Применение бюджетных мер принуждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Применение бюджетных мер принуждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бюджетные меры принуждения
(КонсультантПлюс, 2025)1. Порядок применения бюджетных мер принуждения
(КонсультантПлюс, 2025)1. Порядок применения бюджетных мер принуждения
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 306.1 "Понятие бюджетного нарушения" БК РФБюджетное нарушение в понимании статьи 306.1 БК РФ - это совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель. Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. В каком порядке применяются бюджетные меры принуждения
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. В каком порядке применяются бюджетные меры принуждения
Вопрос: Об утверждении порядка исполнения решений и о направлении уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.
(Письмо Минфина России от 20.08.2021 N 02-09-08/67233)Вопрос: Об утверждении порядка исполнения решений и о направлении уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.
(Письмо Минфина России от 20.08.2021 N 02-09-08/67233)Вопрос: Об утверждении порядка исполнения решений и о направлении уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 306.3. Полномочия финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами) и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения
(ред. от 31.07.2025)Статья 306.3. Полномочия финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами) и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения
Статья: Четвертьвековая история Бюджетного кодекса Российской Федерации
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)<33> См., напр.: Ваймер Е.В. Проблемы процессуальной конструкции применения бюджетных мер принуждения // Финансовое право. 2021. N 5. С. 7 - 10; Ибрагимов Р.Г. Меры принуждения в системе правовых средств обеспечения бюджетной дисциплины // Финансовое право. 2021. N 6. С. 43 - 47; и др.
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)<33> См., напр.: Ваймер Е.В. Проблемы процессуальной конструкции применения бюджетных мер принуждения // Финансовое право. 2021. N 5. С. 7 - 10; Ибрагимов Р.Г. Меры принуждения в системе правовых средств обеспечения бюджетной дисциплины // Финансовое право. 2021. N 6. С. 43 - 47; и др.
Статья: Отдельные вопросы, касающиеся контрольной деятельности
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)Указанные должностные лица органа контроля обязаны в том числе направлять представления, предписания об устранении выявленных нарушений, а также уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ (п. 4 Стандарта N 100).
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)Указанные должностные лица органа контроля обязаны в том числе направлять представления, предписания об устранении выявленных нарушений, а также уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ (п. 4 Стандарта N 100).
Статья: Формирование системы оценки эффективности государственного финансового контроля и бюджетного мониторинга в Российской Федерации
(Лукашов А.И.)
("Финансы: теория и практика", 2024, N 1)- вынесенных и отмененных представлений, предписаний и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения;
(Лукашов А.И.)
("Финансы: теория и практика", 2024, N 1)- вынесенных и отмененных представлений, предписаний и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения;
Готовое решение: Как органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля оформляют итоги экспертно-аналитических мероприятий
(КонсультантПлюс, 2025)Если проверяющие выявляют нарушения и недостатки, они формируют представления, а также уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Если есть признаки состава преступления, материалы направляют в правоохранительные органы.
(КонсультантПлюс, 2025)Если проверяющие выявляют нарушения и недостатки, они формируют представления, а также уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Если есть признаки состава преступления, материалы направляют в правоохранительные органы.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В пункте 2 статьи 1 Бюджетного кодекса "Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации" закреплено, что Бюджетный кодекс "устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы казначейского сопровождения, применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений" <1>.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В пункте 2 статьи 1 Бюджетного кодекса "Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации" закреплено, что Бюджетный кодекс "устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы казначейского сопровождения, применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений" <1>.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Также следует отметить более регламентированный порядок привлечения виновных лиц к ответственности, наличие законодательно утвержденных полномочий по применению бюджетных мер принуждения, мер уголовной, административной, дисциплинарной ответственности во внешнем контроле.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Также следует отметить более регламентированный порядок привлечения виновных лиц к ответственности, наличие законодательно утвержденных полномочий по применению бюджетных мер принуждения, мер уголовной, административной, дисциплинарной ответственности во внешнем контроле.
Статья: Формирование системы оценки результативности государственного финансового контроля в Российской Федерации
(Лукашов А.И.)
("Экономика. Налоги. Право", 2023, N 3)Например, Минфином России принято решение о необходимости начиная с 1 июня 2023 г. определения Федеральным казначейством следующих дополнительных показателей результативности контрольной деятельности: сумма выявленных нарушений в разрезе видов нарушений (нецелевое, неправомерное и неэффективное использование средств), суммовые значения представлений, предписаний и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, в том числе суммы средств, поступивших в федеральный бюджет по ним, и др.
(Лукашов А.И.)
("Экономика. Налоги. Право", 2023, N 3)Например, Минфином России принято решение о необходимости начиная с 1 июня 2023 г. определения Федеральным казначейством следующих дополнительных показателей результативности контрольной деятельности: сумма выявленных нарушений в разрезе видов нарушений (нецелевое, неправомерное и неэффективное использование средств), суммовые значения представлений, предписаний и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, в том числе суммы средств, поступивших в федеральный бюджет по ним, и др.
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Нарушение порядка и сроков подписания соглашений по СЭР и невыполнение субъектами Российской Федерации обязательств, возникающих из этих соглашений, исходя из характера регулируемых ими отношений, должны признаваться именно бюджетными нарушениями, влекущими применение бюджетных мер принуждения. Следовательно, высшие исполнительные органы власти законодательно уполномочены лишь на определение конкретной меры принуждения в рамках имеющегося вида ответственности, а не на его установление.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Нарушение порядка и сроков подписания соглашений по СЭР и невыполнение субъектами Российской Федерации обязательств, возникающих из этих соглашений, исходя из характера регулируемых ими отношений, должны признаваться именно бюджетными нарушениями, влекущими применение бюджетных мер принуждения. Следовательно, высшие исполнительные органы власти законодательно уполномочены лишь на определение конкретной меры принуждения в рамках имеющегося вида ответственности, а не на его установление.
Статья: Правовые коллизии механизмов реализации мер бюджетного принуждения в условиях финансовой нестабильности
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<20> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 262н "Об утверждении Порядка исполнения Федеральным казначейством решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении (отмене) указанных решений" // СПС "КонсультантПлюс".
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<20> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 262н "Об утверждении Порядка исполнения Федеральным казначейством решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении (отмене) указанных решений" // СПС "КонсультантПлюс".