Приказ надзор за дознанием
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ надзор за дознанием (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы использования информационных технологий в уголовном судопроизводстве в контексте реализации прокурорских полномочий
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)<9> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре"; Приказ Генерального прокурора Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 12 октября 2018 г. N 659/205 "Об утверждении Временного регламента информационного обмена между органами прокуратуры Российской Федерации и судебными органами Российской Федерации в рамках интеграции государственной автоматизированной системы правовой статистики и Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" // СПС "КонсультантПлюс".
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)<9> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре"; Приказ Генерального прокурора Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 12 октября 2018 г. N 659/205 "Об утверждении Временного регламента информационного обмена между органами прокуратуры Российской Федерации и судебными органами Российской Федерации в рамках интеграции государственной автоматизированной системы правовой статистики и Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 20.04.2022 N 223н
(ред. от 25.04.2024)
"Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68673)28. Перечень и объем материалов расследования групповых несчастных случаев, в результате которых один или несколько пострадавших получили повреждения здоровья, относящиеся в соответствии с установленными квалифицирующими признаками <13> к категории тяжелых, либо погибли, тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности, определяются председателем комиссии (в установленных Кодексом и Положением случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводящим расследование несчастного случая) с обязательным использованием имеющихся материалов расследования происшествия, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия.
(ред. от 25.04.2024)
"Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68673)28. Перечень и объем материалов расследования групповых несчастных случаев, в результате которых один или несколько пострадавших получили повреждения здоровья, относящиеся в соответствии с установленными квалифицирующими признаками <13> к категории тяжелых, либо погибли, тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности, определяются председателем комиссии (в установленных Кодексом и Положением случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводящим расследование несчастного случая) с обязательным использованием имеющихся материалов расследования происшествия, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия.
Приказ Генпрокуратуры России от 24.10.2023 N 736
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере"3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам согласно компетенции, прокурору комплекса "Байконур" докладные записки о результатах надзорной деятельности и состоянии законности в налоговой сфере представлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации к 25 января и 25 июля в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, Главное гражданско-судебное управление, управление по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере; военным прокурорам - Главную военную прокуратуру.
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере"3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам согласно компетенции, прокурору комплекса "Байконур" докладные записки о результатах надзорной деятельности и состоянии законности в налоговой сфере представлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации к 25 января и 25 июля в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, Главное гражданско-судебное управление, управление по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере; военным прокурорам - Главную военную прокуратуру.
Статья: Публичные и частные начала в уголовном преследовании: поиск модели взаимодействия
(Суходолов А.С.)
("Российский судья", 2024, N 7)В свою очередь, потерпевший по делу частного обвинения, как правило, не имея соответствующих юридических знаний, а также полномочий, обращается за защитой своих прав чаще всего в органы внутренних дел (полицию). Следует согласиться с А.И. Петрушиным в том, что "такое положение дел связано с большей доступностью органов внутренних дел для пострадавших, возникающими затруднениями квалификации деяния как преступления частного обвинения, участием правоохранительных органов в пресечении преступления, правилами взаимодействия правоохранительных органов с медицинскими учреждениями" <10>. В свою очередь, органы предварительного расследования, руководствуясь позицией Конституционного Суда РФ N 7-П от 27 июня 2005 г. о том, что "государство должно обеспечивать равную защиту жертв преступлений вне зависимости от категории уголовного преследования" <11>, а также ст. 144 - 145 УПК РФ, в случае поступления заявлений о преступлениях, уголовное преследование по которым осуществляется в частном порядке, обязаны их принять, зарегистрировать, провести проверку и передать материалы в суд. В соответствии со ст. 37 УПК РФ надзор за принятием, регистрацией и разрешением заявлений, сообщений о преступлениях, в том числе и по делам частного обвинения, осуществляет прокурор. Однако на практике фактическое поступление таких материалов в суд не контролируется. Проведение сверок с мировыми судьями в целях выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, контроля фактического поступления сообщений о преступлениях частного обвинения, переданных органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ в суд, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" <12> не предусмотрено.
(Суходолов А.С.)
