Приказ ответственный за охрану окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ ответственный за охрану окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Обучение по экологической безопасности и обращению с отходами
(КонсультантПлюс, 2025)Довод жалобы на прохождение соответствующего обучения А., являющимся заместителем директора, не может повлиять на квалификацию действий директора ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" П.А.О. по ст. 8.1 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению его от административной ответственности...
(КонсультантПлюс, 2025)Довод жалобы на прохождение соответствующего обучения А., являющимся заместителем директора, не может повлиять на квалификацию действий директора ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" П.А.О. по ст. 8.1 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению его от административной ответственности...
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2023 N 88-10009/2023 (УИД 53RS0022-01-2021-011768-20)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) О взыскании задолженности по заработной плате; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Из материалов дела усматривается, что трудовой договор с истцом не заключался, документы, связанные с оформлением на работу, в том числе трудовая книжка, не принимались, приказ о приеме на конкретную должность не издавался.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Дело направлено на новое рассмотрение.Обоснованно не принят судом в качестве доказательства, подтверждающего наличие трудовых отношений с истцом, приказ N от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку определение ответственных лиц за проведение работ, обеспечение охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды в рамках исполнения гражданско-правового договора, каковым является муниципальный контракт, не предусматривает обязанность генерального подрядчика назначать только своего работника. Напротив, являясь генеральным подрядчиком, ООО "СМК "Электромонтаж" обязано было обеспечить работников субподрядных организаций разрешительными и распорядительными документами для выполнения работ на объектах заказчика.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) О взыскании задолженности по заработной плате; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Из материалов дела усматривается, что трудовой договор с истцом не заключался, документы, связанные с оформлением на работу, в том числе трудовая книжка, не принимались, приказ о приеме на конкретную должность не издавался.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Дело направлено на новое рассмотрение.Обоснованно не принят судом в качестве доказательства, подтверждающего наличие трудовых отношений с истцом, приказ N от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку определение ответственных лиц за проведение работ, обеспечение охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды в рамках исполнения гражданско-правового договора, каковым является муниципальный контракт, не предусматривает обязанность генерального подрядчика назначать только своего работника. Напротив, являясь генеральным подрядчиком, ООО "СМК "Электромонтаж" обязано было обеспечить работников субподрядных организаций разрешительными и распорядительными документами для выполнения работ на объектах заказчика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы определения субъекта преступления, предусмотренного ст. 246 Уголовного кодекса РФ
(Калинина О.М., Орлова А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 3)К уголовной ответственности привлекались лица, которые ответственны за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ в силу обязанностей, возложенных на них должностными инструкциями, приказами руководителей соответствующих организаций. Например, к уголовной ответственности по ст. 246 УК РФ привлечен Т., являющийся менеджером ООО, который обязан осуществлять контроль за разработкой и реализацией природоохранных мероприятий при разработке песчаных карьеров, координацию деятельности в рамках определенного участка, принимать решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов <13>.
(Калинина О.М., Орлова А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 3)К уголовной ответственности привлекались лица, которые ответственны за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ в силу обязанностей, возложенных на них должностными инструкциями, приказами руководителей соответствующих организаций. Например, к уголовной ответственности по ст. 246 УК РФ привлечен Т., являющийся менеджером ООО, который обязан осуществлять контроль за разработкой и реализацией природоохранных мероприятий при разработке песчаных карьеров, координацию деятельности в рамках определенного участка, принимать решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов <13>.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При наличии необходимых условий привлечения к гражданско-правовой ответственности, а также оснований, предусмотренных ГК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, природоохранными органами могут быть направлены претензии о возмещении вреда окружающей среде, причиненного почвам, например если при рекультивации земель допускаются нарушения требований в области обращения с отходами, выраженные в захламлении земельного участка отходами производства и потребления или перекрытии почв искусственными покрытиями.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При наличии необходимых условий привлечения к гражданско-правовой ответственности, а также оснований, предусмотренных ГК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, природоохранными органами могут быть направлены претензии о возмещении вреда окружающей среде, причиненного почвам, например если при рекультивации земель допускаются нарушения требований в области обращения с отходами, выраженные в захламлении земельного участка отходами производства и потребления или перекрытии почв искусственными покрытиями.
