актов. При ее применении у суда имелись бы все основания для принятия соответствующих мер защиты, предусмотренных ст. 85 КАС РФ, включая запрет на снос данного здания. Однако административный истец оспорил его как нормативный акт по правилам гл. 21 КАС РФ, по сути дела выбрав ненадлежащий способ защиты.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Вместе с тем необходимо отметить, что выявленная Конституционным Судом РФ проблема применения мер предварительной защиты по делам об оспаривании указанных правовых актов в значительной мере обусловлена тем обстоятельством, что для проверки их законности судами использовалась процедура гл. 21 КАС РФ, которая не в полной мере отвечает природе таких актов. На наш взгляд, решение регионального органа об отказе во включении здания в перечень объектов культурного наследия является ненормативным правоприменительным актом. Поэтому он должен был оспариваться по правилам гл. 22 КАС РФ, поскольку эта процедура является наиболее приемлемой для проверки законности такого рода актов. При ее применении у суда имелись бы все основания для принятия соответствующих мер защиты, предусмотренных ст. 85 КАС РФ, включая запрет на снос данного здания. Однако административный истец оспорил его как нормативный акт по правилам гл. 21 КАС РФ, по сути дела выбрав ненадлежащий способ защиты.
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)в административном исковом заявлении изложено ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 9 ст. 125 КАС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)в административном исковом заявлении изложено ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 9 ст. 125 КАС РФ).
Статья: О дискреционных полномочиях суда первой инстанции в рамках административно-судебной процессуальной формы
(Кулюшин Е.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)В статье представлены основные положения о сущности и содержании дискреционных полномочий суда первой инстанции (далее - суд) по Делам об оспаривании нормативных и ненормативных актов публичных органов, рассматриваемых и разрешаемых по КАС РФ, на основе анализа отечественной Доктрины, законодательства, судебной практики. Также рассмотрены положения о Дискреционных полномочиях суда при решении вопроса о применении мер предварительной защиты по административным исковым заявлениям, включающим в себя условия об установлении и оценке судом: 1) наличия явной опасности нарушения прав административного истца; 2) невозможности или затруднительности защиты нарушенного права административным истцом без принятия мер предварительной защиты; 3) необходимости применения конкретных мер предварительной защиты в зависимости от категории административных дел; 4) необходимости принятия нескольких мер предварительной защиты. По итогам изучения положений о характере осуществляемых судом Дискреционных полномочий по делам об оспаривании нормативных и ненормативных актов публичных органов, регулируемым КАС РФ, формулируются выводы о совершенствовании модели Дискреционных полномочий суда в целях защиты слабой стороны в административном судопроизводстве.
(Кулюшин Е.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)В статье представлены основные положения о сущности и содержании дискреционных полномочий суда первой инстанции (далее - суд) по Делам об оспаривании нормативных и ненормативных актов публичных органов, рассматриваемых и разрешаемых по КАС РФ, на основе анализа отечественной Доктрины, законодательства, судебной практики. Также рассмотрены положения о Дискреционных полномочиях суда при решении вопроса о применении мер предварительной защиты по административным исковым заявлениям, включающим в себя условия об установлении и оценке судом: 1) наличия явной опасности нарушения прав административного истца; 2) невозможности или затруднительности защиты нарушенного права административным истцом без принятия мер предварительной защиты; 3) необходимости применения конкретных мер предварительной защиты в зависимости от категории административных дел; 4) необходимости принятия нескольких мер предварительной защиты. По итогам изучения положений о характере осуществляемых судом Дискреционных полномочий по делам об оспаривании нормативных и ненормативных актов публичных органов, регулируемым КАС РФ, формулируются выводы о совершенствовании модели Дискреционных полномочий суда в целях защиты слабой стороны в административном судопроизводстве.
Статья: О мерах предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов замолвите слово
(Вифлянцев А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Ключевые слова: меры предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов, запрет применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца, основания применения мер предварительной защиты, судебный нормоконтроль, формула Лейбсдорфа - Познера.
(Вифлянцев А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Ключевые слова: меры предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов, запрет применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца, основания применения мер предварительной защиты, судебный нормоконтроль, формула Лейбсдорфа - Познера.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Конкретизация правового регулирования административного судопроизводства включает в себя регламентацию отдельных видов производств по публично-правовым спорам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке, упрощенное (письменное) производство; конкретизацию в КАС общих правил распределения обязанностей по доказыванию и др. Это свидетельствует о применении дополнительного способа правового регулирования отношений путем применения мер принуждения, особенностей применения мер предварительной защиты, о наличии дозволительно-обязывающего типа правового регулирования применительно к ограничению в судебных прениях, об ограниченности примирительных процедур, расширенном контроле за распорядительными действиями.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Конкретизация правового регулирования административного судопроизводства включает в себя регламентацию отдельных видов производств по публично-правовым спорам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке, упрощенное (письменное) производство; конкретизацию в КАС общих правил распределения обязанностей по доказыванию и др. Это свидетельствует о применении дополнительного способа правового регулирования отношений путем применения мер принуждения, особенностей применения мер предварительной защиты, о наличии дозволительно-обязывающего типа правового регулирования применительно к ограничению в судебных прениях, об ограниченности примирительных процедур, расширенном контроле за распорядительными действиями.
Статья: Отдельные полномочия суда на этапе подготовки к рассмотрению кассационной жалобы в административном производстве
(Байдаева А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 10)По нормам КАС РФ ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судом отдельно от других требований и ходатайств, изложенных в административном исковом заявлении, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия административного искового заявления к производству суда (ч. 6 ст. 87 КАС РФ). При этом в ч. 1 ст. 87 КАС РФ четко оговаривается, что такое заявление рассматривается судьей единолично в судах первой и апелляционной инстанций.
(Байдаева А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 10)По нормам КАС РФ ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судом отдельно от других требований и ходатайств, изложенных в административном исковом заявлении, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия административного искового заявления к производству суда (ч. 6 ст. 87 КАС РФ). При этом в ч. 1 ст. 87 КАС РФ четко оговаривается, что такое заявление рассматривается судьей единолично в судах первой и апелляционной инстанций.