Приказ генерального прокурора оперативно-розыскной
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ генерального прокурора оперативно-розыскной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.11.2023 N 88-24074/2023 (УИД 22RS0021-01-2023-000033-98)
Категория: 1) Защита прав на землю; 2) Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О признании права собственности на земельный участок; 2) О признании права собственности на дом.
Обстоятельства: Жилой дом и земельный участок принадлежали бабушке истца. Мать истца не могла принять наследство, так как находилась в розыске как без вести пропавшая и впоследствии решением суда была объявлена умершей. По мнению истца, он унаследовал спорное имущество по праву представления.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Факт объявления в розыск сам по себе об этих обстоятельствах не свидетельствует, поскольку розыскное дело заводится в случае, если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении него преступления. Если же в рамках розыскного дела устанавливаются обстоятельства, указывающие на совершение преступления в отношении без вести пропавшего лица, и в этой связи возбуждается уголовное дело, розыскное дело прекращается, все оперативно-разыскные мероприятия, объявление без вести пропавшего лица в розыск проводятся в рамках оперативно-поискового дела (п. 16 - 18 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утвержденной приказом МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16 февраля 2015 г.).
Категория: 1) Защита прав на землю; 2) Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О признании права собственности на земельный участок; 2) О признании права собственности на дом.
Обстоятельства: Жилой дом и земельный участок принадлежали бабушке истца. Мать истца не могла принять наследство, так как находилась в розыске как без вести пропавшая и впоследствии решением суда была объявлена умершей. По мнению истца, он унаследовал спорное имущество по праву представления.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Факт объявления в розыск сам по себе об этих обстоятельствах не свидетельствует, поскольку розыскное дело заводится в случае, если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении него преступления. Если же в рамках розыскного дела устанавливаются обстоятельства, указывающие на совершение преступления в отношении без вести пропавшего лица, и в этой связи возбуждается уголовное дело, розыскное дело прекращается, все оперативно-разыскные мероприятия, объявление без вести пропавшего лица в розыск проводятся в рамках оперативно-поискового дела (п. 16 - 18 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утвержденной приказом МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16 февраля 2015 г.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как взаимодействуют налоговые и правоохранительные органы при выявлении признаков налоговых преступлений
(КонсультантПлюс, 2025)Органы внутренних дел при выявлении признаков налоговых правонарушений (в том числе признаков налоговых преступлений) направляют эту информацию налоговым органам (п. 2 ст. 36, п. 3 ст. 82 НК РФ, п. 34 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, ст. 11 Закона об оперативно-розыскной деятельности, п. 2 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015, п. 2 Инструкции о порядке направления материалов, утв. п. 1.2 Приказа МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009, п. 1.1 Приказа МВД России N 317, ФНС России N ММВ-7-2/481@ от 29.05.2017).
(КонсультантПлюс, 2025)Органы внутренних дел при выявлении признаков налоговых правонарушений (в том числе признаков налоговых преступлений) направляют эту информацию налоговым органам (п. 2 ст. 36, п. 3 ст. 82 НК РФ, п. 34 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, ст. 11 Закона об оперативно-розыскной деятельности, п. 2 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015, п. 2 Инструкции о порядке направления материалов, утв. п. 1.2 Приказа МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009, п. 1.1 Приказа МВД России N 317, ФНС России N ММВ-7-2/481@ от 29.05.2017).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Полномочия прокурора в данном случае определяются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами, например Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", а также приказами Генеральной прокуратуры РФ <1>. Они распространяются на все поднадзорные органы независимо от их ведомственной принадлежности.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Полномочия прокурора в данном случае определяются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами, например Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", а также приказами Генеральной прокуратуры РФ <1>. Они распространяются на все поднадзорные органы независимо от их ведомственной принадлежности.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.2022 N 24-П
"По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Бердникова"Приказом прокурора Томской области от 5 марта 2020 года М.В. Бердников освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры по основанию, предусмотренному оспариваемой им нормой. Такое решение обусловлено заключением служебной проверки (она проводилась в связи с рапортом первого заместителя прокурора Томской области от 10 февраля 2020 года, содержащим сведения о ненадлежащем поведении М.В. Бердникова), утвержденным 28 февраля 2020 года и свидетельствующим, что в августе 2017 года М.В. Бердников, получив сведения о возможном совершении преступления, не принял предусмотренных законодательством мер и действовал вопреки установленному порядку, чем нарушил Присягу прокурора и Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 114). При этом в действиях М.В. Бердникова - который фактически приступил к разрешению не оформленного надлежащим образом сообщения о преступлении, полученного от его знакомого, а также осуществил иные мероприятия, в том числе в нарушение порядка ведения оперативно-розыскной деятельности с незаконным привлечением к ним сотрудников подразделения органов внутренних дел, поднадзорного возглавляемому им отделу, - содержались признаки личной заинтересованности. С заключением служебной проверки он ознакомлен 2 марта 2020 года.
