Прием обращений граждан в прокуратуре
Подборка наиболее важных документов по запросу Прием обращений граждан в прокуратуре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Иск прокурора в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Прокурор" УПК РФСледовательно, обращение административного истца обоснованно рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 года N 45."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых проблемах при рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры и вариантах совершенствования правового регулирования этих правоотношений
(Анисимов Г.Г.)
("Законность", 2022, N 1)В целях оперативного принятия мер, предусмотренных п. 1.7 указания Генерального прокурора РФ от 6 марта 2020 г. N 137/9 "О совершенствовании работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", для уточнения у заявителя недостающих данных при отсутствии в обращении сведений, достаточных для его разрешения, либо в случае неясности изложения существа вопроса представляется целесообразным обеспечить возможность направления прокурорами заявителю, прошедшему идентификацию и аутентификацию, уведомления о необходимости предоставления дополнительной информации и документов также через единый портал государственных и муниципальных услуг. Это будет способствовать надлежащей реализации положений Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. N 45.
(Анисимов Г.Г.)
("Законность", 2022, N 1)В целях оперативного принятия мер, предусмотренных п. 1.7 указания Генерального прокурора РФ от 6 марта 2020 г. N 137/9 "О совершенствовании работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", для уточнения у заявителя недостающих данных при отсутствии в обращении сведений, достаточных для его разрешения, либо в случае неясности изложения существа вопроса представляется целесообразным обеспечить возможность направления прокурорами заявителю, прошедшему идентификацию и аутентификацию, уведомления о необходимости предоставления дополнительной информации и документов также через единый портал государственных и муниципальных услуг. Это будет способствовать надлежащей реализации положений Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. N 45.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере миграции в условиях цифровизации
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Во-вторых, представляется верным создание единой программной системы. При этом подход работы с "единым электронным делом" <10> является не новым. Так, в рамках уголовного судопроизводства уже давно в научном сообществе обсуждается вопрос о переходе в информационное пространство. Предлагается создание единой цифровой платформы для электронного взаимодействия органов прокуратуры между собой и с внешними субъектами. Причем данная платформа должна являться высокотехнологичной, т.е. быть тесно связанной с развитием цифровой инфраструктуры, которая бы позволила в рамках одной программы осуществлять прием обращений граждан, их рассмотрение, взаимодействие прокуратуры с иными государственными органами по вопросам надзорного производства. Это во многом бы позволило решить вопрос оперативности, поскольку информация бы содержалась в едином источнике.
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Во-вторых, представляется верным создание единой программной системы. При этом подход работы с "единым электронным делом" <10> является не новым. Так, в рамках уголовного судопроизводства уже давно в научном сообществе обсуждается вопрос о переходе в информационное пространство. Предлагается создание единой цифровой платформы для электронного взаимодействия органов прокуратуры между собой и с внешними субъектами. Причем данная платформа должна являться высокотехнологичной, т.е. быть тесно связанной с развитием цифровой инфраструктуры, которая бы позволила в рамках одной программы осуществлять прием обращений граждан, их рассмотрение, взаимодействие прокуратуры с иными государственными органами по вопросам надзорного производства. Это во многом бы позволило решить вопрос оперативности, поскольку информация бы содержалась в едином источнике.
Нормативные акты
Статья: Проблемы правовой регламентации и особенности подачи обращений в форме электронного документа
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)И.Н. Дворянский описывает успешный опыт функционирования в Казани электронных терминалов по приему обращений граждан, устанавливаемых в органах прокуратуры, целью которых является подача обращений и правовое просвещение граждан <17>. Однако, несмотря на возможность таких терминалов предоставлять вспомогательные услуги по сканированию и копированию документов и, безусловно, важную функцию по правовому просвещению граждан, представляется, что высокая стоимость таких терминалов не позволит достичь их широкого распространения. Кроме того, установка терминалов именно в органах власти лишает их смысла, так как гражданину все равно приходится посещать орган лично, и в этом случае он часто даже более оперативно может подать устное или письменное обращение без использования технических средств.
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)И.Н. Дворянский описывает успешный опыт функционирования в Казани электронных терминалов по приему обращений граждан, устанавливаемых в органах прокуратуры, целью которых является подача обращений и правовое просвещение граждан <17>. Однако, несмотря на возможность таких терминалов предоставлять вспомогательные услуги по сканированию и копированию документов и, безусловно, важную функцию по правовому просвещению граждан, представляется, что высокая стоимость таких терминалов не позволит достичь их широкого распространения. Кроме того, установка терминалов именно в органах власти лишает их смысла, так как гражданину все равно приходится посещать орган лично, и в этом случае он часто даже более оперативно может подать устное или письменное обращение без использования технических средств.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, подзаконными актами некоторых государственных органов предусматривается возможность предоставления ответа на устное обращение граждан в устной форме. К примеру, согласно п. 7.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 данной Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, подзаконными актами некоторых государственных органов предусматривается возможность предоставления ответа на устное обращение граждан в устной форме. К примеру, согласно п. 7.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 данной Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись.
Статья: Обращение в прокуратуру
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ч. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре). Порядок и сроки рассмотрения таких обращений регламентированы Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ч. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре). Порядок и сроки рассмотрения таких обращений регламентированы Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Генеральной прокуратуре Российской Федерации данные правоотношения регулируются Законом "О прокуратуре Российской Федерации" <148>, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации <149>, которую Верховный Суд Российской Федерации отнес к внутреннему локальному акту, определяющему порядок ведения делопроизводства в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, а также определил как адресованную исключительно работникам органов и учреждений прокуратуры и не носящую нормативно-правовой характер в отношении неопределенного круга лиц <150>. Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации представляется весьма показательной, так как, с одной стороны, именно с учетом положений данной Инструкции в органах прокуратуры рассматриваются все обращения граждан и данные органы открыто ссылаются на нее в ответах гражданам и перенаправляют обращения по компетенции в другие органы публичной власти, а с другой стороны, ни для кого, кроме работников прокуратуры, она не должна иметь правовых последствий.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Генеральной прокуратуре Российской Федерации данные правоотношения регулируются Законом "О прокуратуре Российской Федерации" <148>, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации <149>, которую Верховный Суд Российской Федерации отнес к внутреннему локальному акту, определяющему порядок ведения делопроизводства в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, а также определил как адресованную исключительно работникам органов и учреждений прокуратуры и не носящую нормативно-правовой характер в отношении неопределенного круга лиц <150>. Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации представляется весьма показательной, так как, с одной стороны, именно с учетом положений данной Инструкции в органах прокуратуры рассматриваются все обращения граждан и данные органы открыто ссылаются на нее в ответах гражданам и перенаправляют обращения по компетенции в другие органы публичной власти, а с другой стороны, ни для кого, кроме работников прокуратуры, она не должна иметь правовых последствий.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".