Примечание к статье 285 УК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Примечание к статье 285 УК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 201 "Злоупотребление полномочиями" УК РФ"Под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 1 примечаний к ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" УК РФ"Между тем, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (часть 3 статья 159 УК РФ, часть 3 статья 160 УК РФ), следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными пунктом 1 примечания к статье 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечания к статье 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новое определение должностного лица: проблемы толкования
(Борков В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)В статье исследуются изменения, внесенные в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, которые расширили круг лиц, выступающих в качестве возможных субъектов должностных преступлений, за счет сотрудников коммерческих организаций, призванных действовать в интересах государства. Подобный подход, с одной стороны, создает предпосылки для дифференциации ответственности лиц, наделенных распорядительными полномочиями, в зависимости от юридического статуса организации и связанных с ее деятельностью социальных ожиданий. С другой - порождает проблемы квалификации, обусловленные сложностью нормативного регулирования корпоративного управления в хозяйственных обществах. Автор приводит аргументированные решения ряда специальных проблем установления признаков субъекта должностных преступлений. В частности, лицо, совершившее управленческое преступление при выполнении своих полномочий в организации, указанной в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, но не осознававшее данного обстоятельства, предлагается признавать должностным, руководствуясь правилом квалификации при юридической ошибке.
(Борков В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)В статье исследуются изменения, внесенные в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, которые расширили круг лиц, выступающих в качестве возможных субъектов должностных преступлений, за счет сотрудников коммерческих организаций, призванных действовать в интересах государства. Подобный подход, с одной стороны, создает предпосылки для дифференциации ответственности лиц, наделенных распорядительными полномочиями, в зависимости от юридического статуса организации и связанных с ее деятельностью социальных ожиданий. С другой - порождает проблемы квалификации, обусловленные сложностью нормативного регулирования корпоративного управления в хозяйственных обществах. Автор приводит аргументированные решения ряда специальных проблем установления признаков субъекта должностных преступлений. В частности, лицо, совершившее управленческое преступление при выполнении своих полномочий в организации, указанной в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, но не осознававшее данного обстоятельства, предлагается признавать должностным, руководствуясь правилом квалификации при юридической ошибке.
Статья: Порядок привлечения к уголовной ответственности руководителя организации
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Руководитель, осуществляющий постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти, либо выполняющий организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям гл. 30 УК РФ (примечание к ст. 285 УК РФ).
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Руководитель, осуществляющий постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти, либо выполняющий организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям гл. 30 УК РФ (примечание к ст. 285 УК РФ).
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Примечания. 1. В статьях настоящей главы и статье 304 настоящего Кодекса выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в пункте 1 примечаний к статье 285 настоящего Кодекса, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
(ред. от 17.11.2025)Примечания. 1. В статьях настоящей главы и статье 304 настоящего Кодекса выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в пункте 1 примечаний к статье 285 настоящего Кодекса, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48
(ред. от 15.12.2022)
"О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"29. Под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (часть 3 статьи 159, часть 3 статьи 159.1, часть 3 статьи 159.2, часть 3 статьи 159.3, часть 3 статьи 159.5, часть 3 статьи 159.6, часть 3 статьи 160 УК РФ), следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).
(ред. от 15.12.2022)
"О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"29. Под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (часть 3 статьи 159, часть 3 статьи 159.1, часть 3 статьи 159.2, часть 3 статьи 159.3, часть 3 статьи 159.5, часть 3 статьи 159.6, часть 3 статьи 160 УК РФ), следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).
Статья: Должностное лицо или управленец в организации?
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)1. Как следует из п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, должностными лицами в статьях гл. 30 УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в том числе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах. В отличие от должностных лиц закон относит в п. 1 примечаний к ст. 201 УК к выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в п. 1 примечаний к ст. 285 УК, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, в том числе лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)1. Как следует из п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, должностными лицами в статьях гл. 30 УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в том числе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах. В отличие от должностных лиц закон относит в п. 1 примечаний к ст. 201 УК к выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в п. 1 примечаний к ст. 285 УК, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, в том числе лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Статья: Статья 260.1 УК РФ: сложности применения и уголовно-правовая характеристика преступления
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2023, N 9)Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста; при совершении же деяний, перечисленных в п. "а" ч. 3 и ч. 4 статьи, - лицо, использующее свое служебное положение. Таковыми, в частности, являются относящиеся к категории должностных лица, указанные в примечании к ст. 285 УК, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, указанных в примечании к ст. 201 УК, иные лица, которые по службе или работе выполняют функции охраны, содержания, перемещения, выращивания и иного оборота особо ценных, являющихся предметом рассматриваемого преступления растений, грибов, их продуктов, частей и производных (например, работники заповедников и иных особо охраняемых территорий, инспекторы госохраны, владельцы и пользователи арендованных лесных и земельных участков и площадей и т.д.).
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2023, N 9)Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста; при совершении же деяний, перечисленных в п. "а" ч. 3 и ч. 4 статьи, - лицо, использующее свое служебное положение. Таковыми, в частности, являются относящиеся к категории должностных лица, указанные в примечании к ст. 285 УК, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, указанных в примечании к ст. 201 УК, иные лица, которые по службе или работе выполняют функции охраны, содержания, перемещения, выращивания и иного оборота особо ценных, являющихся предметом рассматриваемого преступления растений, грибов, их продуктов, частей и производных (например, работники заповедников и иных особо охраняемых территорий, инспекторы госохраны, владельцы и пользователи арендованных лесных и земельных участков и площадей и т.д.).
Статья: Квалификация должностных преступлений, совершаемых при осуществлении публичных закупок
(Шевченко Е.Н.)
("Законность", 2025, N 1)В свою очередь, ответ на вопрос о квалификации действий председателя приемочной комиссии зависит от того, являются ли все члены приемочной комиссии должностными лицами в смысле примечания к ст. 285 УК и идентичны ли их полномочия применительно к удостоверению документов о приемке объекта закупки. В случае, если приемочную комиссию образуют должностные лица с тождественными полномочиями по удостоверению приемки объекта закупки, по нашему мнению, правомерно говорить о выполнении объективной стороны должностного преступления всеми членами приемочной комиссии как соисполнителями. Очевидно, что без подписания каждым членом приемочной комиссии документов о приемке таковые не могут считаться действительными и порождать юридические последствия. В тех случаях, когда должностным лицом является только председатель приемочной комиссии, тогда как иные члены комиссии не обладают таким статусом, действия председателя, на наш взгляд, правомерно квалифицировать при наличии других объективных и субъективных признаков как подстрекательство к совершению членами комиссии преступления, предусмотренного ст. 200.4 УК.
(Шевченко Е.Н.)
("Законность", 2025, N 1)В свою очередь, ответ на вопрос о квалификации действий председателя приемочной комиссии зависит от того, являются ли все члены приемочной комиссии должностными лицами в смысле примечания к ст. 285 УК и идентичны ли их полномочия применительно к удостоверению документов о приемке объекта закупки. В случае, если приемочную комиссию образуют должностные лица с тождественными полномочиями по удостоверению приемки объекта закупки, по нашему мнению, правомерно говорить о выполнении объективной стороны должностного преступления всеми членами приемочной комиссии как соисполнителями. Очевидно, что без подписания каждым членом приемочной комиссии документов о приемке таковые не могут считаться действительными и порождать юридические последствия. В тех случаях, когда должностным лицом является только председатель приемочной комиссии, тогда как иные члены комиссии не обладают таким статусом, действия председателя, на наш взгляд, правомерно квалифицировать при наличии других объективных и субъективных признаков как подстрекательство к совершению членами комиссии преступления, предусмотренного ст. 200.4 УК.
Статья: Коммерческий подкуп
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с примечанием к ст. 201 УК РФ под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с примечанием к ст. 201 УК РФ под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Субъектами преступлений, ответственность за которые установлена ст. ст. 201.1, 201.3 УК РФ, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, согласно примечанию 1 к ст. 201 УК РФ признаются лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Субъектами преступлений, ответственность за которые установлена ст. ст. 201.1, 201.3 УК РФ, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, согласно примечанию 1 к ст. 201 УК РФ признаются лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Статья: Провокация - оружие обоюдоострое
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <15> Миненков обладал правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и являлся в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ должностным лицом, то есть представителем власти, наделенным в установленном порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <15> Миненков обладал правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и являлся в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ должностным лицом, то есть представителем власти, наделенным в установленном порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Статья: Повышение регуляторных возможностей уголовного права посредством использования субинститутов
(Усенко С.П.)
("Российский следователь", 2023, N 8)В этом отношении придание соответствующим предписаниям свойства субинститута уголовного права может быть лучшим и компромиссным способом решения проблемы. Соответствующий опыт имеется, к примеру, в УК Швейцарии, главы Особенной части которого снабжены предписаниями, содержащими общие определения <11>. На этот путь встал и отечественный законодатель, который снабдил многие статьи Особенной части уголовного закона примечаниями, содержащими как определения терминов (например, примечание к ст. 285 УК РФ), так и правила квалификации преступлений (например, примечание к ст. 131 УК РФ).
(Усенко С.П.)