Статья: Актуальные правовые аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Арктики
(Муру Р.Н., Поваляев А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)- Корабельный устав ВМФ <10>, где в ст. 52, 76 определены обязанности командира соединения кораблей руководить мероприятиями по охране окружающей среды в районах базирования и плавания кораблей соединения и обязанности командира корабля обеспечить на корабле соблюдение правил предотвращения загрязнения окружающей среды (в том числе причальных сооружений, мест якорной стоянки и прилегающих к ним акваторий);
(Муру Р.Н., Поваляев А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)- Корабельный устав ВМФ <10>, где в ст. 52, 76 определены обязанности командира соединения кораблей руководить мероприятиями по охране окружающей среды в районах базирования и плавания кораблей соединения и обязанности командира корабля обеспечить на корабле соблюдение правил предотвращения загрязнения окружающей среды (в том числе причальных сооружений, мест якорной стоянки и прилегающих к ним акваторий);
Вопрос: Каковы требования к устройству дренажной (водоотводной) системы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- сброс воды из водоотводных и дренажных систем, в том числе и через очистные сооружения после завершения очистки, должен производиться в водный объект, либо в специальные водосборные сооружения (накопители, испарители и т.д.), предназначенные для приема очищенных сточных вод, либо в централизованную систему водоотведения с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, изложенных в разд. 10 СП 121.13330.2019;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- сброс воды из водоотводных и дренажных систем, в том числе и через очистные сооружения после завершения очистки, должен производиться в водный объект, либо в специальные водосборные сооружения (накопители, испарители и т.д.), предназначенные для приема очищенных сточных вод, либо в централизованную систему водоотведения с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, изложенных в разд. 10 СП 121.13330.2019;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Приказ Минприроды России от 17 декабря 2018 г. N 667 "Об утверждении Правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Приказ Минприроды России от 17 декабря 2018 г. N 667 "Об утверждении Правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды".
Статья: Определение Судебной коллегии ВС РФ по делу N 306-ЭС20-16219
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за нарушение требований ч. 1 ст. ст. 13, 42 ЗК РФ, ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", п. п. 6, 8, 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 в связи с обустройством дороги на землях сельскохозяйственного назначения.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за нарушение требований ч. 1 ст. ст. 13, 42 ЗК РФ, ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", п. п. 6, 8, 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 в связи с обустройством дороги на землях сельскохозяйственного назначения.
Статья: Правовые аспекты использования цифровых технологий в качестве инструмента адаптации к изменению климата
(Коданева С.И.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 2)Так, согласно Воздушному кодексу РФ сертификационный базис разрабатывается юридическим лицом, осуществляющим разработку беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, на основании требований авиационных правил к летной годности и к охране окружающей среды. Однако в самих Федеральных авиационных правилах (утв. приказом Минтранса России от 27 ноября 2020 г. N 519) данные вопросы никак не урегулированы, установлено только, что заявитель должен представить документы, подтверждающие выполнение всех работ, предусмотренных действующей эксплуатационной документацией.
(Коданева С.И.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 2)Так, согласно Воздушному кодексу РФ сертификационный базис разрабатывается юридическим лицом, осуществляющим разработку беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, на основании требований авиационных правил к летной годности и к охране окружающей среды. Однако в самих Федеральных авиационных правилах (утв. приказом Минтранса России от 27 ноября 2020 г. N 519) данные вопросы никак не урегулированы, установлено только, что заявитель должен представить документы, подтверждающие выполнение всех работ, предусмотренных действующей эксплуатационной документацией.
Статья: Проблема возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, при формировании отвалов вскрышных пород в результате хозяйственной деятельности недропользователя
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Во-вторых, возможна ситуация, когда пользователь недр размещает вскрышные породы на земельном участке, не предназначенном для размещения отходов добычи полезных ископаемых, например на землях лесного фонда. В таком случае речь идет о неправомерных действиях по несанкционированному размещению отходов недропользования в связи с отнесением вскрышных пород к числу отходов добычи полезных ископаемых в соответствии с указанным выше классификатором. При этом вред причиняется верхнему плодородному слою почвы участка лесного фонда и рассчитывается по определенной законодательно закрепленной формуле <12>. Следует учитывать то обстоятельство, что привлечение недропользователя к административной ответственности не освобождает его от внедоговорной ответственности, предполагающей возмещение вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Во-вторых, возможна ситуация, когда пользователь недр размещает вскрышные породы на земельном участке, не предназначенном для размещения отходов добычи полезных ископаемых, например на землях лесного фонда. В таком случае речь идет о неправомерных действиях по несанкционированному размещению отходов недропользования в связи с отнесением вскрышных пород к числу отходов добычи полезных ископаемых в соответствии с указанным выше классификатором. При этом вред причиняется верхнему плодородному слою почвы участка лесного фонда и рассчитывается по определенной законодательно закрепленной формуле <12>. Следует учитывать то обстоятельство, что привлечение недропользователя к административной ответственности не освобождает его от внедоговорной ответственности, предполагающей возмещение вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.
