Прием оплаты платежной картой
Подборка наиболее важных документов по запросу Прием оплаты платежной картой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 210 "Налоговая база" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДФЛ в связи с отсутствием у предпринимателя документов первичного и бухгалтерского учета, подтверждающих произведенные расходы. Предприниматель объяснял отсутствие документов пожаром на части производственного помещения, однако факт хранения и нахождения документов по указанному адресу подтвержден не был. Кроме того, налоговый орган не принял производственные затраты, проведенные предпринимателем как физическим лицом по личной банковской карте. Суд отметил, что налоговый орган учел все расходы предпринимателя, подтвержденные банковскими выписками и документами первичного учета, а также полученные от контрагентов. В отношении выплат физическим лицам с личной банковской карты предпринимателя суд принял во внимание, что сведения о таких выплатах предприниматель в налоговый орган не подавал, взаимосвязь между фактами перечисления с банковской карточки предпринимателя в адрес физических лиц - водителей транспортных средств доходов с задекларированными предпринимателем хозяйственными операциями установить невозможно. Не отражены такие факты хозяйственной жизни и в книге доходов и расходов предпринимателя, иных документах. Суд признал доначисление НДФЛ правомерным, так как предприниматель не представил документально обоснованные документы о расходах, связанных с предпринимательской деятельностью.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДФЛ в связи с отсутствием у предпринимателя документов первичного и бухгалтерского учета, подтверждающих произведенные расходы. Предприниматель объяснял отсутствие документов пожаром на части производственного помещения, однако факт хранения и нахождения документов по указанному адресу подтвержден не был. Кроме того, налоговый орган не принял производственные затраты, проведенные предпринимателем как физическим лицом по личной банковской карте. Суд отметил, что налоговый орган учел все расходы предпринимателя, подтвержденные банковскими выписками и документами первичного учета, а также полученные от контрагентов. В отношении выплат физическим лицам с личной банковской карты предпринимателя суд принял во внимание, что сведения о таких выплатах предприниматель в налоговый орган не подавал, взаимосвязь между фактами перечисления с банковской карточки предпринимателя в адрес физических лиц - водителей транспортных средств доходов с задекларированными предпринимателем хозяйственными операциями установить невозможно. Не отражены такие факты хозяйственной жизни и в книге доходов и расходов предпринимателя, иных документах. Суд признал доначисление НДФЛ правомерным, так как предприниматель не представил документально обоснованные документы о расходах, связанных с предпринимательской деятельностью.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"32. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр, ведет и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень иностранных банков, оказывающих услуги по приему платежей с использованием платежных карт лицам, включенным в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, включенным в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных организаторов азартных игр (далее - перечень иностранных банков). Порядок ведения перечня иностранных банков и состав информации, включаемой в указанный перечень, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"32. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр, ведет и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень иностранных банков, оказывающих услуги по приему платежей с использованием платежных карт лицам, включенным в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, включенным в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных организаторов азартных игр (далее - перечень иностранных банков). Порядок ведения перечня иностранных банков и состав информации, включаемой в указанный перечень, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ
(ред. от 26.10.2024)
"О лотереях"26. Орган государственного надзора ведет и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень иностранных банков, оказывающих услуги по приему платежей с использованием платежных карт лицам, включенным в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, включенным в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей (далее - перечень иностранных банков). Порядок ведения перечня иностранных банков и состав информации, включаемой в указанный перечень, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.10.2024)
"О лотереях"26. Орган государственного надзора ведет и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень иностранных банков, оказывающих услуги по приему платежей с использованием платежных карт лицам, включенным в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, включенным в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей (далее - перечень иностранных банков). Порядок ведения перечня иностранных банков и состав информации, включаемой в указанный перечень, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (наименование в ред. Федерального закона от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ) <57>, в результате чего в названном Законе не используется понятие "банкомат". В прежней редакции ст. 1 названного Закона (то есть в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 89-ФЗ <58>) понятие "банкомат" было определено следующим образом: устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о национальной платежной системе) выдачи и (или) приема средств наличного платежа (банкнот) с использованием платежных карт, наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению клиентов по их банковским счетам и для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (наименование в ред. Федерального закона от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ) <57>, в результате чего в названном Законе не используется понятие "банкомат". В прежней редакции ст. 1 названного Закона (то есть в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 89-ФЗ <58>) понятие "банкомат" было определено следующим образом: устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о национальной платежной системе) выдачи и (или) приема средств наличного платежа (банкнот) с использованием платежных карт, наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению клиентов по их банковским счетам и для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.
Статья: Актуальные аспекты организации медицинской помощи российским туристам за рубежом
(Бобылев Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)- не принимаются к оплате российские банковские карты, из-за чего туристам сложно воспользоваться средствами, которыми они располагают на родине;
(Бобылев Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)- не принимаются к оплате российские банковские карты, из-за чего туристам сложно воспользоваться средствами, которыми они располагают на родине;
Статья: Правовая природа операции chargeback по платежной банковской карте
(Пыхтин С.В.)
("Банковское право", 2022, N 6)Для понимания механизма возврата денежных средств по операциям, оспариваемым покупателями, необходимо рассмотреть кратко маршрут прохождения платежа при оплате покупки с использованием банковской карты. Такая процедура приема платежных банковских карт для оплаты именуется эквайрингом и состоит она в следующем. После заключения договора купли-продажи товара (выполнения работ, оказания услуг) покупатель посредством платежной банковской карты и платежного терминала передает распоряжение банку, обслуживающему платежную карту покупателя (банку-эмитенту), произвести платеж продавцу товара. Банк-эмитент посредством платежной системы уполномочивает банк-эквайер произвести платеж продавцу товара за счет покупателя. Банк-эквайер производит платеж продавцу товара (получателю денежных средств) и получает возмещение за осуществленную операцию от банка-эмитента, который, в свою очередь, получает возмещение от покупателя (плательщика) <3>.
(Пыхтин С.В.)
("Банковское право", 2022, N 6)Для понимания механизма возврата денежных средств по операциям, оспариваемым покупателями, необходимо рассмотреть кратко маршрут прохождения платежа при оплате покупки с использованием банковской карты. Такая процедура приема платежных банковских карт для оплаты именуется эквайрингом и состоит она в следующем. После заключения договора купли-продажи товара (выполнения работ, оказания услуг) покупатель посредством платежной банковской карты и платежного терминала передает распоряжение банку, обслуживающему платежную карту покупателя (банку-эмитенту), произвести платеж продавцу товара. Банк-эмитент посредством платежной системы уполномочивает банк-эквайер произвести платеж продавцу товара за счет покупателя. Банк-эквайер производит платеж продавцу товара (получателю денежных средств) и получает возмещение за осуществленную операцию от банка-эмитента, который, в свою очередь, получает возмещение от покупателя (плательщика) <3>.
Готовое решение: Когда организации применяют ККТ и в каких случаях могут работать без нее
(КонсультантПлюс, 2025)Расчеты при приеме данной платы могут осуществляться платежной картой в сети Интернет, платежными поручениями, а также с использованием мобильных приложений. Это касается поступления платы как от членов товариществ или кооперативов, так и от не являющихся их членами собственников помещений (Письмо Минфина России от 22.05.2024 N 30-01-11/46480). Кроме того, не требуется применять ККТ при поступлении ежемесячных взносов на капремонт общего имущества в многоквартирном доме, поскольку они не относятся к понятию "расчеты", приведенному в ст. 1.1 Закона о применении ККТ (Письмо Минфина России от 05.07.2019 N 01-02-04/03-49678).
(КонсультантПлюс, 2025)Расчеты при приеме данной платы могут осуществляться платежной картой в сети Интернет, платежными поручениями, а также с использованием мобильных приложений. Это касается поступления платы как от членов товариществ или кооперативов, так и от не являющихся их членами собственников помещений (Письмо Минфина России от 22.05.2024 N 30-01-11/46480). Кроме того, не требуется применять ККТ при поступлении ежемесячных взносов на капремонт общего имущества в многоквартирном доме, поскольку они не относятся к понятию "расчеты", приведенному в ст. 1.1 Закона о применении ККТ (Письмо Минфина России от 05.07.2019 N 01-02-04/03-49678).
Статья: Правовые аспекты использования QR-кодов для платежей
(Мякотина Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)Одновременно с этим следует отметить, что с учетом требований положений ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавцы, исполнители и владельцы агрегаторов, у которых выручка на предыдущий год превысила 20 млн руб., обязаны принимать к оплате также платежные карты "МИР", таким образом, полностью исключить необходимость установки платежного терминала, если торговое предприятие отвечает вышеуказанным условиям, не представляется возможным.
(Мякотина Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)Одновременно с этим следует отметить, что с учетом требований положений ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавцы, исполнители и владельцы агрегаторов, у которых выручка на предыдущий год превысила 20 млн руб., обязаны принимать к оплате также платежные карты "МИР", таким образом, полностью исключить необходимость установки платежного терминала, если торговое предприятие отвечает вышеуказанным условиям, не представляется возможным.
Готовое решение: Как при УСН учесть операции по эквайрингу
(КонсультантПлюс, 2025)При получении оплаты с помощью эквайринга, то есть когда вы принимаете оплату с банковской карты покупателя через платежный терминал, в доходах учтите полную сумму выручки по операции на дату поступления денег на ваш счет в банке без вычета комиссии банка по договору эквайринга.
(КонсультантПлюс, 2025)При получении оплаты с помощью эквайринга, то есть когда вы принимаете оплату с банковской карты покупателя через платежный терминал, в доходах учтите полную сумму выручки по операции на дату поступления денег на ваш счет в банке без вычета комиссии банка по договору эквайринга.
Статья: Развитие финансово-правового механизма функционирования платежных систем в новых экономических условиях
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)5) необходимо обеспечить наличие правовых инструментов предварительной проверки назначения перевода, а также правового статуса получателя средств. В настоящее время в карточных платежных системах в указанных целях используются MCC-коды, которые присваиваются получателям средств, имеющим возможность принимать оплату с использованием платежных карт. Вместе с тем унифицированных российских правил присвоения MCC-кодов в настоящее время не принято. В таких обстоятельствах операторы платежных систем не ограничены в установлении критериев для присвоения MCC-кодов, что влечет за собой отсутствие унификации и некорректное использование кода, не соответствующего основной и дополнительной деятельности получателя средств. Банк России уже проводит работу по усилению внимания кредитных организаций к корректности присвоения МСС-кодов <19>. Представляется, что аналогичные разъяснения должны быть доведены до операторов платежных систем для создания комплексного механизма надлежащей идентификации платежа и получателя средств, что позволит предупредить инициирование переводов, совершение которых запрещено законодательством Российской Федерации.
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)5) необходимо обеспечить наличие правовых инструментов предварительной проверки назначения перевода, а также правового статуса получателя средств. В настоящее время в карточных платежных системах в указанных целях используются MCC-коды, которые присваиваются получателям средств, имеющим возможность принимать оплату с использованием платежных карт. Вместе с тем унифицированных российских правил присвоения MCC-кодов в настоящее время не принято. В таких обстоятельствах операторы платежных систем не ограничены в установлении критериев для присвоения MCC-кодов, что влечет за собой отсутствие унификации и некорректное использование кода, не соответствующего основной и дополнительной деятельности получателя средств. Банк России уже проводит работу по усилению внимания кредитных организаций к корректности присвоения МСС-кодов <19>. Представляется, что аналогичные разъяснения должны быть доведены до операторов платежных систем для создания комплексного механизма надлежащей идентификации платежа и получателя средств, что позволит предупредить инициирование переводов, совершение которых запрещено законодательством Российской Федерации.
Статья: Как организациям и предпринимателям использовать СБП
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 12)- комиссии за куайринг, как правило, значительно ниже, чем за эквайринг (прием платежей по банковским картам), и зависит это от вида деятельности организации (ИП). Например, для тех, кто занимается торговлей потребительскими товарами и товарами повседневного спроса, лекарствами и товарами медицинского назначения и другими установлена минимальная комиссия в размере 0,4% от суммы, для остальных - комиссия 0,7% и не может превышать 1 500 руб. за одну транзакцию;
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 12)- комиссии за куайринг, как правило, значительно ниже, чем за эквайринг (прием платежей по банковским картам), и зависит это от вида деятельности организации (ИП). Например, для тех, кто занимается торговлей потребительскими товарами и товарами повседневного спроса, лекарствами и товарами медицинского назначения и другими установлена минимальная комиссия в размере 0,4% от суммы, для остальных - комиссия 0,7% и не может превышать 1 500 руб. за одну транзакцию;