("Российский следователь", 2023, N 8)В этом отношении придание соответствующим предписаниям свойства субинститута уголовного права может быть лучшим и компромиссным способом решения проблемы. Соответствующий опыт имеется, к примеру, в УК Швейцарии, главы Особенной части которого снабжены предписаниями, содержащими общие определения <11>. На этот путь встал и отечественный законодатель, который снабдил многие статьи Особенной части уголовного закона примечаниями, содержащими как определения терминов (например, примечание к ст. 285 УК РФ), так и правила квалификации преступлений (например, примечание к ст. 131 УК РФ).
Статья: Использование информационно-телекоммуникационных сетей как квалифицирующий признак состава преступления
(Ткачев И.О.)
("Уголовное право", 2024, N 10)Аналогичный подход содержится в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", где сказано, что под лицами, использующими свое служебное положение при совершении (а не при приготовлении к указанным преступлениям. - И.Т.) мошенничества, присвоения или растраты, следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 1 примечаний к ст. 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации) <41>. Равным образом, в соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)", под использованием своего служебного положения в целях совершения деяний, указанных в ч. 1 или ч. 2 ст. 210 УК РФ, следует понимать не только умышленное использование лицом своих служебных полномочий, но и оказание влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности на других лиц в целях совершения ими определенных действий, направленных на создание преступного сообщества (преступной организации) и (или) участие в нем (ней) <42>.
(Ткачев И.О.)
("Уголовное право", 2024, N 10)Аналогичный подход содержится в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", где сказано, что под лицами, использующими свое служебное положение при совершении (а не при приготовлении к указанным преступлениям. - И.Т.) мошенничества, присвоения или растраты, следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 1 примечаний к ст. 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации) <41>. Равным образом, в соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)", под использованием своего служебного положения в целях совершения деяний, указанных в ч. 1 или ч. 2 ст. 210 УК РФ, следует понимать не только умышленное использование лицом своих служебных полномочий, но и оказание влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности на других лиц в целях совершения ими определенных действий, направленных на создание преступного сообщества (преступной организации) и (или) участие в нем (ней) <42>.
Статья: Уголовно-правовой статус лиц, участвующих в государственной аттестации научных кадров
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 12)Коррупционные преступления невозможны без участия должностных лиц, признаки которых указаны в п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ. Норма определяет виды присущих им полномочий: властные, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные, место и основания их осуществления. Верховный Суд РФ при определении процедуры обжалования решений диссертационных советов и Высшей аттестационной комиссии рекомендовал "учитывать, что они являются коллегиальными органами, наделенными властными полномочиями по присуждению ученых степеней кандидата наук и доктора наук" <3>. Позицию высшей судебной инстанции следует уточнить. Решение о присуждении ученой степени является организационно-распорядительным. "Организационно-распорядительные функции (не связанные с управлением коллективом), - пишут А. Бриллиантов и П. Яни, - которые лицо выполняет в государственном органе исполнительной власти, довольно трудно - если вообще возможно! - отграничить от полномочий по осуществлению функций органов исполнительной власти" <4>.
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 12)Коррупционные преступления невозможны без участия должностных лиц, признаки которых указаны в п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ. Норма определяет виды присущих им полномочий: властные, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные, место и основания их осуществления. Верховный Суд РФ при определении процедуры обжалования решений диссертационных советов и Высшей аттестационной комиссии рекомендовал "учитывать, что они являются коллегиальными органами, наделенными властными полномочиями по присуждению ученых степеней кандидата наук и доктора наук" <3>. Позицию высшей судебной инстанции следует уточнить. Решение о присуждении ученой степени является организационно-распорядительным. "Организационно-распорядительные функции (не связанные с управлением коллективом), - пишут А. Бриллиантов и П. Яни, - которые лицо выполняет в государственном органе исполнительной власти, довольно трудно - если вообще возможно! - отграничить от полномочий по осуществлению функций органов исполнительной власти" <4>.
Статья: Уточнение понятия "использование своего служебного положения" при сбыте наркотических средств
(Винокуров В.Н., Ступина С.А.)
("Современное право", 2025, N 3)Таким образом, субъектами сбыта наркотических средств с использованием служебного положения являются должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции, указанные в примечании к ст. 201 УК РФ и осуществляющие управленческую либо иную юридически значимую деятельность, непосредственно не связанную с производством материальных благ или оказанием материальных услуг, либо интеллектуальное или документальное обслуживание управленческой или иной деятельности, которые заключают трудовой договор с организацией.
(Винокуров В.Н., Ступина С.А.)
("Современное право", 2025, N 3)Таким образом, субъектами сбыта наркотических средств с использованием служебного положения являются должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции, указанные в примечании к ст. 201 УК РФ и осуществляющие управленческую либо иную юридически значимую деятельность, непосредственно не связанную с производством материальных благ или оказанием материальных услуг, либо интеллектуальное или документальное обслуживание управленческой или иной деятельности, которые заключают трудовой договор с организацией.