Приказ генерального прокурора субъекты предпринимательской деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ генерального прокурора субъекты предпринимательской деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 N 13АП-27200/2023 по делу N А56-63707/2023
Процессуальные вопросы: Возвращение заявления - в случае неподсудности дела данному арбитражному суду.По настоящему делу истец обратился в арбитражный суд в связи с оспариванием бездействия прокуратуры города, полномочия которой определяются статьей 18 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", которой определены полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров по руководству подчиненными органами прокуратуры, одной из основных форм руководства подчиненными прокурорами относятся планирование и контроль за работой по исполнению приказов как Генерального прокурора, так и руководящих документов самого прокурора субъекта РФ. Характер требований не свидетельствует о его экономической основе, поскольку спор возник не в результате предпринимательской или иной экономической деятельности заявителя, предпринимателем заявитель не является.
Процессуальные вопросы: Возвращение заявления - в случае неподсудности дела данному арбитражному суду.По настоящему делу истец обратился в арбитражный суд в связи с оспариванием бездействия прокуратуры города, полномочия которой определяются статьей 18 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", которой определены полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров по руководству подчиненными органами прокуратуры, одной из основных форм руководства подчиненными прокурорами относятся планирование и контроль за работой по исполнению приказов как Генерального прокурора, так и руководящих документов самого прокурора субъекта РФ. Характер требований не свидетельствует о его экономической основе, поскольку спор возник не в результате предпринимательской или иной экономической деятельности заявителя, предпринимателем заявитель не является.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль прокуратуры в инициировании регрессных исков о возмещении ущерба бюджету, причиненного в результате неисполнения государственных и муниципальных контрактов, как мера профилактики нарушений прав предпринимателей
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)<5> Справка: Приказ Генерального прокурора РФ от 31 марта 2008 г. N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" и указание и.о. генерального прокурора РФ от 13 августа 2009 г. N 260/7 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства..." утратили силу.
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)<5> Справка: Приказ Генерального прокурора РФ от 31 марта 2008 г. N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" и указание и.о. генерального прокурора РФ от 13 августа 2009 г. N 260/7 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства..." утратили силу.
Статья: Цифровизация организации прокурорской деятельности как необходимое условие функционирования органов прокуратуры в условиях развития информационного общества
(Ступаченко Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Значительно подвергся цифровизации такой участок деятельности органов прокуратуры, как работа с обращениями граждан (в том числе субъектов предпринимательской деятельности), а также их личный прием. Так, в 2018 г. в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации <9> и Инструкцию по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации <10> внесены изменения, позволяющие принимать, регистрировать и рассматривать обращения, поступившие в форме электронного документа <11>. В соответствии с Регламентом рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей", утвержденным Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. N 188 <12>, предусмотрен особый порядок приема личных сообщений субъектов предпринимательской деятельности - такие сообщения, содержащие сведения о нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности, в форме электронного документа направляются посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей".
(Ступаченко Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Значительно подвергся цифровизации такой участок деятельности органов прокуратуры, как работа с обращениями граждан (в том числе субъектов предпринимательской деятельности), а также их личный прием. Так, в 2018 г. в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации <9> и Инструкцию по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации <10> внесены изменения, позволяющие принимать, регистрировать и рассматривать обращения, поступившие в форме электронного документа <11>. В соответствии с Регламентом рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей", утвержденным Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. N 188 <12>, предусмотрен особый порядок приема личных сообщений субъектов предпринимательской деятельности - такие сообщения, содержащие сведения о нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности, в форме электронного документа направляются посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей".
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.1. По основаниям, указанным в пунктах 2 и 5 части 4 настоящей статьи, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.1. По основаниям, указанным в пунктах 2 и 5 части 4 настоящей статьи, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"Особенности порядка и сроков рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей", регулируются Регламентом рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей".
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"Особенности порядка и сроков рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей", регулируются Регламентом рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей".
Вопрос: Какими полномочиями обладает прокуратура РФ в сфере противодействия коррупции?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с целью получения данных о коррупционных правонарушениях, а также их предупреждения наладить и поддерживать взаимодействие с общественными объединениями, иными институтами гражданского общества, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности, в том числе в области антикоррупционного просвещения; на системной основе проводить мониторинг публикаций средств массовой информации с целью выявления сведений о коррупционных правонарушениях и преступлениях и рассмотрения вопроса об организации по ним проверочных мероприятий (п. 2.3 Приказа Генпрокуратуры N 581);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с целью получения данных о коррупционных правонарушениях, а также их предупреждения наладить и поддерживать взаимодействие с общественными объединениями, иными институтами гражданского общества, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности, в том числе в области антикоррупционного просвещения; на системной основе проводить мониторинг публикаций средств массовой информации с целью выявления сведений о коррупционных правонарушениях и преступлениях и рассмотрения вопроса об организации по ним проверочных мероприятий (п. 2.3 Приказа Генпрокуратуры N 581);
Статья: Защита прокурором прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 N 581 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности" прокуроры обязаны не снижать наступательности при осуществлении надзора за исполнением законов органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, реализацией разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур, применении мер административного и иного принуждения (подп. 4 п. 1).