Статья: Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Когда речь идет об отраслях права, в настоящее время и в научной, и в учебной правовой литературе принято уточнять, что экологическое право можно рассматривать в широком смысле как суперотрасль, предметом регулирования которой являются отношения и в области охраны окружающей среды, и в области природопользования, а в узком смысле экологическое право представляет собой право природоохранное. Но все-таки использование одного и того же термина для обозначения разных понятий не представляется удачным. Можно было бы согласиться с И.А. Игнатьевой в том, что "термин "экологический" обоснован в применении к наименованию отрасли права и группе обособленных общественных отношений лишь при их широком понимании", а если речь идет только об охране окружающей среды, то логично оставить для употребления термин "природоохранительный" или "природоохранный" <7>. Однако представляется, что переход к такому разделению и единообразному применению данных понятий вряд ли возможен в настоящее время, когда "экологическое право" в узком смысле употребляется не менее часто, чем в широком. Так, в наименовании научной специальности 12.00.06 названы через точку с запятой "природоресурсное право" и "экологическое право" <8> как самостоятельные области научных знаний и правовых исследований. Аналогично и применительно к отраслям законодательства в юридической литературе можно встретить и широкую трактовку экологического законодательства как комплексной отрасли, включающей нормативные правовые акты об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, и употребление термина "экологическое законодательство" в значении "природоохранное законодательство" <9>.
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Когда речь идет об отраслях права, в настоящее время и в научной, и в учебной правовой литературе принято уточнять, что экологическое право можно рассматривать в широком смысле как суперотрасль, предметом регулирования которой являются отношения и в области охраны окружающей среды, и в области природопользования, а в узком смысле экологическое право представляет собой право природоохранное. Но все-таки использование одного и того же термина для обозначения разных понятий не представляется удачным. Можно было бы согласиться с И.А. Игнатьевой в том, что "термин "экологический" обоснован в применении к наименованию отрасли права и группе обособленных общественных отношений лишь при их широком понимании", а если речь идет только об охране окружающей среды, то логично оставить для употребления термин "природоохранительный" или "природоохранный" <7>. Однако представляется, что переход к такому разделению и единообразному применению данных понятий вряд ли возможен в настоящее время, когда "экологическое право" в узком смысле употребляется не менее часто, чем в широком. Так, в наименовании научной специальности 12.00.06 названы через точку с запятой "природоресурсное право" и "экологическое право" <8> как самостоятельные области научных знаний и правовых исследований. Аналогично и применительно к отраслям законодательства в юридической литературе можно встретить и широкую трактовку экологического законодательства как комплексной отрасли, включающей нормативные правовые акты об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, и употребление термина "экологическое законодательство" в значении "природоохранное законодательство" <9>.
Вопрос: Как оформить материальную ответственность за сохранность ОС?
(Консультация эксперта, 2025)предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;
(Консультация эксперта, 2025)предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;
Вопрос: Какую экологическую документацию необходимо иметь на предприятии?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц (п. 2 ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц (п. 2 ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды).
Статья: Оценка эффективности применения эколого-правовых ограничений экономической деятельности в России
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Следует также учитывать, что система правовых ограничений в области охраны окружающей среды в настоящее время не систематизирована. На практике это существенно затрудняет их поиск и, соответственно, соблюдение субъектами хозяйственной деятельности, поскольку разобраться в разрозненном массиве формально-юридических источников таких требований может далеко не каждый юрист. В настоящее время учтены и представлены в виде обобщенного перечня только обязательные требования в области охраны окружающей среды, соблюдение которых оценивается Росприроднадзором при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), привлечении к административной ответственности, предоставлении лицензий, иных разрешений, аккредитации <28>. Однако проведенная в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и реализации механизма "регуляторной гильотины" систематизация обязательных требований охватила далеко не все установленные действующим законодательством эколого-правовые ограничения.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Следует также учитывать, что система правовых ограничений в области охраны окружающей среды в настоящее время не систематизирована. На практике это существенно затрудняет их поиск и, соответственно, соблюдение субъектами хозяйственной деятельности, поскольку разобраться в разрозненном массиве формально-юридических источников таких требований может далеко не каждый юрист. В настоящее время учтены и представлены в виде обобщенного перечня только обязательные требования в области охраны окружающей среды, соблюдение которых оценивается Росприроднадзором при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), привлечении к административной ответственности, предоставлении лицензий, иных разрешений, аккредитации <28>. Однако проведенная в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и реализации механизма "регуляторной гильотины" систематизация обязательных требований охватила далеко не все установленные действующим законодательством эколого-правовые ограничения.