Приказ генерального прокурора профилактика
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ генерального прокурора профилактика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Профилактика правонарушений и предупреждение преступности органами прокуратуры и другими правоохранительными органами
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Осуществление профилактики правонарушений прокурорами регламентировано Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 марта 2018 г. N 119 "Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по исполнению требований Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации" <7>.
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Осуществление профилактики правонарушений прокурорами регламентировано Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 марта 2018 г. N 119 "Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по исполнению требований Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации" <7>.
Статья: Правовая квалификация военной травмы: надлежащая процедура расследования
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2024, N 7)<20> О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений: Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2002 N 255 // СПС "КонсультантПлюс".
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2024, N 7)<20> О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений: Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2002 N 255 // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"7.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прием граждан, представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц осуществляется отделом по приему граждан управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению (Приемная) в день их обращения с участием при необходимости представителей других подразделений. По вопросам, относящимся к компетенции управления служебных проверок и профилактики коррупционных и иных правонарушений Главного управления кадров, прием осуществляется непосредственно в этом управлении.
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"7.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прием граждан, представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц осуществляется отделом по приему граждан управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению (Приемная) в день их обращения с участием при необходимости представителей других подразделений. По вопросам, относящимся к компетенции управления служебных проверок и профилактики коррупционных и иных правонарушений Главного управления кадров, прием осуществляется непосредственно в этом управлении.
Приказ Генпрокуратуры России от 05.03.2018 N 119
(ред. от 09.06.2025)
"Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по исполнению требований Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 09.06.2025)
"Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по исполнению требований Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Прокурорская деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Прежде всего, лица, заключенные под стражу или отбывающие лишение свободы, должны быть подробно и в доступной форме проинформированы о конкретных благоприятных и неблагоприятных последствиях своих поступков. В рамках работы по правовому просвещению и правовому информированию, направленных на профилактику правонарушений, прокуроры должны разъяснять лицам, содержащимся в УИС, правовые последствия их поведения. Для обеспечения этого направления прокурорской деятельности необходимо внести изменения в организационно-распорядительные документы, регламентирующие обязанности прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (например, в п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур").
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Прежде всего, лица, заключенные под стражу или отбывающие лишение свободы, должны быть подробно и в доступной форме проинформированы о конкретных благоприятных и неблагоприятных последствиях своих поступков. В рамках работы по правовому просвещению и правовому информированию, направленных на профилактику правонарушений, прокуроры должны разъяснять лицам, содержащимся в УИС, правовые последствия их поведения. Для обеспечения этого направления прокурорской деятельности необходимо внести изменения в организационно-распорядительные документы, регламентирующие обязанности прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (например, в п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур").
Статья: Вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов власти на основании представления прокурора
(Филипенко С.В.)
("Законность", 2021, N 5)Изложенное обусловлено тем, что использование представления - одно из главных средств достижения целей деятельности прокуратуры. Основными из них согласно ст. 1 Закона о прокуратуре, Приказу Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" являются укрепление законности, защита общественных и государственных интересов.
(Филипенко С.В.)
("Законность", 2021, N 5)Изложенное обусловлено тем, что использование представления - одно из главных средств достижения целей деятельности прокуратуры. Основными из них согласно ст. 1 Закона о прокуратуре, Приказу Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" являются укрепление законности, защита общественных и государственных интересов.
Статья: Правовые основы деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и Республики Казахстан по обеспечению законности в сфере осуществления государственного контроля и надзора
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)<9> Приказ и.о. Генерального прокурора Республики Казахстан от 25 декабря 2020 г. N 162 "Об утверждении Правил регистрации актов о назначении, дополнительных актов о продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, отказа в их регистрации и отмены, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о профилактическом контроле с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверке и их результатах" // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021964 (дата обращения: 12.04.2025).
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)<9> Приказ и.о. Генерального прокурора Республики Казахстан от 25 декабря 2020 г. N 162 "Об утверждении Правил регистрации актов о назначении, дополнительных актов о продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, отказа в их регистрации и отмены, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о профилактическом контроле с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверке и их результатах" // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021964 (дата обращения: 12.04.2025).
Статья: Совершенствование деятельности прокурора по предотвращению несчастных случаев с детьми на объектах, имеющих потенциальную опасность
(Карпышева Ю.О., Сенотрусова Е.М.)
("Законность", 2023, N 4)Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" (далее - Приказ N 744) первостепенной задачей в этом направлении следует считать предупреждение нарушений прав детей, причинения им вреда, профилактику преступлений среди подростков.
(Карпышева Ю.О., Сенотрусова Е.М.)
("Законность", 2023, N 4)Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" (далее - Приказ N 744) первостепенной задачей в этом направлении следует считать предупреждение нарушений прав детей, причинения им вреда, профилактику преступлений среди подростков.
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<39> См., например: Приказ ФТС России от 19 ноября 2024 г. N 1185 "Об утверждении Перечня исследований, которые проводятся при прохождении сотрудниками таможенных органов Российской Федерации диспансеризации", Приказ МЧС России от 25 декабря 2023 г. N 1335 "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и Перечня исследований, которые проводятся сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при прохождении ими диспансеризации", Приказ Генпрокуратуры России от 31 мая 2021 г. N 285 "Об утверждении порядка прохождения диспансеризации прокурорскими работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации", Приказ Минюста России от 15 января 2024 г. N 6 "Об утверждении Порядка прохождения профилактического медицинского осмотра сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<39> См., например: Приказ ФТС России от 19 ноября 2024 г. N 1185 "Об утверждении Перечня исследований, которые проводятся при прохождении сотрудниками таможенных органов Российской Федерации диспансеризации", Приказ МЧС России от 25 декабря 2023 г. N 1335 "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и Перечня исследований, которые проводятся сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при прохождении ими диспансеризации", Приказ Генпрокуратуры России от 31 мая 2021 г. N 285 "Об утверждении порядка прохождения диспансеризации прокурорскими работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации", Приказ Минюста России от 15 января 2024 г. N 6 "Об утверждении Порядка прохождения профилактического медицинского осмотра сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2024, N 3)1. Пункт 2.1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 21.03.2018 N 156 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности" обязывает органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов военнослужащими, сотрудниками полиции и работниками Росгвардии: "На основе анализа состояния законности при наличии оснований проводить проверки соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами норм законов в сфере межнациональных отношений и противодействия экстремистской деятельности, уделяя особое внимание вопросам профилактики экстремизма" <5>.
