Придание обратной силы
Подборка наиболее важных документов по запросу Придание обратной силы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: НПА органа госвласти (местного самоуправления), в соответствии с которым увеличивается размер арендной платы за пользование государственным (муниципальным) имуществом применительно к истекшему периоду, признается судом недействующим
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 N 25-АПА19-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 614 ГК РФ, ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, абз. 3 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Изменение арендодателем - органом местного самоуправления размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта РФ. Новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период. Придание обратной силы нормативному правовому акту, устанавливающему новый размер арендной платы, влечет образование у арендаторов задолженности по арендной плате в предшествующем году и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы и пеней в текущем году. На этом основании соответствующий акт органа государственной власти субъекта РФ суд должен признать недействующим.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 N 25-АПА19-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 614 ГК РФ, ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, абз. 3 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Изменение арендодателем - органом местного самоуправления размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта РФ. Новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период. Придание обратной силы нормативному правовому акту, устанавливающему новый размер арендной платы, влечет образование у арендаторов задолженности по арендной плате в предшествующем году и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы и пеней в текущем году. На этом основании соответствующий акт органа государственной власти субъекта РФ суд должен признать недействующим.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Выплата возмещения гражданам" Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился, указал при этом по доводам апелляционной жалобы о том, что, несмотря на то, что договор уступки права требования заключен до принятия Федерального закона от 13 июля 2020 года N 202-ФЗ, то есть в период действия прежней редакции части 3 статьи 13 Закона N 218-ФЗ, на участника долевого строительства, которое является физическим лицом, распространяется право па получение компенсации, установленное новой редакцией части 3 статьи 13 Закона N 218-ФЗ, поскольку в федеральном законе N 202-ФЗ содержится прямое указание на придание обратной силы норме части 3 статьи 13 Закона N 218-ФЗ в новой редакции, улучшающей положение физического лица - участника долевого строительства, что такие аргументы основаны на неправильном толковании норм материального права."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обратная сила закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени. При этом законодатель, реализуя свое право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. В настоящей статье постараемся разобраться, каким образом указанная специфика отношений учитывается в российском законодательстве и практике его применения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени. При этом законодатель, реализуя свое право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. В настоящей статье постараемся разобраться, каким образом указанная специфика отношений учитывается в российском законодательстве и практике его применения.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Действителен ли акт госоргана или органа местного самоуправления, по которому плата по договору аренды за пользование публичным имуществом увеличивается за истекший период
(КонсультантПлюс, 2025)"...Удовлетворяя административные исковые требования в части оспаривания пункта 4 решения Совета муниципального образования "Город Харабали" Харабалинского района Астраханской области от 16 сентября 2016 г. N 27, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение арендаторов земельных участков.
Действителен ли акт госоргана или органа местного самоуправления, по которому плата по договору аренды за пользование публичным имуществом увеличивается за истекший период
(КонсультантПлюс, 2025)"...Удовлетворяя административные исковые требования в части оспаривания пункта 4 решения Совета муниципального образования "Город Харабали" Харабалинского района Астраханской области от 16 сентября 2016 г. N 27, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение арендаторов земельных участков.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52
(ред. от 19.11.2024)
"О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам"В связи с этим в целях придания обратной силы правовой позиции, сформулированной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в этом постановлении должно содержаться следующее указание: "Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий".
(ред. от 19.11.2024)
"О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам"В связи с этим в целях придания обратной силы правовой позиции, сформулированной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в этом постановлении должно содержаться следующее указание: "Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий".
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2023 года"Предметом рассмотрения являлось указанное законоположение как используемое в качестве основания для решения вопроса о придании обратной силы статье 1 данного Федерального закона в отношении лиц, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", которые до вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ получили земельный участок, расположенный за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома, но по тем или иным причинам не возвели на нем строение, отвечающее нормативным признакам жилого дома.
Статья: Несоответствие некоторых составов административных правонарушений в области связи и информации требованиям принципа правовой определенности
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Если срок исполнения обязанности истек до 30 мая 2025 г., то даже если уведомление подано после этой даты, само нарушение, по сути, относится к прошлому периоду. Привлечение к ответственности в этом случае будет означать придание обратной силы закону, что недопустимо. В таком случае факт "несвоевременного выполнения" после 30 мая 2025 г. будет лишь констатацией того, что правонарушение (невыполнение) произошло в прошлом, до введения административной ответственности.
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Если срок исполнения обязанности истек до 30 мая 2025 г., то даже если уведомление подано после этой даты, само нарушение, по сути, относится к прошлому периоду. Привлечение к ответственности в этом случае будет означать придание обратной силы закону, что недопустимо. В таком случае факт "несвоевременного выполнения" после 30 мая 2025 г. будет лишь констатацией того, что правонарушение (невыполнение) произошло в прошлом, до введения административной ответственности.