("Российский судья", 2024, N 7)В свою очередь, потерпевший по делу частного обвинения, как правило, не имея соответствующих юридических знаний, а также полномочий, обращается за защитой своих прав чаще всего в органы внутренних дел (полицию). Следует согласиться с А.И. Петрушиным в том, что "такое положение дел связано с большей доступностью органов внутренних дел для пострадавших, возникающими затруднениями квалификации деяния как преступления частного обвинения, участием правоохранительных органов в пресечении преступления, правилами взаимодействия правоохранительных органов с медицинскими учреждениями" <10>. В свою очередь, органы предварительного расследования, руководствуясь позицией Конституционного Суда РФ N 7-П от 27 июня 2005 г. о том, что "государство должно обеспечивать равную защиту жертв преступлений вне зависимости от категории уголовного преследования" <11>, а также ст. 144 - 145 УПК РФ, в случае поступления заявлений о преступлениях, уголовное преследование по которым осуществляется в частном порядке, обязаны их принять, зарегистрировать, провести проверку и передать материалы в суд. В соответствии со ст. 37 УПК РФ надзор за принятием, регистрацией и разрешением заявлений, сообщений о преступлениях, в том числе и по делам частного обвинения, осуществляет прокурор. Однако на практике фактическое поступление таких материалов в суд не контролируется. Проведение сверок с мировыми судьями в целях выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, контроля фактического поступления сообщений о преступлениях частного обвинения, переданных органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ в суд, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" <12> не предусмотрено.
Статья: Случаи обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве. Комментарий к статье 51 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В этой связи абз. 3 п. 7 Приказа Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" прокурорам прямо предписано "принимать меры к отмене незаконного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в случае если оно принято на основании ходатайства подозреваемого, не подписанного его защитником, обязательное участие которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 51 УПК РФ".
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В этой связи абз. 3 п. 7 Приказа Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" прокурорам прямо предписано "принимать меры к отмене незаконного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в случае если оно принято на основании ходатайства подозреваемого, не подписанного его защитником, обязательное участие которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 51 УПК РФ".
Вопрос: Каков порядок расследования работодателем несчастного случая на производстве при ДТП?
(Консультация эксперта, 2025)Расследование несчастного случая, произошедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем (его представителем) в соответствии с порядком, установленным ч. 1, 2 ст. 229 ТК РФ, с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства (ч. 9 ст. 229 ТК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Расследование несчастного случая, произошедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем (его представителем) в соответствии с порядком, установленным ч. 1, 2 ст. 229 ТК РФ, с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства (ч. 9 ст. 229 ТК РФ).
Статья: Процессуальные полномочия прокурора по осуществлению надзора за деятельностью органов дознания
(Сабельфельд Т.Ю.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Процессуальные полномочия прокурора в отношении органов дознания имеют свои особенности и проблемные вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Так, в отличие от предварительного расследования, дознание характеризуется наличием специфичного института - уведомления лица о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ). На данном этапе дознания прокурору необходимо уделять внимание законности и обоснованности придания лицу статуса подозреваемого, так как статус лица после признания его подозреваемым меняется. При этом прокурором выясняется, разъяснены ли права подозреваемого и обеспечена ли возможность реализации права на защиту. Поэтому согласно п. 13 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" (далее - Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 33) надзирающему прокурору необходимо проверять исполнение дознавателем положения ст. 223.1 УПК РФ и требовать незамедлительного направления копии соответствующего уведомления лица о подозрении в совершении преступления. Следует обратить внимание, что законодатель не устанавливает срок, когда дознаватель обязан направить такое уведомление, а незамедлительность его действия в данном случае обосновывается лишь внесением прокурором требования.
(Сабельфельд Т.Ю.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Процессуальные полномочия прокурора в отношении органов дознания имеют свои особенности и проблемные вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Так, в отличие от предварительного расследования, дознание характеризуется наличием специфичного института - уведомления лица о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ). На данном этапе дознания прокурору необходимо уделять внимание законности и обоснованности придания лицу статуса подозреваемого, так как статус лица после признания его подозреваемым меняется. При этом прокурором выясняется, разъяснены ли права подозреваемого и обеспечена ли возможность реализации права на защиту. Поэтому согласно п. 13 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" (далее - Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 33) надзирающему прокурору необходимо проверять исполнение дознавателем положения ст. 223.1 УПК РФ и требовать незамедлительного направления копии соответствующего уведомления лица о подозрении в совершении преступления. Следует обратить внимание, что законодатель не устанавливает срок, когда дознаватель обязан направить такое уведомление, а незамедлительность его действия в данном случае обосновывается лишь внесением прокурором требования.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".
Статья: Участие суда и прокурора в доказывании по уголовным делам при рассмотрении судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан
(Захарян А.А.)
