Применение КТРУ при закупках
Подборка наиболее важных документов по запросу Применение КТРУ при закупках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закрытый электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, заказчиком не соблюдены формальные требования по применению позиции КТРУ, которая соответствует предмету закупки и является обязательной для применения.
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, заказчиком не соблюдены формальные требования по применению позиции КТРУ, которая соответствует предмету закупки и является обязательной для применения.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23 "Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Таким образом, действия заказчика, неправомерно не применившего позицию КТРУ и установившего дополнительные характеристики при описании объекта закупки, приводят к невозможности надлежащего применения ограничений, предусмотренных постановлением Правительства РФ N 878, а значит, являются нарушением ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3.4. Нужно ли использовать сведения из КТРУ в документах закупки у единственного поставщика
(КонсультантПлюс, 2025)3.4. Нужно ли использовать сведения из КТРУ в документах закупки у единственного поставщика
Вопрос: Об использовании каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при закупках у единственного поставщика.
(Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-06-07/81840)Вопрос: Об использовании каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при закупках у единственного поставщика.
(Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-06-07/81840)Вопрос: Об использовании каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при закупках у единственного поставщика.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)12. В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 настоящей статьи, в электронной форме с использованием электронной площадки может осуществляться на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, закупка, по результатам которой заключается контракт на поставку товара или контракт, предметом которого является предоставление права на использование программы для электронной вычислительной машины и (или) базы данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее в настоящей части также - товар). Годовой объем закупок, осуществляемых в таком порядке, не должен превышать сто миллионов рублей. Закупка товара в соответствии с настоящей частью осуществляется в следующем порядке:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)12. В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 настоящей статьи, в электронной форме с использованием электронной площадки может осуществляться на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, закупка, по результатам которой заключается контракт на поставку товара или контракт, предметом которого является предоставление права на использование программы для электронной вычислительной машины и (или) базы данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее в настоящей части также - товар). Годовой объем закупок, осуществляемых в таком порядке, не должен превышать сто миллионов рублей. Закупка товара в соответствии с настоящей частью осуществляется в следующем порядке:
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"9. В случае размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться пунктом 7 настоящих Правил.
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"9. В случае размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться пунктом 7 настоящих Правил.
Статья: Необычные практики применения документов по стандартизации в государственных и корпоративных закупках
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)В поисках ответа на вопрос относительно правил выбора кодов ОКПД2 многие специалисты по закупкам наверняка обращали внимание на письмо Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404, в котором регулятор отмечает возможность самостоятельного выбора заказчиками кодов ОКПД2 при условии недопущения злоупотреблений, например неверного выбора способа закупки. И действительно, с точки зрения правоприменительной практики ОКПД2 можно назвать слабым местом Закона N 44-ФЗ, поскольку именно от подобранного ОКПД2 зависит выбор способа закупки, применение КТРУ и актов импортозамещения <18>.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)В поисках ответа на вопрос относительно правил выбора кодов ОКПД2 многие специалисты по закупкам наверняка обращали внимание на письмо Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404, в котором регулятор отмечает возможность самостоятельного выбора заказчиками кодов ОКПД2 при условии недопущения злоупотреблений, например неверного выбора способа закупки. И действительно, с точки зрения правоприменительной практики ОКПД2 можно назвать слабым местом Закона N 44-ФЗ, поскольку именно от подобранного ОКПД2 зависит выбор способа закупки, применение КТРУ и актов импортозамещения <18>.
Готовое решение: Как использовать каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога по пп. "а" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования КТРУ. К такой информации относится, в частности, информация, содержащая описание товара, работы, услуги (если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ). Описание подлежит обязательному применению заказчиками при осуществлении закупки с указанной в позиции каталога даты начала обязательного применения. Помимо обязательных характеристик, каталог содержит необязательные характеристики ТРУ. Такие характеристики можно не включать в описание объекта закупки.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога по пп. "а" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования КТРУ. К такой информации относится, в частности, информация, содержащая описание товара, работы, услуги (если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ). Описание подлежит обязательному применению заказчиками при осуществлении закупки с указанной в позиции каталога даты начала обязательного применения. Помимо обязательных характеристик, каталог содержит необязательные характеристики ТРУ. Такие характеристики можно не включать в описание объекта закупки.
Вопрос: О применении позиций каталога товаров, работ, услуг при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Письмо Минфина России от 25.04.2023 N 24-03-06/37712)Вопрос: О применении позиций каталога товаров, работ, услуг при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Письмо Минфина России от 25.04.2023 N 24-03-06/37712)Вопрос: О применении позиций каталога товаров, работ, услуг при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке продуктов и услуг общественного питания по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, полагаем, что при закупке продуктов питания у единственного поставщика в контракте и приложениях к нему могут быть отражены характеристики поставляемого товара, в том числе с указанием товарных знаков, фирменных наименований и наименования страны происхождения. Это связано с тем, что запрет на указание соответствующих сведений при подготовке закупки распространяется только на описание объекта закупки, которое прилагается к извещению о конкурентной закупке или извещению об электронной малой закупке (ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Исключение составляют электронные малые закупки, при которых характеристики товара указываются в извещении исключительно с применением КТРУ, который, в свою очередь, не содержит указания на товарные знаки (пп. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, полагаем, что при закупке продуктов питания у единственного поставщика в контракте и приложениях к нему могут быть отражены характеристики поставляемого товара, в том числе с указанием товарных знаков, фирменных наименований и наименования страны происхождения. Это связано с тем, что запрет на указание соответствующих сведений при подготовке закупки распространяется только на описание объекта закупки, которое прилагается к извещению о конкурентной закупке или извещению об электронной малой закупке (ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Исключение составляют электронные малые закупки, при которых характеристики товара указываются в извещении исключительно с применением КТРУ, который, в свою очередь, не содержит указания на товарные знаки (пп. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)3. Конфликт интересов заказчика и необходимости обеспечения
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)3. Конфликт интересов заказчика и необходимости обеспечения
Вопрос: О закупке товара у единственного поставщика в электронной форме, если описание объекта закупки с характеристикой товара не сформировано и не включено в позицию каталога товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 10.08.2023 N 24-03-06/75075)Вопрос: О закупке товара у единственного поставщика в электронной форме, если описание объекта закупки с характеристикой товара не сформировано и не включено в позицию каталога товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 10.08.2023 N 24-03-06/75075)Вопрос: О закупке товара у единственного поставщика в электронной форме, если описание объекта закупки с характеристикой товара не сформировано и не включено в позицию каталога товаров, работ, услуг.