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 N 581 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности" прокуроры обязаны не снижать наступательности при осуществлении надзора за исполнением законов органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, реализацией разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур, применении мер административного и иного принуждения (подп. 4 п. 1).
Статья: Законность в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)<11> Выборочные данные из формы ОН за 2019 - 2020 гг. (утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20.06.2018 N 368 "Об утверждении и о введении в действие статистического отчета "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по форме ОН и Инструкции по его формированию).
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)<11> Выборочные данные из формы ОН за 2019 - 2020 гг. (утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20.06.2018 N 368 "Об утверждении и о введении в действие статистического отчета "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по форме ОН и Инструкции по его формированию).
Статья: Защита прав предпринимателей в сфере лесопользования средствами прокурорского надзора
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 581 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности" в обстановке неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов особое значение приобретают вопросы защиты прав добросовестных предпринимателей и инвесторов, в том числе зарубежных, дальнейшего формирования комфортных условий для ведения бизнеса.
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 581 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности" в обстановке неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов особое значение приобретают вопросы защиты прав добросовестных предпринимателей и инвесторов, в том числе зарубежных, дальнейшего формирования комфортных условий для ведения бизнеса.
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При осуществлении надзора в отношении указанных хозяйствующих субъектов прокуроры должны исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При осуществлении надзора в отношении указанных хозяйствующих субъектов прокуроры должны исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.
Статья: Ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК): вопросы практики
(Субанова Н.В., Зяблина М.В.)
("Законность", 2023, N 1)С точки зрения своевременности выявления преступного воспрепятствования предпринимательской деятельности (нередко сопутствующего коррупционным проявлениям) особую актуальность имеет проведение постоянного мониторинга в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательства на поднадзорной территории. Прокурору необходимо тщательно анализировать информацию о нарушениях прав предпринимателей, максимально использовать возможности конструктивного диалога с бизнес-сообществом, уполномоченными по защите прав предпринимателей и общественными объединениями, потенциал координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, межведомственных рабочих групп, общественных советов, обеспечивая неуклонное исполнение требований Приказа Генерального прокурора РФ от 31 марта 2008 г. N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" и Указания Генерального прокурора РФ от 1 декабря 2017 г. N 815/36 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности".
(Субанова Н.В., Зяблина М.В.)
("Законность", 2023, N 1)С точки зрения своевременности выявления преступного воспрепятствования предпринимательской деятельности (нередко сопутствующего коррупционным проявлениям) особую актуальность имеет проведение постоянного мониторинга в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательства на поднадзорной территории. Прокурору необходимо тщательно анализировать информацию о нарушениях прав предпринимателей, максимально использовать возможности конструктивного диалога с бизнес-сообществом, уполномоченными по защите прав предпринимателей и общественными объединениями, потенциал координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, межведомственных рабочих групп, общественных советов, обеспечивая неуклонное исполнение требований Приказа Генерального прокурора РФ от 31 марта 2008 г. N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" и Указания Генерального прокурора РФ от 1 декабря 2017 г. N 815/36 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности".
Статья: Организация прокурорского надзора за законностью уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности
(Калашников В.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В текущих экономических условиях особую значимость приобретают действия прокуроров, направленные на снижение административного давления на хозяйствующих субъектов со стороны контролирующих органов и устранение административных барьеров при осуществлении законной предпринимательской деятельности. Рассматриваемое направление надзора регулируется Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 581 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности" <1>.
(Калашников В.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В текущих экономических условиях особую значимость приобретают действия прокуроров, направленные на снижение административного давления на хозяйствующих субъектов со стороны контролирующих органов и устранение административных барьеров при осуществлении законной предпринимательской деятельности. Рассматриваемое направление надзора регулируется Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 581 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности" <1>.
Статья: Частное определение в арбитражном процессе
(Мирошниченко М.Н., Гладышева Е.В.)
("Законность", 2021, N 2)В силу п. п. 1, 9 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 июля 2017 г. N 473 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе" одной из задач участвующего в арбитражном процессе прокурора является защита нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. При выявлении в ходе рассмотрения дела нарушений закона прокурору надлежит ходатайствовать перед арбитражным судом о вынесении частного определения.
(Мирошниченко М.Н., Гладышева Е.В.)
("Законность", 2021, N 2)В силу п. п. 1, 9 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 июля 2017 г. N 473 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе" одной из задач участвующего в арбитражном процессе прокурора является защита нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. При выявлении в ходе рассмотрения дела нарушений закона прокурору надлежит ходатайствовать перед арбитражным судом о вынесении частного определения.
Статья: Участие органов прокуратуры в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования: проблемы правоприменения в части определения наличия вмешательства прокуратуры в хозяйственную деятельность
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)<7> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31 марта 2008 г. N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)<7> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31 марта 2008 г. N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".