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2024, N 3)1. Пункт 2.1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 21.03.2018 N 156 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности" обязывает органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов военнослужащими, сотрудниками полиции и работниками Росгвардии: "На основе анализа состояния законности при наличии оснований проводить проверки соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами норм законов в сфере межнациональных отношений и противодействия экстремистской деятельности, уделяя особое внимание вопросам профилактики экстремизма" <5>.
Статья: Проверка прокурором полноты установления предмета доказывания при расследовании уклонения от административного надзора
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Таким образом, ненадлежащая организация профилактической работы с поднадзорными лицами выступает в качестве одного из ключевых факторов, способствующих совершению преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ.
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Таким образом, ненадлежащая организация профилактической работы с поднадзорными лицами выступает в качестве одного из ключевых факторов, способствующих совершению преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ.
Статья: О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Прокуроры выявляли факты несоблюдения требований закона о землях в охранных зонах трубопроводов; осуществляются посторонние застройки в охранных зонах, создаются мусорные свалки вдоль трассы магистральных трубопроводов; нарушаются требования безопасности трубопроводов. Прокуроры, осуществляющие проверки исполнения законодательства на трубопроводном транспорте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (здесь добывается около 50% российской нефти; протяженность нефте- и водоводов - более 150 тыс. км), отмечают изношенность трубопроводов на большинстве нефтяных месторождений; на ряд трубопроводов утрачена проектная и исполнительная документация. Почти на все нефтепроводы и водоводы, на которых возникли аварийные ситуации, имеются положительные заключения экспертиз промышленной безопасности, большинство которых не отражает реальную картину состояния системы трубопроводного транспорта, что подтверждается многочисленными случаями аварий <37>. В то же время отдельной статистики надзора за исполнением законов на трубопроводном транспорте не ведется, в приказах Генерального прокурора РФ этому надзору не уделяется должного внимания, в том числе в части разграничения компетенции между прокуратурами разного уровня и территориальными и специализированными прокуратурами. Большинство нарушений выявляются уже после экологических катастроф, отсутствуют надлежащие профилактика и планирование данной надзорной деятельности, состояние законности на данном виде транспорта надлежащим образом не анализируется.
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Прокуроры выявляли факты несоблюдения требований закона о землях в охранных зонах трубопроводов; осуществляются посторонние застройки в охранных зонах, создаются мусорные свалки вдоль трассы магистральных трубопроводов; нарушаются требования безопасности трубопроводов. Прокуроры, осуществляющие проверки исполнения законодательства на трубопроводном транспорте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (здесь добывается около 50% российской нефти; протяженность нефте- и водоводов - более 150 тыс. км), отмечают изношенность трубопроводов на большинстве нефтяных месторождений; на ряд трубопроводов утрачена проектная и исполнительная документация. Почти на все нефтепроводы и водоводы, на которых возникли аварийные ситуации, имеются положительные заключения экспертиз промышленной безопасности, большинство которых не отражает реальную картину состояния системы трубопроводного транспорта, что подтверждается многочисленными случаями аварий <37>. В то же время отдельной статистики надзора за исполнением законов на трубопроводном транспорте не ведется, в приказах Генерального прокурора РФ этому надзору не уделяется должного внимания, в том числе в части разграничения компетенции между прокуратурами разного уровня и территориальными и специализированными прокуратурами. Большинство нарушений выявляются уже после экологических катастроф, отсутствуют надлежащие профилактика и планирование данной надзорной деятельности, состояние законности на данном виде транспорта надлежащим образом не анализируется.
Статья: Современные технологии правового просвещения и правового информирования как инструмент профилактической деятельности прокуратуры
(Долидзе Н.И., Ионкина Р.С.)
("Российский следователь", 2021, N 9)К этому можно добавить, что после выхода в 2018 г. Приказа "Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию" <13> актуализировались задачи в сферах пропагандистской, просветительской и профилактической деятельности.
(Долидзе Н.И., Ионкина Р.С.)
("Российский следователь", 2021, N 9)К этому можно добавить, что после выхода в 2018 г. Приказа "Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию" <13> актуализировались задачи в сферах пропагандистской, просветительской и профилактической деятельности.
Статья: Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)В целях совершенствования организации прокурорского надзора в сфере защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера Генеральным прокурором РФ подписан соответствующий Приказ Генпрокуратуры России от 26.04.2024 N 321. В документе отмечено, что обеспечение законности в сфере защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ликвидации их последствий необходимо считать одним из приоритетных направлений надзорной деятельности, для чего требуется на системной основе осуществлять надзор за исполнением законодательства в этой сфере во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами.
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)В целях совершенствования организации прокурорского надзора в сфере защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера Генеральным прокурором РФ подписан соответствующий Приказ Генпрокуратуры России от 26.04.2024 N 321. В документе отмечено, что обеспечение законности в сфере защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ликвидации их последствий необходимо считать одним из приоритетных направлений надзорной деятельности, для чего требуется на системной основе осуществлять надзор за исполнением законодательства в этой сфере во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами.