Прибыль контракт гоз
Подборка наиболее важных документов по запросу Прибыль контракт гоз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8 "Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя" Федерального закона "О государственном оборонном заказе""Судами, сделавшими вывод о том, что в такой ситуации полученные Компанией сверх договора устройства подлежат оплате по установленной в нем цене, не учли, что положения статей 7, 8 и 8.3 Закона о государственном оборонном заказе не предусматривают возможность исполнения государственным заказчиком, головным исполнителем, исполнителями, определенными в установленном порядке, обязательств в отношении предмета государственного оборонного заказа вне рамок заключаемых ими в соответствии с данном Законом контрактов и получения исполнителем стоимости работ по цене иного контракта, включающего в себя, в том числе размер прибыли исполнителя."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Основные обязанности государственного заказчика" Федерального закона "О государственном оборонном заказе""Судами, сделавшими вывод о том, что в такой ситуации полученные Компанией сверх договора устройства подлежат оплате по установленной в нем цене, не учли, что положения статей 7, 8 и 8.3 Закона о государственном оборонном заказе не предусматривают возможность исполнения государственным заказчиком, головным исполнителем, исполнителями, определенными в установленном порядке, обязательств в отношении предмета государственного оборонного заказа вне рамок заключаемых ими в соответствии с данном Законом контрактов и получения исполнителем стоимости работ по цене иного контракта, включающего в себя, в том числе размер прибыли исполнителя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности работы транспортных компаний при выполнении контрактов в целях ГОЗ
(Ганичева А.П.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)Цель ведения раздельного учета - формирование информации о структуре себестоимости и величине прибыли по контракту ГОЗ.
(Ганичева А.П.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)Цель ведения раздельного учета - формирование информации о структуре себестоимости и величине прибыли по контракту ГОЗ.
Статья: Оптимизация порядка использования результатов интеллектуальной деятельности в области международного военно-технического сотрудничества в условиях санкционного давления коллективного Запада
(Федосеев А.В., Кудашкин В.В., Караваев М.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 12)При этом по контрактам, заключаемым в рамках ГОЗ, формируется лишь незначительная прибыль, т.е. практически единственным источником получения прибыли предприятий ОПК и, как следствие, источником финансирования НИОКР по разработке новых образцов вооружений и военной специальной техники (далее - ВВСТ) и по замещению импортных комплектующих являются внешнеторговые контракты в сфере ВТС.
(Федосеев А.В., Кудашкин В.В., Караваев М.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 12)При этом по контрактам, заключаемым в рамках ГОЗ, формируется лишь незначительная прибыль, т.е. практически единственным источником получения прибыли предприятий ОПК и, как следствие, источником финансирования НИОКР по разработке новых образцов вооружений и военной специальной техники (далее - ВВСТ) и по замещению импортных комплектующих являются внешнеторговые контракты в сфере ВТС.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)6. Государственный оборонный заказ обязателен для принятия единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определенным законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, при условии, что государственный оборонный заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по государственному оборонному заказу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта, а также государственными унитарными предприятиями и (или) иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, в случае, если претенденты на размещение государственного оборонного заказа путем использования государственным заказчиком конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) отсутствуют или по результатам такого определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не определен головной исполнитель.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)6. Государственный оборонный заказ обязателен для принятия единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определенным законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, при условии, что государственный оборонный заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по государственному оборонному заказу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта, а также государственными унитарными предприятиями и (или) иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, в случае, если претенденты на размещение государственного оборонного заказа путем использования государственным заказчиком конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) отсутствуют или по результатам такого определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не определен головной исполнитель.
