Приложение 18 ЕАЭС
Подборка наиболее важных документов по запросу Приложение 18 ЕАЭС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 164 "Налоговые ставки" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика правомерной, перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Аннулирование инспекцией отметок по причине, не предусмотренной Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" (утв. Приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-15/737@) и каким-либо нормативным правовым актом, нарушает действующее законодательство, в том числе положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014), Протокола об обмене информацией, Методических рекомендаций.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика правомерной, перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Аннулирование инспекцией отметок по причине, не предусмотренной Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" (утв. Приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-15/737@) и каким-либо нормативным правовым актом, нарушает действующее законодательство, в том числе положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014), Протокола об обмене информацией, Методических рекомендаций.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 165 "Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция аннулировала отметки на заявлениях о ввозе товаров из Республики Беларусь и уплате косвенных налогов и отозвала их, указав в качестве причины отсутствие импорта товара, что повлекло за собой признание импорта несостоявшимся и невозможность применения нулевой налоговой ставки, уплату в бюджет Республики Беларусь обществом косвенных налогов в полном объеме. Инспекция обращала внимание, что российский импортер не уплатил акциз при ввозе товара на территорию Российской Федерации, не в полном объеме уплатил НДС. Суд, придя к выводу, что права и законные интересы общества нарушены в связи с указанием в качестве причины отзыва факта отсутствия импорта товара, притом что ввоз товара фактически инспекцией не оспаривается, а также подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, отметил, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, аннулирование инспекцией отметок по причине, не предусмотренной Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" и каким-либо нормативным правовым актом, нарушает действующее законодательство, в том числе положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция аннулировала отметки на заявлениях о ввозе товаров из Республики Беларусь и уплате косвенных налогов и отозвала их, указав в качестве причины отсутствие импорта товара, что повлекло за собой признание импорта несостоявшимся и невозможность применения нулевой налоговой ставки, уплату в бюджет Республики Беларусь обществом косвенных налогов в полном объеме. Инспекция обращала внимание, что российский импортер не уплатил акциз при ввозе товара на территорию Российской Федерации, не в полном объеме уплатил НДС. Суд, придя к выводу, что права и законные интересы общества нарушены в связи с указанием в качестве причины отзыва факта отсутствия импорта товара, притом что ввоз товара фактически инспекцией не оспаривается, а также подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, отметил, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, аннулирование инспекцией отметок по причине, не предусмотренной Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" и каким-либо нормативным правовым актом, нарушает действующее законодательство, в том числе положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Может ли организация применить ставку НДС 0% при реализации припасов, вывезенных в Республику Беларусь, путем заправки воздушного судна? Какие документы надо представить для подтверждения обоснованности ее применения? Применяются ли положения Протокола, являющегося Приложением N 18 к Договору о ЕАЭС?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Может ли организация применить ставку НДС 0% при реализации припасов, вывезенных в Республику Беларусь, путем заправки воздушного судна? Какие документы надо представить в ИФНС России для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0%? Применяются ли в этом случае положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о ЕАЭС?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Может ли организация применить ставку НДС 0% при реализации припасов, вывезенных в Республику Беларусь, путем заправки воздушного судна? Какие документы надо представить в ИФНС России для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0%? Применяются ли в этом случае положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о ЕАЭС?
Статья: Об изменении правил исчисления НДС при импорте товаров (работ, услуг) в СЭЗ
(Палько Е.А.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)В отношении исчисления НДС при передвижении товаров в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлены особые правила в приложении 18 (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг; далее - Протокол) к Договору о ЕАЭС <1> (далее - Договор).
(Палько Е.А.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)В отношении исчисления НДС при передвижении товаров в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлены особые правила в приложении 18 (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг; далее - Протокол) к Договору о ЕАЭС <1> (далее - Договор).
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Маркетинговые услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 Общих положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) маркетинговые услуги - это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 Общих положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) маркетинговые услуги - это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
Статья: Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)<3> Абзац 22 п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) (ред. от 09.12.2022) // СПС "КонсультантПлюс". Далее - Протокол.
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)<3> Абзац 22 п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) (ред. от 09.12.2022) // СПС "КонсультантПлюс". Далее - Протокол.
Готовое решение: Какие ставки НДС применяются
(КонсультантПлюс, 2025)в таможенной процедуре экспорта, а также вывезены из России в страну ЕАЭС, когда это предусмотрено Договором о ЕАЭС (пп. 1, 1.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. п. 2, 3 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС);
(КонсультантПлюс, 2025)в таможенной процедуре экспорта, а также вывезены из России в страну ЕАЭС, когда это предусмотрено Договором о ЕАЭС (пп. 1, 1.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. п. 2, 3 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС);
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Место реализации услуг по предоставлению в пользование транспортных средств, к которым относятся и единицы железнодорожного подвижного состава, в данном случае определяется по месту нахождения налогоплательщика, оказывающего эти услуги, в силу подпункта 5 пункта 29 приложения N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Место реализации услуг по предоставлению в пользование транспортных средств, к которым относятся и единицы железнодорожного подвижного состава, в данном случае определяется по месту нахождения налогоплательщика, оказывающего эти услуги, в силу подпункта 5 пункта 29 приложения N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)<4> Здесь и далее имеется в виду Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)<4> Здесь и далее имеется в виду Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
Статья: Сделка с иностранным контрагентом: налоговые тонкости
(Островская А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 9)Дело в том, что порядок определения места реализации работ и услуг (а также прав) в целях НДС регулируется отдельным образом. Правила определения места реализации, если контрагентом по договору является резидент государства, входящего в ЕАЭС, установлены ст. 148 НК РФ либо п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014).
(Островская А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 9)Дело в том, что порядок определения места реализации работ и услуг (а также прав) в целях НДС регулируется отдельным образом. Правила определения места реализации, если контрагентом по договору является резидент государства, входящего в ЕАЭС, установлены ст. 148 НК РФ либо п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014).
Готовое решение: Как облагаются НДС консультационные услуги с участием иностранной компании
(КонсультантПлюс, 2025)Аналогичные правила действуют, если услуги вам оказывают налогоплательщики стран - участниц ЕАЭС (пп. 4 п. 29 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС).
(КонсультантПлюс, 2025)Аналогичные правила действуют, если услуги вам оказывают налогоплательщики стран - участниц ЕАЭС (пп. 4 п. 29 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС).
Готовое решение: Штраф за неуплату и несвоевременное перечисление НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф за неуплату НДС составляет 20% от суммы задолженности по налогу. Если выяснится, что налог не уплачен умышленно, то штраф - 40% (п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, п. п. 5, 8, 22 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС).
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф за неуплату НДС составляет 20% от суммы задолженности по налогу. Если выяснится, что налог не уплачен умышленно, то штраф - 40% (п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, п. п. 5, 8, 22 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС).
Статья: Учет курсовых разниц у продавца
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 6)<14> п. 1 ст. 154 НК РФ; п. 3 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 6)<14> п. 1 ст. 154 НК РФ; п. 3 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014)).