("Российский судья", 2022, N 1)При подготовке к судебному заседанию прокурор знакомится с приложенными к ходатайству материалами уголовного дела. Изучение указанных материалов позволяет прокурору, участвующему в судебном заседании, ознакомиться с приложенными заверенными копиями материалов уголовного дела, с собранными следователем или дознавателем доказательствами. Генеральный прокурор РФ в п. 1.8 своего Приказа от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" обязывает обеспечить участие прокурора в таком судебном заседании. Аналогичное требование содержится в абз. 2 п. 19 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".
(Захарян А.А.)
("Российский судья", 2022, N 1)При подготовке к судебному заседанию прокурор знакомится с приложенными к ходатайству материалами уголовного дела. Изучение указанных материалов позволяет прокурору, участвующему в судебном заседании, ознакомиться с приложенными заверенными копиями материалов уголовного дела, с собранными следователем или дознавателем доказательствами. Генеральный прокурор РФ в п. 1.8 своего Приказа от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" обязывает обеспечить участие прокурора в таком судебном заседании. Аналогичное требование содержится в абз. 2 п. 19 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".
Статья: О проблемных аспектах реализации полномочий прокурора в производстве по делу об административном правонарушении
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)<2> Приказ Генпрокуратуры России от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // СПС "КонсультантПлюс".
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)<2> Приказ Генпрокуратуры России от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Доказывание морального вреда и возможность его нейтрализации в форме извинения
(Брянская Е.В.)
("Российский следователь", 2024, N 7)Меры по восстановлению нарушенных прав закреплены в Приказе Генерального прокурора от 6 сентября 2007 г. N 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" <6>. Прокуратура относится к органам государственной власти и подчинена государству, поэтому публичное извинение приносит именно прокурор <7>. Письменная форма извинения производится на основании указания Генерального прокурора РФ от 3 июля 2013 г. N 267/12 "О порядке реализации положений ч. 1 ст. 136 Уголовно-процессуального кодекса РФ" <8>. "Официальное извинение заключается в публичном признании ошибки" <9>. Порядок принесения извинения регулируется и другими ведомственными документами, например Приказом МВД РФ от 15 августа 2012 г. N 795 "О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции" <10>.
(Брянская Е.В.)
("Российский следователь", 2024, N 7)Меры по восстановлению нарушенных прав закреплены в Приказе Генерального прокурора от 6 сентября 2007 г. N 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" <6>. Прокуратура относится к органам государственной власти и подчинена государству, поэтому публичное извинение приносит именно прокурор <7>. Письменная форма извинения производится на основании указания Генерального прокурора РФ от 3 июля 2013 г. N 267/12 "О порядке реализации положений ч. 1 ст. 136 Уголовно-процессуального кодекса РФ" <8>. "Официальное извинение заключается в публичном признании ошибки" <9>. Порядок принесения извинения регулируется и другими ведомственными документами, например Приказом МВД РФ от 15 августа 2012 г. N 795 "О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции" <10>.
Статья: Применение органами прокуратуры уголовно-процессуального требования об устранении нарушений федерального законодательства
(Терентьева Е.Е.)
("Законность", 2024, N 10)Аналогичные требования содержатся в Приказе Генерального прокурора РФ от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".
(Терентьева Е.Е.)
("Законность", 2024, N 10)Аналогичные требования содержатся в Приказе Генерального прокурора РФ от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".
Статья: Привлечение к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК
(Флегентова О.С., Гайфулин Р.И.)
("Законность", 2023, N 6)Разработаны методические рекомендации по вопросам выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст. 314.1 УК, подписан совместный с ГУ МВД России по Красноярскому краю приказ "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за рассмотрением сообщений об уклонении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, от административного надзора и расследованием уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ", предписывающие начальникам территориальных подразделений дознания ГУ МВД России по Красноярскому краю в каждом случае согласовывать постановление о возбуждении уголовного дела с отделом организации дознания ГУ МВД России по Красноярскому краю.
(Флегентова О.С., Гайфулин Р.И.)
("Законность", 2023, N 6)Разработаны методические рекомендации по вопросам выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст. 314.1 УК, подписан совместный с ГУ МВД России по Красноярскому краю приказ "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за рассмотрением сообщений об уклонении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, от административного надзора и расследованием уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ", предписывающие начальникам территориальных подразделений дознания ГУ МВД России по Красноярскому краю в каждом случае согласовывать постановление о возбуждении уголовного дела с отделом организации дознания ГУ МВД России по Красноярскому краю.