Статья: Инновационные полномочия налоговых органов по урегулированию задолженности физических лиц и ее взысканию
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 10, 11)Нормы, допускающие придание обратной силы законам в сфере налогообложения, неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ). Разрешая вопрос об их конституционности, КС РФ исходил из того, что по смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан (соответственно, объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан), обратной силы не имеет. Вместе с тем в Конституции Российской Федерации содержатся и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57, причем положение статьи 57, ограничивающее для законодателя возможность придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие <11>.
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 10, 11)Нормы, допускающие придание обратной силы законам в сфере налогообложения, неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ). Разрешая вопрос об их конституционности, КС РФ исходил из того, что по смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан (соответственно, объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан), обратной силы не имеет. Вместе с тем в Конституции Российской Федерации содержатся и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57, причем положение статьи 57, ограничивающее для законодателя возможность придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие <11>.
Статья: Консультативное заключение Суда ЕАЭС по делу N Р-6/24 о доступе физических лиц к правосудию: развернутый комментарий
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Как уже отмечалось в научной литературе, данный подход, во многом созвучный раннему подходу Суда ЕС по делу Stauder <20>, является отправной точкой для выстраивания диалога Суда ЕАЭС с национальными конституционными судами в вопросе защиты прав человека <21>. Более того, он уже нашел отклик в Верховном Суде Российской Федерации, который, опираясь на него, сделал вывод о недопустимости придания обратной силы решениям Евразийской экономической комиссии, ухудшающим правовое положение частных лиц <22>.
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Как уже отмечалось в научной литературе, данный подход, во многом созвучный раннему подходу Суда ЕС по делу Stauder <20>, является отправной точкой для выстраивания диалога Суда ЕАЭС с национальными конституционными судами в вопросе защиты прав человека <21>. Более того, он уже нашел отклик в Верховном Суде Российской Федерации, который, опираясь на него, сделал вывод о недопустимости придания обратной силы решениям Евразийской экономической комиссии, ухудшающим правовое положение частных лиц <22>.
Статья: Ограничение ответственности застройщиков
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2025, N 1)Теперь проблемой станет не только ограничение ответственности застройщиков, не сбалансированное хотя бы точечным расширением прав дольщиков, а еще и обратная сила принятых норм. Тема не новая: с обратной силой уже прекращались права залога банков, кредитовавших застройщиков, громкое дело по запросу ВС РФ рассматривал в 2022 году КС РФ <16>. КС РФ подчеркнул тогда важность защиты жилищных прав граждан, а также "недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан". И хотя в 2022 году КС РФ все же допустил ущемление прав банков с обратной силой в пользу защиты граждан-дольщиков, сейчас ситуация иная - обратную силу получили нормы, направленные на защиту сильной стороны (застройщика) в отношениях со слабой стороной (дольщиками), подаваемые под соусом борьбы с потребительским экстремизмом.
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2025, N 1)Теперь проблемой станет не только ограничение ответственности застройщиков, не сбалансированное хотя бы точечным расширением прав дольщиков, а еще и обратная сила принятых норм. Тема не новая: с обратной силой уже прекращались права залога банков, кредитовавших застройщиков, громкое дело по запросу ВС РФ рассматривал в 2022 году КС РФ <16>. КС РФ подчеркнул тогда важность защиты жилищных прав граждан, а также "недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан". И хотя в 2022 году КС РФ все же допустил ущемление прав банков с обратной силой в пользу защиты граждан-дольщиков, сейчас ситуация иная - обратную силу получили нормы, направленные на защиту сильной стороны (застройщика) в отношениях со слабой стороной (дольщиками), подаваемые под соусом борьбы с потребительским экстремизмом.
Статья: "Задача со звездочкой": обратная сила закона как основание исключения ответственности за неисполнение договорных обязательств (на примере взаимоотношений перевозчиков и автовокзалов)
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Евразийский юридический журнал", 2025, N 5)Дашко А.В. указывает, что "на корректность придания обратной силы закона может влиять не только юридическая сила акта, но и другие обстоятельства" [3, с. 126], дополнительно указав, что применение обратной силы закона должно инициироваться законодателем и обосновываться особенностями конкретного вида общественных отношений или специфической ситуацией, требующей подобного подхода. Однако указанный автор не рассматривает ситуацию, при которой законодательство, определяющее ответственность сторон в договоре, заключенном на длительный срок, претерпело изменения.
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Евразийский юридический журнал", 2025, N 5)Дашко А.В. указывает, что "на корректность придания обратной силы закона может влиять не только юридическая сила акта, но и другие обстоятельства" [3, с. 126], дополнительно указав, что применение обратной силы закона должно инициироваться законодателем и обосновываться особенностями конкретного вида общественных отношений или специфической ситуацией, требующей подобного подхода. Однако указанный автор не рассматривает ситуацию, при которой законодательство, определяющее ответственность сторон в договоре, заключенном на длительный срок, претерпело изменения.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <217>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует общим правилам действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные статьей 54 Конституции РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <217>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует общим правилам действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные статьей 54 Конституции РФ.
