Приказ гп РФ надзор за дознанием
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ гп РФ надзор за дознанием (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование уголовно-процессуального режима обращения информации в досудебном производстве в эпоху цифровой трансформации
(Борисов А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)<38> О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре [Электронный ресурс]: Приказ Ген. прокуратуры Рос. Федерации от 9 дек. 2022 г. N 746 // СПС "КонсультантПлюс".
(Борисов А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)<38> О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре [Электронный ресурс]: Приказ Ген. прокуратуры Рос. Федерации от 9 дек. 2022 г. N 746 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Процессуальные полномочия прокурора по осуществлению надзора за деятельностью органов дознания
(Сабельфельд Т.Ю.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Процессуальные полномочия прокурора в отношении органов дознания имеют свои особенности и проблемные вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Так, в отличие от предварительного расследования, дознание характеризуется наличием специфичного института - уведомления лица о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ). На данном этапе дознания прокурору необходимо уделять внимание законности и обоснованности придания лицу статуса подозреваемого, так как статус лица после признания его подозреваемым меняется. При этом прокурором выясняется, разъяснены ли права подозреваемого и обеспечена ли возможность реализации права на защиту. Поэтому согласно п. 13 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" (далее - Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 33) надзирающему прокурору необходимо проверять исполнение дознавателем положения ст. 223.1 УПК РФ и требовать незамедлительного направления копии соответствующего уведомления лица о подозрении в совершении преступления. Следует обратить внимание, что законодатель не устанавливает срок, когда дознаватель обязан направить такое уведомление, а незамедлительность его действия в данном случае обосновывается лишь внесением прокурором требования.
(Сабельфельд Т.Ю.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Процессуальные полномочия прокурора в отношении органов дознания имеют свои особенности и проблемные вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Так, в отличие от предварительного расследования, дознание характеризуется наличием специфичного института - уведомления лица о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ). На данном этапе дознания прокурору необходимо уделять внимание законности и обоснованности придания лицу статуса подозреваемого, так как статус лица после признания его подозреваемым меняется. При этом прокурором выясняется, разъяснены ли права подозреваемого и обеспечена ли возможность реализации права на защиту. Поэтому согласно п. 13 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" (далее - Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 33) надзирающему прокурору необходимо проверять исполнение дознавателем положения ст. 223.1 УПК РФ и требовать незамедлительного направления копии соответствующего уведомления лица о подозрении в совершении преступления. Следует обратить внимание, что законодатель не устанавливает срок, когда дознаватель обязан направить такое уведомление, а незамедлительность его действия в данном случае обосновывается лишь внесением прокурором требования.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 24.10.2023 N 736
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере"4. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленным в пункте 3 настоящего приказа, информацию о практике прокурорского надзора на данном направлении в пределах компетенции направлять к 10 февраля и 10 августа в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, которому осуществлять обобщение состояния законности и работы органов прокуратуры в целом в налоговой сфере.
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере"4. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленным в пункте 3 настоящего приказа, информацию о практике прокурорского надзора на данном направлении в пределах компетенции направлять к 10 февраля и 10 августа в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, которому осуществлять обобщение состояния законности и работы органов прокуратуры в целом в налоговой сфере.
Статья: Актуальные направления надзора за исполнением законов в налоговой сфере в условиях новых вызовов
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)- надзор за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельности по делам и материалам соответствующей направленности <3>.
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)- надзор за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельности по делам и материалам соответствующей направленности <3>.
Статья: Может ли прокурор отменить решение нижестоящего прокурора об утверждении обвинительного заключения?
(Марченко Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)<5> См.: п. 18 Приказа Генпрокуратуры России от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // Законность. 2017. N 5 (утратил силу), п. 22 Приказа Генпрокуратуры России от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // Законность. 2022. N 4.
(Марченко Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)<5> См.: п. 18 Приказа Генпрокуратуры России от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // Законность. 2017. N 5 (утратил силу), п. 22 Приказа Генпрокуратуры России от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // Законность. 2022. N 4.
Статья: Органы полиции Росгвардии в персональном виде подследственности Следственного комитета Российской Федерации
(Супрун С.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)<7> Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. N 433/49 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел" // СПС "КонсультантПлюс".
(Супрун С.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)<7> Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. N 433/49 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Применение органами прокуратуры уголовно-процессуального требования об устранении нарушений федерального законодательства
(Терентьева Е.Е.)
("Законность", 2024, N 10)Аналогичные требования содержатся в Приказе Генерального прокурора РФ от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".
(Терентьева Е.Е.)
("Законность", 2024, N 10)Аналогичные требования содержатся в Приказе Генерального прокурора РФ от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".
Статья: Субъекты защиты прав несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном процессе
(Вайтюшкевич А.А.)
("Адвокатская практика", 2023, N 3)<17> Приказ Генерального прокуратура РФ от 27 ноября 2007 г. N 189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве" // Законность. 2008. N 2.
(Вайтюшкевич А.А.)
("Адвокатская практика", 2023, N 3)<17> Приказ Генерального прокуратура РФ от 27 ноября 2007 г. N 189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве" // Законность. 2008. N 2.
Статья: Об эффективности защиты несовершеннолетнего, преследуемого на стадии возбуждения уголовного дела
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Существуют примеры неприменения отдельных процессуальных норм в отношении преследуемых подростков. Так, запрещено сокращенное дознание (п. 1 ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ). Генеральный прокурор РФ требует обеспечить неукоснительное соблюдение этого запрета <21>.
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Существуют примеры неприменения отдельных процессуальных норм в отношении преследуемых подростков. Так, запрещено сокращенное дознание (п. 1 ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ). Генеральный прокурор РФ требует обеспечить неукоснительное соблюдение этого запрета <21>.
Статья: Объекты валютных правоотношений в условиях противодействия ограничительным мерам, введенным со стороны недружественных государств
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)<13> См., например: ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст); Приказ Генпрокуратуры России от 09.12.2022 N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре".
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)<13> См., например: ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст); Приказ Генпрокуратуры России от 09.12.2022 N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре".
Статья: О некоторых проблемах на стадии предварительного расследования
(Шаповал А.Б.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)Исходя из положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 <16> и Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" <17>, прокуратура в Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением федеральных законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на основе принципов независимости и гласности. Будучи стороной, поддерживающей обвинение на судебной стадии уголовного процесса, органы прокуратуры тем не менее даже в суде не обязаны добиваться признания виновным подсудимого во что бы то ни стало, имеют правомочия по отказу от обвинения и изменению обвинения, обязаны беспристрастно самостоятельно исследовать и оценивать доказательства на основе закона. Говоря о досудебной стадии, о предварительном расследовании, прокуратура обязана осуществлять надзор за деятельностью должностных лиц органов дознания и предварительного следствия.
(Шаповал А.Б.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)Исходя из положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 <16> и Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" <17>, прокуратура в Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением федеральных законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на основе принципов независимости и гласности. Будучи стороной, поддерживающей обвинение на судебной стадии уголовного процесса, органы прокуратуры тем не менее даже в суде не обязаны добиваться признания виновным подсудимого во что бы то ни стало, имеют правомочия по отказу от обвинения и изменению обвинения, обязаны беспристрастно самостоятельно исследовать и оценивать доказательства на основе закона. Говоря о досудебной стадии, о предварительном расследовании, прокуратура обязана осуществлять надзор за деятельностью должностных лиц органов дознания и предварительного следствия.
Статья: Полномочия прокурора и их реализация на этапе утверждения акта, оканчивающего предварительное расследование с направлением дела в суд
(Волков А.А.)
("Российский следователь", 2023, N 5)Ограниченность полномочий прокурора по надзору за досудебным производством по делам, расследуемым в форме предварительного следствия, заставляет нас особо внимательно рассмотреть полномочия прокурора именно при утверждении обвинительного заключения. В отношении обвинительного акта и постановления нижеприведенные рассуждения также справедливы, но менее актуальны, так как в ходе дознания прокурор обладает полноценными полномочиями, позволяющими ему направлять производство по уголовному делу.
(Волков А.А.)
("Российский следователь", 2023, N 5)Ограниченность полномочий прокурора по надзору за досудебным производством по делам, расследуемым в форме предварительного следствия, заставляет нас особо внимательно рассмотреть полномочия прокурора именно при утверждении обвинительного заключения. В отношении обвинительного акта и постановления нижеприведенные рассуждения также справедливы, но менее актуальны, так как в ходе дознания прокурор обладает полноценными полномочиями, позволяющими ему направлять производство по уголовному делу.
Статья: Подзаконные нормативные правовые акты как источники уголовно-процессуального права
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Тем не менее, несмотря на противоречивое закрепление указанных норм, указанная Инструкция и сложившаяся на ее основе правоприменительная практика устоялись и не вызывают нареканий, органы прокуратуры в ходе своей надзорной деятельности проверяют законность и обоснованность принимаемых решений. Примечательно, что в п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" содержится указание на необходимость тщательной и всесторонней проверки соблюдения установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законности и обоснованности принимаемых по ним решений. То есть органы прокуратуры принимают в качестве допустимого возможность регламентации данной сферы подзаконными нормативными актами. Кроме того, решение "о приобщении к материалам номенклатурного дела" не является окончательным и безапелляционным, существует возможность его обжалования <11>.
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Тем не менее, несмотря на противоречивое закрепление указанных норм, указанная Инструкция и сложившаяся на ее основе правоприменительная практика устоялись и не вызывают нареканий, органы прокуратуры в ходе своей надзорной деятельности проверяют законность и обоснованность принимаемых решений. Примечательно, что в п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" содержится указание на необходимость тщательной и всесторонней проверки соблюдения установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законности и обоснованности принимаемых по ним решений. То есть органы прокуратуры принимают в качестве допустимого возможность регламентации данной сферы подзаконными нормативными актами. Кроме того, решение "о приобщении к материалам номенклатурного дела" не является окончательным и безапелляционным, существует возможность его обжалования <11>.