"По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Бердникова"Приказом прокурора Томской области от 5 марта 2020 года М.В. Бердников освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры по основанию, предусмотренному оспариваемой им нормой. Такое решение обусловлено заключением служебной проверки (она проводилась в связи с рапортом первого заместителя прокурора Томской области от 10 февраля 2020 года, содержащим сведения о ненадлежащем поведении М.В. Бердникова), утвержденным 28 февраля 2020 года и свидетельствующим, что в августе 2017 года М.В. Бердников, получив сведения о возможном совершении преступления, не принял предусмотренных законодательством мер и действовал вопреки установленному порядку, чем нарушил Присягу прокурора и Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 114). При этом в действиях М.В. Бердникова - который фактически приступил к разрешению не оформленного надлежащим образом сообщения о преступлении, полученного от его знакомого, а также осуществил иные мероприятия, в том числе в нарушение порядка ведения оперативно-розыскной деятельности с незаконным привлечением к ним сотрудников подразделения органов внутренних дел, поднадзорного возглавляемому им отделу, - содержались признаки личной заинтересованности. С заключением служебной проверки он ознакомлен 2 марта 2020 года.
Приказ Генпрокуратуры России от 24.10.2023 N 736
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере"4. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленным в пункте 3 настоящего приказа, информацию о практике прокурорского надзора на данном направлении в пределах компетенции направлять к 10 февраля и 10 августа в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, которому осуществлять обобщение состояния законности и работы органов прокуратуры в целом в налоговой сфере.
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере"4. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленным в пункте 3 настоящего приказа, информацию о практике прокурорского надзора на данном направлении в пределах компетенции направлять к 10 февраля и 10 августа в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, которому осуществлять обобщение состояния законности и работы органов прокуратуры в целом в налоговой сфере.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Так, при осуществлении прокурорского надзора за рассмотрением правоохранительными и налоговыми органами информации и материалов, поступивших из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", приказано исходить из того, что они подлежат проверке в установленном ст. 144 и 145 УПК РФ порядке при наличии данных, указывающих на признаки преступлений, в том числе предусмотренных ст. 174, 174.1, 205.1, 282.3, ч. 1 ст. 205.4, ч. 1 ст. 208 УК РФ. В иных случаях прокурорским работникам необходимо требовать проверки содержащихся в них сведений оперативно-розыскным путем <1>.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Так, при осуществлении прокурорского надзора за рассмотрением правоохранительными и налоговыми органами информации и материалов, поступивших из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", приказано исходить из того, что они подлежат проверке в установленном ст. 144 и 145 УПК РФ порядке при наличии данных, указывающих на признаки преступлений, в том числе предусмотренных ст. 174, 174.1, 205.1, 282.3, ч. 1 ст. 205.4, ч. 1 ст. 208 УК РФ. В иных случаях прокурорским работникам необходимо требовать проверки содержащихся в них сведений оперативно-розыскным путем <1>.
Статья: Заявление об устранении нарушения
(Спирин А.В., Шавкунова Т.А.)
("Законность", 2022, N 7)<2> Приказ Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности".
(Спирин А.В., Шавкунова Т.А.)
("Законность", 2022, N 7)<2> Приказ Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности".
Статья: Допустимые место и длительность допроса. Комментарий к ст. 187 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)32. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Халиуллина Марата Ренатовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", статей 49, 50, 51, 81 и 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2019 года N 1247-О. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)32. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Халиуллина Марата Ренатовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", статей 49, 50, 51, 81 и 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2019 года N 1247-О. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019.
Статья: Критерии оценки законности оперативно-разыскных мероприятий
(Курченко В.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 1)В целях обеспечения надлежащего участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства Генеральный прокурор Российской Федерации в Приказе от 30.06.2021 N 376 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" предписывает обеспечивать квалифицированное участие прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел, за расследованием которых они осуществляли надзор.
(Курченко В.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 1)В целях обеспечения надлежащего участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства Генеральный прокурор Российской Федерации в Приказе от 30.06.2021 N 376 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" предписывает обеспечивать квалифицированное участие прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел, за расследованием которых они осуществляли надзор.
Статья: Дознаватель органов внутренних дел: предусмотренные законом и выработанные практикой формы делегирования полномочий начальником ОВД
(Супрун С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Форму и структуру поручений начальника ОВД о производстве уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности, с учетом их межотраслевой правовой природы, представляется целесообразным закрепить в приказе Генерального прокурора <8> по аналогии с Приказом Генерального прокурора РФ от 15 марта 2010 г. N 107, содержащим форму и структуру процессуальных документов, подлежащих использованию прокурором в уголовном досудебном производстве при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
(Супрун С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Форму и структуру поручений начальника ОВД о производстве уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности, с учетом их межотраслевой правовой природы, представляется целесообразным закрепить в приказе Генерального прокурора <8> по аналогии с Приказом Генерального прокурора РФ от 15 марта 2010 г. N 107, содержащим форму и структуру процессуальных документов, подлежащих использованию прокурором в уголовном досудебном производстве при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
Статья: Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)Специфика осуществления прокурорского надзора в этом случае, безусловно, определяется сущностью и особенностями самой оперативно-розыскной деятельности. Помимо Закона о прокуратуре, Закона об ОРД прокурорам также предписано руководствоваться соответствующим приказом Генерального прокурора РФ, содержание которого также доступно только ограниченному кругу лиц.
