Приемная семья
Подборка наиболее важных документов по запросу Приемная семья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 395 ГК РФприемными родителями с органов опеки и попечительства за несвоевременную выплату ежемесячного вознаграждения по договору о приемной семье >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Застрахованные лица" Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации""Таким образом, выплаты в пользу опекунов (попечителей), являющихся пенсионерами, по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, с 01.07.2020 не признаются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании вышеприведенного подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса как выплаты в пользу физических лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор о приемной семье - социально-обеспечительный договор
(Трофимова Г.А.)
("Современное право", 2025, N 3)"Современное право", 2025, N 3
(Трофимова Г.А.)
("Современное право", 2025, N 3)"Современное право", 2025, N 3
Нормативные акты
Ситуация: Кто имеет право на бесплатное питание в школе?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях;
Ситуация: Какие выплаты полагаются усыновителю, опекуну, попечителю?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Один из усыновителей, опекунов и попечителей имеет право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка (ст. 12.1 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Один из усыновителей, опекунов и попечителей имеет право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка (ст. 12.1 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Ситуация: Как опекуну заполнить отчет о хранении, использовании и управлении имуществом несовершеннолетнего подопечного?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отчете также указываются Ф.И.О. несовершеннолетнего подопечного, полный адрес его проживания (с индексом) и дата установления опеки или попечительства либо передачи на воспитание в приемную семью.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отчете также указываются Ф.И.О. несовершеннолетнего подопечного, полный адрес его проживания (с индексом) и дата установления опеки или попечительства либо передачи на воспитание в приемную семью.
Готовое решение: Как предоставлять работникам стандартные вычеты по НДФЛ на детей
(КонсультантПлюс, 2025)для приемного родителя - договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, копия удостоверения приемного родителя;
(КонсультантПлюс, 2025)для приемного родителя - договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, копия удостоверения приемного родителя;
Готовое решение: Кому предоставляется отпуск по уходу за ребенком
(КонсультантПлюс, 2025)Несмотря на то, что по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) приемные родители осуществляют права и исполняют обязанности опекуна, у приемных родителей и обычных опекунов разный правовой статус. Также у них разные виды государственной поддержки. Так, для опекуна установлены меры социальной поддержки, в числе которых - отпуск по уходу за ребенком. А приемные родители в отличие от обычных опекунов прямо не названы в качестве лиц, имеющих право на такой отпуск и получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Приемные родители исполняют свои обязанности в отношении ребенка (детей), в частности, по договору о приемной семье, в котором в том числе установлен размер вознаграждения, причитающегося им за это. В связи с этим СФР может отказать работнику - приемному родителю в назначении упомянутого пособия. Такие выводы следуют из ч. 1, 2 ст. 256 ТК РФ, п. 1 ст. 152, п. 2 ст. 153, п. 2 ст. 153.1 СК РФ, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ, Решения Верховного Суда РФ от 13.01.2009 N ГКПИ08-2132, Определения Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1549-О, Информации ФСС РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Несмотря на то, что по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) приемные родители осуществляют права и исполняют обязанности опекуна, у приемных родителей и обычных опекунов разный правовой статус. Также у них разные виды государственной поддержки. Так, для опекуна установлены меры социальной поддержки, в числе которых - отпуск по уходу за ребенком. А приемные родители в отличие от обычных опекунов прямо не названы в качестве лиц, имеющих право на такой отпуск и получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Приемные родители исполняют свои обязанности в отношении ребенка (детей), в частности, по договору о приемной семье, в котором в том числе установлен размер вознаграждения, причитающегося им за это. В связи с этим СФР может отказать работнику - приемному родителю в назначении упомянутого пособия. Такие выводы следуют из ч. 1, 2 ст. 256 ТК РФ, п. 1 ст. 152, п. 2 ст. 153, п. 2 ст. 153.1 СК РФ, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ, Решения Верховного Суда РФ от 13.01.2009 N ГКПИ08-2132, Определения Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1549-О, Информации ФСС РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось в процессе принятия данного Закона (см. заключение Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей от 25 мая 2007 г. N 3.6-13/726 <23>), практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института; действующие нормы Гражданского кодекса РФ и СК РФ не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и др.; Положение об органах опеки и попечительства РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175 <24>, утратило силу с принятием Постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" (о данном документе см. комментарий к ст. 14 Закона); каких-либо иных подзаконных актов, определяющих порядок деятельности ООиП по охране прав и интересов подопечных, не существует; более того, ни одно из министерств и ведомств не наделено актами гражданского и семейного законодательства полномочиями принимать такие подзаконные акты; на практике в некоторых регионах применяются Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества, утв. Минпросом РСФСР 30 октября 1969 г. по согласованию с Минфином РСФСР (в настоящем комментарии обозначаются как Правила Минпроса РСФСР 1969 г.; признаны утратившими силу Приказом Минпросвещения России от 6 мая 2020 г. N 201 "О признании утратившими силу отдельных правовых актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных правовых актов СССР" <25>), однако этот документ устарел и в большинстве своих положений противоречит действующему гражданскому законодательству; в законах субъектов РФ, посвященных вопросам организации деятельности ООиП, зачастую содержатся нормы гражданского законодательства, что вступает в противоречие с п. "о" ст. 71 Конституции РФ; кроме того, на данном этапе коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления; все это настоятельно требует изменения содержания института опеки и попечительства исходя из его новых задач и принципов.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось в процессе принятия данного Закона (см. заключение Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей от 25 мая 2007 г. N 3.6-13/726 <23>), практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института; действующие нормы Гражданского кодекса РФ и СК РФ не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и др.; Положение об органах опеки и попечительства РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175 <24>, утратило силу с принятием Постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" (о данном документе см. комментарий к ст. 14 Закона); каких-либо иных подзаконных актов, определяющих порядок деятельности ООиП по охране прав и интересов подопечных, не существует; более того, ни одно из министерств и ведомств не наделено актами гражданского и семейного законодательства полномочиями принимать такие подзаконные акты; на практике в некоторых регионах применяются Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества, утв. Минпросом РСФСР 30 октября 1969 г. по согласованию с Минфином РСФСР (в настоящем комментарии обозначаются как Правила Минпроса РСФСР 1969 г.; признаны утратившими силу Приказом Минпросвещения России от 6 мая 2020 г. N 201 "О признании утратившими силу отдельных правовых актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных правовых актов СССР" <25>), однако этот документ устарел и в большинстве своих положений противоречит действующему гражданскому законодательству; в законах субъектов РФ, посвященных вопросам организации деятельности ООиП, зачастую содержатся нормы гражданского законодательства, что вступает в противоречие с п. "о" ст. 71 Конституции РФ; кроме того, на данном этапе коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления; все это настоятельно требует изменения содержания института опеки и попечительства исходя из его новых задач и принципов.
Статья: Квартиры мамам-сиротам с детьми
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Мамы-сироты, у которых есть дети, имеют право на получение квартиры на общих основаниях. По общему правилу по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья, такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно.
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Мамы-сироты, у которых есть дети, имеют право на получение квартиры на общих основаниях. По общему правилу по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья, такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу все отношения между родителями (другими родственниками) и детьми прекращаются с момента вступления в законную силу судебного решения об усыновлении, за исключением тех случаев, когда родители утратили свои права по отношению к детям ранее (в связи с лишением их родительских прав или в связи с передачей ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу все отношения между родителями (другими родственниками) и детьми прекращаются с момента вступления в законную силу судебного решения об усыновлении, за исключением тех случаев, когда родители утратили свои права по отношению к детям ранее (в связи с лишением их родительских прав или в связи с передачей ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).