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 47
(ред. от 15.07.2022)
"О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"1) "Целевые параметры контракта, руб. коп." - значение показателя определяется как сумма согласованных сторонами при заключении контракта (с учетом изменений в период действия контракта) размера прибыли и понесенных организацией за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта, в соответствии с подпунктами "в", "г", "е", "е.1", "е.2" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе";
(ред. от 15.07.2022)
"О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"1) "Целевые параметры контракта, руб. коп." - значение показателя определяется как сумма согласованных сторонами при заключении контракта (с учетом изменений в период действия контракта) размера прибыли и понесенных организацией за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта, в соответствии с подпунктами "в", "г", "е", "е.1", "е.2" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе";
Вопрос: Вправе ли организация-исполнитель использовать деньги на отдельном счете по ГОЗ на уплату налога на прибыль за налоговый период в целом по всей деятельности, а не только по ГОЗ?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Организация - исполнитель по ГОЗ вправе использовать деньги на отдельном счете на уплату налога на прибыль за налоговый период в сумме 3 млн руб. согласно декларации (без пропорционального выделения суммы налога по деятельности, относящейся к ГОЗ).
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Организация - исполнитель по ГОЗ вправе использовать деньги на отдельном счете на уплату налога на прибыль за налоговый период в сумме 3 млн руб. согласно декларации (без пропорционального выделения суммы налога по деятельности, относящейся к ГОЗ).
Статья: Нюансы кредитного анализа корпоративных заемщиков, применяющих специальные банковские счета
(Бродский Г.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)Поступления прибыли по контрактам ГОЗ, которые будут полностью выполнены в течение рассматриваемого периода <*>
(Бродский Г.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)Поступления прибыли по контрактам ГОЗ, которые будут полностью выполнены в течение рассматриваемого периода <*>
Статья: Административная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)Напротив, если бы нарушение контрактных условий было обусловлено действиями других участников кооперации головного исполнителя государственного оборонного заказа, это не устраняло бы событие нарушения и не исключало наступление ответственности. Головной исполнитель ведет предпринимательскую деятельность, которая осуществляется самостоятельно, на свой риск, направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Действия контрагентов этим риском и покрываются <10>.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)Напротив, если бы нарушение контрактных условий было обусловлено действиями других участников кооперации головного исполнителя государственного оборонного заказа, это не устраняло бы событие нарушения и не исключало наступление ответственности. Головной исполнитель ведет предпринимательскую деятельность, которая осуществляется самостоятельно, на свой риск, направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Действия контрагентов этим риском и покрываются <10>.
Статья: Раздельный учет результатов финансовой деятельности в организациях, выполняющих государственный заказ
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Возрастающие требования к информации для управления и возможности использования для этого средств и методов цифровой экономики обязывают организации - заказчики и исполнители государственных контрактов идти дальше, постепенно отказываясь от упрощений, существующих в российском варианте директ-костинга. В частности, в соответствии с теорией и апробированной за рубежом практикой директ-костинга вместо прямых, пропорциональных затрат заказа представляется целесообразным планировать и учитывать переменные расходы, исчисленные с применением вариатора показателя степени эластичности, то есть переменности издержек, в зависимости от объема производства и сбыта деталей, полуфабрикатов, изделий, работ, услуг [7, 15, 16]. Это позволит не только значительно точнее определить количество и стоимость расхода материальных ресурсов на продукт, заработной платы исполнителей, страховые взносы и другие затраты, не всегда являющиеся прямо пропорциональными, то есть прямыми, но и выделить косвенно зависящие от заказа расходы на специализированный инструмент и оснастку, топливо и энергию, на технологические цели и аналогичные им производственные издержки. В составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов также можно выделить зависящие от объемов производства и продаж суммы, связанные с деятельностью инженерно-технических отделов и служб предприятия, непосредственно участвующих в исполнении того или иного контракта. В масштабных по содержанию, сложности и стоимости оборонных заказах, требующих специальных исследований, разработок, испытаний, они особенно значимы. Определить величину вариатора от нуля до единицы с любой степенью дифференциации внутри предприятия при современных методах обработки экономической информации не составляет труда.
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Возрастающие требования к информации для управления и возможности использования для этого средств и методов цифровой экономики обязывают организации - заказчики и исполнители государственных контрактов идти дальше, постепенно отказываясь от упрощений, существующих в российском варианте директ-костинга. В частности, в соответствии с теорией и апробированной за рубежом практикой директ-костинга вместо прямых, пропорциональных затрат заказа представляется целесообразным планировать и учитывать переменные расходы, исчисленные с применением вариатора показателя степени эластичности, то есть переменности издержек, в зависимости от объема производства и сбыта деталей, полуфабрикатов, изделий, работ, услуг [7, 15, 16]. Это позволит не только значительно точнее определить количество и стоимость расхода материальных ресурсов на продукт, заработной платы исполнителей, страховые взносы и другие затраты, не всегда являющиеся прямо пропорциональными, то есть прямыми, но и выделить косвенно зависящие от заказа расходы на специализированный инструмент и оснастку, топливо и энергию, на технологические цели и аналогичные им производственные издержки. В составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов также можно выделить зависящие от объемов производства и продаж суммы, связанные с деятельностью инженерно-технических отделов и служб предприятия, непосредственно участвующих в исполнении того или иного контракта. В масштабных по содержанию, сложности и стоимости оборонных заказах, требующих специальных исследований, разработок, испытаний, они особенно значимы. Определить величину вариатора от нуля до единицы с любой степенью дифференциации внутри предприятия при современных методах обработки экономической информации не составляет труда.
Статья: Правовые формы деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса по исполнению государственного оборонного заказа
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)Например, в силу ч. 6 ст. 6 Закона о гособоронзаказе единственный поставщик (исполнитель, подрядчик), определенный законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, не вправе отказаться от принятия ГОЗ, если заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по ГОЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта. Ограничение свободы принятия решения о заключении государственного контракта по ГОЗ установлено также для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со ст. 14 Закона о гособоронзаказе доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта.
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)Например, в силу ч. 6 ст. 6 Закона о гособоронзаказе единственный поставщик (исполнитель, подрядчик), определенный законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, не вправе отказаться от принятия ГОЗ, если заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по ГОЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта. Ограничение свободы принятия решения о заключении государственного контракта по ГОЗ установлено также для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со ст. 14 Закона о гособоронзаказе доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта.
Статья: Правовое регулирование в сфере оборонно-промышленного комплекса как элемент системы военного законодательства
(Тарадонов С.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 5)В соответствии с Законом о ГОЗ и Законом о контрактной системе, во исполнение указов Президента Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Правительство Российской Федерации утвердило Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу <23>. Вопросы ценообразования на продукцию и рентабельности (прибыли) предприятий ОПК являются важнейшими, поэтому нормативные правовые акты в этой сфере регулярно подвергаются изменениям в целях развития нормативно-методической базы, регулирующей соответствующие отношения <24>.
(Тарадонов С.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 5)В соответствии с Законом о ГОЗ и Законом о контрактной системе, во исполнение указов Президента Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Правительство Российской Федерации утвердило Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу <23>. Вопросы ценообразования на продукцию и рентабельности (прибыли) предприятий ОПК являются важнейшими, поэтому нормативные правовые акты в этой сфере регулярно подвергаются изменениям в целях развития нормативно-методической базы, регулирующей соответствующие отношения <24>.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)В соответствии с п. 57 Постановления, в случае если в результате выполнения государственного контракта (контракта) на поставку продукции по цене, сформированной в установленном порядке, фактическая рентабельность (прибыль) превысила размер плановой рентабельности (прибыли) и при этом условия государственного контракта (контракта) выполнены в полном объеме, то такое превышение не является основанием для пересмотра фиксированной цены продукции, твердой цены государственного контракта (контракта), а фактическая рентабельность (прибыль) не ограничивается величиной плановой рентабельности (прибыли), учтенной в цене продукции, поставляемой по государственному контракту (контракту).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)В соответствии с п. 57 Постановления, в случае если в результате выполнения государственного контракта (контракта) на поставку продукции по цене, сформированной в установленном порядке, фактическая рентабельность (прибыль) превысила размер плановой рентабельности (прибыли) и при этом условия государственного контракта (контракта) выполнены в полном объеме, то такое превышение не является основанием для пересмотра фиксированной цены продукции, твердой цены государственного контракта (контракта), а фактическая рентабельность (прибыль) не ограничивается величиной плановой рентабельности (прибыли), учтенной в цене продукции, поставляемой по государственному контракту (контракту).
Статья: Методологические требования к разработке положения по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности государственного заказа
(Прыгунков А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Порядок осуществления государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и принципы формирования цен по ГОЗ детально расписаны в нормативных документах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Базовым требованием проверки оптимальности ценообразования государственного контракта является обеспечение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представление государственному заказчику информации об исполнении каждого государственного контракта для возможности оценки соблюдения согласованных с заказчиком нормативов расходов и нормативов прибыли. При этом требования по правилам калькулирования затрат в ГОЗ существенно отличаются от требований бухгалтерского учета, что требует доработки стандартных бухгалтерских систем и введение учетной политики раздельного учета затрат. Обычного, традиционного для многих крупных предприятий котлового учета расходов и доходов по всем видам продукции, работ, услуг и выявления результатов их сопоставления на едином счете 90 "Продажи" недостаточно. Необходимы раздельный учет ресурсов и их использования по каждому контракту, открытие заказа на каждый объект калькулирования с разделением себестоимости на прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) и косвенные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы), формирующие производственную себестоимость продукции, а также внепроизводственные расходы (административно-управленческие, коммерческие расходы, проценты по кредитам банка).
(Прыгунков А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Порядок осуществления государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и принципы формирования цен по ГОЗ детально расписаны в нормативных документах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Базовым требованием проверки оптимальности ценообразования государственного контракта является обеспечение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представление государственному заказчику информации об исполнении каждого государственного контракта для возможности оценки соблюдения согласованных с заказчиком нормативов расходов и нормативов прибыли. При этом требования по правилам калькулирования затрат в ГОЗ существенно отличаются от требований бухгалтерского учета, что требует доработки стандартных бухгалтерских систем и введение учетной политики раздельного учета затрат. Обычного, традиционного для многих крупных предприятий котлового учета расходов и доходов по всем видам продукции, работ, услуг и выявления результатов их сопоставления на едином счете 90 "Продажи" недостаточно. Необходимы раздельный учет ресурсов и их использования по каждому контракту, открытие заказа на каждый объект калькулирования с разделением себестоимости на прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) и косвенные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы), формирующие производственную себестоимость продукции, а также внепроизводственные расходы (административно-управленческие, коммерческие расходы, проценты по кредитам банка).
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Последний, десятый признак финансового нарушения - "наличие информации о перечислении прибыли, согласованной сторонами при заключении государственного контракта, заключенного в целях реализации государственного оборонного заказа, контракта (договора), заключенного в рамках исполнения такого государственного контракта, и предусмотренной его условиями после исполнения государственного контракта, контракта (договора) (отдельного этапа его исполнения) и представления в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) в размере, превышающем 20 процентов цены государственного контракта, контракта (договора), подлежащей уплате в соответствии с условиями государственного контракта, контракта (договора) в текущем финансовом году с лицевого счета, открытого участнику казначейского сопровождения" <1>. Меры реагирования такие же, как по восьмому и девятому признакам: предупреждение (информирование) и приостановление операции на лицевом счете.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Последний, десятый признак финансового нарушения - "наличие информации о перечислении прибыли, согласованной сторонами при заключении государственного контракта, заключенного в целях реализации государственного оборонного заказа, контракта (договора), заключенного в рамках исполнения такого государственного контракта, и предусмотренной его условиями после исполнения государственного контракта, контракта (договора) (отдельного этапа его исполнения) и представления в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) в размере, превышающем 20 процентов цены государственного контракта, контракта (договора), подлежащей уплате в соответствии с условиями государственного контракта, контракта (договора) в текущем финансовом году с лицевого счета, открытого участнику казначейского сопровождения" <1>. Меры реагирования такие же, как по восьмому и девятому признакам: предупреждение (информирование) и приостановление операции на лицевом счете.
Готовое решение: Как организовать раздельный учет при выполнении гособоронзаказа
(КонсультантПлюс, 2025)вести аналитический учет или субсчета (первого или второго порядка) на счетах 20, 90, 44, 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки" и др.;
(КонсультантПлюс, 2025)вести аналитический учет или субсчета (первого или второго порядка) на счетах 20, 90, 44, 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки" и др.;