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)Специфика осуществления прокурорского надзора в этом случае, безусловно, определяется сущностью и особенностями самой оперативно-розыскной деятельности. Помимо Закона о прокуратуре, Закона об ОРД прокурорам также предписано руководствоваться соответствующим приказом Генерального прокурора РФ, содержание которого также доступно только ограниченному кругу лиц.
Статья: Порядок уведомления адвокатской палаты о предполагаемых следственных действиях в отношении адвоката
(Хмыров Р.В.)
("Российский следователь", 2023, N 5)<13> Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. (ред. от 15.10.2019) "О едином учете преступлений" // СПС "КонсультантПлюс".
(Хмыров Р.В.)
("Российский следователь", 2023, N 5)<13> Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. (ред. от 15.10.2019) "О едином учете преступлений" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Требования прокурора о необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий
(Заика А.М., Нуриев Т.М.)
("Законность", 2022, N 2)Более того, в силу п. 7.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" уполномоченный прокурор обязан проверять не только законность и обоснованность проведения ОРМ, но и их достаточность для выполнения задач, установленных ст. 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Достаточным является такое количество чего-либо, которого хватает или требуется <3>, в этом случае для выполнения задач ОРД. На наш взгляд, заинтересованные органы этот критерий могут трактовать довольно субъективно: если оперативный сотрудник посчитает достаточным получение информации через негласный аппарат или путем наведения справок, то уполномоченный прокурор такой способ добычи данных без задействования средств объективного контроля (аудио-звукозаписи, наблюдения, ОРМ технического характера и пр.) может расценить как недопустимое бездействие и бессистемный подход к проведению ОРМ. Однако последующий акт реагирования с указанием лишь на недостаточность проводимых ОРМ по ДОУ может быть отклонен органом дознания по изложенным соображениям с оправданием своего бездействия либо безынициативности применяемой тактикой ОРД ("тактикой выжидания").
(Заика А.М., Нуриев Т.М.)
("Законность", 2022, N 2)Более того, в силу п. 7.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" уполномоченный прокурор обязан проверять не только законность и обоснованность проведения ОРМ, но и их достаточность для выполнения задач, установленных ст. 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Достаточным является такое количество чего-либо, которого хватает или требуется <3>, в этом случае для выполнения задач ОРД. На наш взгляд, заинтересованные органы этот критерий могут трактовать довольно субъективно: если оперативный сотрудник посчитает достаточным получение информации через негласный аппарат или путем наведения справок, то уполномоченный прокурор такой способ добычи данных без задействования средств объективного контроля (аудио-звукозаписи, наблюдения, ОРМ технического характера и пр.) может расценить как недопустимое бездействие и бессистемный подход к проведению ОРМ. Однако последующий акт реагирования с указанием лишь на недостаточность проводимых ОРМ по ДОУ может быть отклонен органом дознания по изложенным соображениям с оправданием своего бездействия либо безынициативности применяемой тактикой ОРД ("тактикой выжидания").
Статья: Современные проблемы реализации и совершенствования прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, соблюдения прав и законных интересов лиц, заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы
(Ковалев О.Г., Карпов А.А., Зайцева С.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Правовое регулирование рассматриваемого вида надзорной деятельности также обновляется и совершенствуется и в настоящее время осуществляется Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <3>, Приказами Генпрокуратуры России от 16 января 2014 г. N 6 (ред. от 03.12.2021) "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и от 15 февраля 2011 г. N 33 (ред. от 20.01.2017) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" <4>.
(Ковалев О.Г., Карпов А.А., Зайцева С.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Правовое регулирование рассматриваемого вида надзорной деятельности также обновляется и совершенствуется и в настоящее время осуществляется Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <3>, Приказами Генпрокуратуры России от 16 января 2014 г. N 6 (ред. от 03.12.2021) "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и от 15 февраля 2011 г. N 33 (ред. от 20.01.2017) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" <4>.
Статья: Рациональные основы уголовного судопроизводства: взгляд через призму социологических воззрений
(Цыреторов А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)<42> Приказ Генерального прокурора РФ от 15.03.2010 N 107 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам" // Законность. 2010. N 6.
(Цыреторов А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)<42> Приказ Генерального прокурора РФ от 15.03.2010 N 107 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам" // Законность. 2010. N 6.