Статья: Декриминализация. Понятие, основания и последствия принятия нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такое истолкование положений, содержащихся в ч. 1 ст. 3 и ст. 10 УК РФ и п. 13 ст. 397 УПК РФ, по мнению Конституционного Суда РФ, согласуется как с требованием Конституции РФ о необходимости придания обратной силы любому закону, устраняющему или смягчающему ответственность (ч. 2 ст. 54), так и с провозглашаемыми ею принципами справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод конституционно значимым целям (преамбула, ч. 3 ст. 55).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такое истолкование положений, содержащихся в ч. 1 ст. 3 и ст. 10 УК РФ и п. 13 ст. 397 УПК РФ, по мнению Конституционного Суда РФ, согласуется как с требованием Конституции РФ о необходимости придания обратной силы любому закону, устраняющему или смягчающему ответственность (ч. 2 ст. 54), так и с провозглашаемыми ею принципами справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод конституционно значимым целям (преамбула, ч. 3 ст. 55).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо этого, усложняется реализация соответствующих требований законодательными изменениями в области экологической экспертизы, охраны недр, обращения с отходами производства и потребления, лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, которые, устанавливая принципиально новые и жесткие положения, вступающие в силу в определенный период времени, не всегда определяют переходный период действия таких норм, не определяют особенности регулирования отношений, возникших до вступления в силу обновленного законодательства и продолжающих существовать после таких изменений. При таком положении дел вопреки конституционному запрету придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан и юридических лиц, природоохранные органы не применяют ранее установленные условия реализации прав и свобод, что подрывает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо этого, усложняется реализация соответствующих требований законодательными изменениями в области экологической экспертизы, охраны недр, обращения с отходами производства и потребления, лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, которые, устанавливая принципиально новые и жесткие положения, вступающие в силу в определенный период времени, не всегда определяют переходный период действия таких норм, не определяют особенности регулирования отношений, возникших до вступления в силу обновленного законодательства и продолжающих существовать после таких изменений. При таком положении дел вопреки конституционному запрету придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан и юридических лиц, природоохранные органы не применяют ранее установленные условия реализации прав и свобод, что подрывает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Статья: Компенсаторное производство: проблемы правового регулирования и практики применения
(Зайков Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)- пересмотр дела не приведет к восстановлению прав заявителя, что может быть обусловлено завершением процедуры, в рамках которой права были нарушены (например, избирательные отношения), отсутствием правового регулирования, учитывающего особенности отношений, являющихся предметом рассмотренного дела, и невозможностью распространения такой регламентации на прошлые периоды, недопустимостью придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, и др.;
(Зайков Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)- пересмотр дела не приведет к восстановлению прав заявителя, что может быть обусловлено завершением процедуры, в рамках которой права были нарушены (например, избирательные отношения), отсутствием правового регулирования, учитывающего особенности отношений, являющихся предметом рассмотренного дела, и невозможностью распространения такой регламентации на прошлые периоды, недопустимостью придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, и др.;
Статья: Обратная сила актов конституционного контроля (на примере пересмотра судебных постановлений по новым обстоятельствам)
(Филимонова М.В.)
("Российский судья", 2021, N 7)Неоднозначность практической реализации анализируемого вопроса иллюстрирует дело, связанное со сроками предъявления исполнительного листа ко взысканию. Судебное решение арбитражного суда, отмененное в апелляционном порядке, с которым согласилась кассационная инстанция, стал предметом рассмотрения судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Коллегия пояснила, что Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ N 7-П) не имеет обратной силы, что означает невозможность применения его положений к отношениям, возникшим в 2018 г., несмотря на то что нормы Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), применяемые в данном деле, были признаны противоречащими Конституции РФ. В частности, Верховный Суд РФ указал, что данное Постановление должно применяться только с момента его провозглашения, поскольку прямого придания обратной силы ему не содержится в тексте акта конституционного контроля <8>.
(Филимонова М.В.)
("Российский судья", 2021, N 7)Неоднозначность практической реализации анализируемого вопроса иллюстрирует дело, связанное со сроками предъявления исполнительного листа ко взысканию. Судебное решение арбитражного суда, отмененное в апелляционном порядке, с которым согласилась кассационная инстанция, стал предметом рассмотрения судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Коллегия пояснила, что Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ N 7-П) не имеет обратной силы, что означает невозможность применения его положений к отношениям, возникшим в 2018 г., несмотря на то что нормы Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), применяемые в данном деле, были признаны противоречащими Конституции РФ. В частности, Верховный Суд РФ указал, что данное Постановление должно применяться только с момента его провозглашения, поскольку прямого придания обратной силы ему не содержится в тексте акта конституционного контроля <8>.