Приблизительная смета
Подборка наиболее важных документов по запросу Приблизительная смета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по договорной работе. Подряд. Риски подрядчика при заключении договора6.2. ТВЕРДАЯ И ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА (СМЕТА)
Готовое решение: Как согласовать условия о цене и порядке оплаты работ в договоре подряда
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Как согласовать условие о твердой или приблизительной цене (смете)
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Как согласовать условие о твердой или приблизительной цене (смете)
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"1. На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета.
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"1. На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
(ред. от 24.06.2025)4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Статья: Последующее изменение обстановки и его влияние на договорные обязательства в российском праве: политико-правовой анализ и актуальные проблемы правоприменения
(Петрова Д.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 5)<33> Статья 231 ГК РСФСР 1922 г. предусматривала возможность расторгнуть договор подряда, если вследствие изменения объективных условий окажется необходимым чрезмерно превысить приблизительную смету, составленную подрядчиком, одобренную заказчиком и положенную в основание договора.
(Петрова Д.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 5)<33> Статья 231 ГК РСФСР 1922 г. предусматривала возможность расторгнуть договор подряда, если вследствие изменения объективных условий окажется необходимым чрезмерно превысить приблизительную смету, составленную подрядчиком, одобренную заказчиком и положенную в основание договора.
Путеводитель по договорной работе. Подряд. Рекомендации по заключению договора7.2. ТВЕРДАЯ И ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА РАБОТЫ (СМЕТА)
Готовое решение: Как составить смешанный договор оказания услуг и выполнения работ (подряда)
(КонсультантПлюс, 2025)Если цена работ, в том числе смета, приблизительна, согласуйте соответствующее условие в договоре. В случае, когда цена работ существенно превысит приблизительную цену в связи с необходимостью провести дополнительные работы, такое превышение нужно будет согласовать с заказчиком. Если заказчик с ним не согласится и откажется от договора, он должен будет оплатить выполненную часть работы (п. 5 ст. 709 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)Если цена работ, в том числе смета, приблизительна, согласуйте соответствующее условие в договоре. В случае, когда цена работ существенно превысит приблизительную цену в связи с необходимостью провести дополнительные работы, такое превышение нужно будет согласовать с заказчиком. Если заказчик с ним не согласится и откажется от договора, он должен будет оплатить выполненную часть работы (п. 5 ст. 709 ГК РФ);
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Превышение сметы. В-третьих, дополнительными работами согласно ст. 743 ГК РФ являются те работы, проведение которых влечет за собой увеличение сметной стоимости строительства. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство также в соответствии со сметой, которая определяет цену работ <1>. Действительно, проектно-сметная документация может неоднократно корректироваться в ходе непосредственного проведения строительных работ, однако далеко не все эти корректировки непременно влекут повышение стоимости производимых работ <2>. Следовательно, в тех случаях, когда проведение тех или иных не учтенных в технической документации работ не приводит к увеличению общей сметной стоимости строительства, суды не признают такие работы дополнительными и не распространяют на них предусмотренный в ст. 743 ГК РФ порядок согласования <3>. Данное решение представляется справедливым, поскольку почти в любых строительных проектах невозможно с точностью до копейки рассчитать необходимые расходы, в связи с чем стороны, как правило, закладывают в стоимость проекта определенный процент на непредвиденные расходы. Тогда необходимость проведения мелких дополнительных работ не будет влечь за собой активацию механизма согласования со всеми последствиями, а будет покрываться за счет уже выделенной для этого части стоимости работ. В связи с этим необходимо отметить, что ст. 743 ГК РФ не предусматривает различий в порядке согласования и оплаты дополнительных работ в зависимости от того или иного вида составленной сметы. Однако если обратиться к общим положениям ГК РФ о подряде, то в ст. 709 Кодекса устанавливается, что "цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой". При этом ГК РФ не дает определение ни твердой, ни приблизительной сметы, лишь устанавливая презумпцию наличия твердой сметы при отсутствии других указаний. Под твердой ценой, как правило, понимается цена, размер которой определенно установлен сторонами и не подлежит изменению без волеизъявления обеих сторон <4>. В этом случае при установлении твердой цены дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ будут являться новые виды работ <5>, не учтенные в технической документации и влекущие любое, хоть и незначительно, превышение установленной в договоре цены <6>. Определение понятия приблизительной цены, в свою очередь, вызывает затруднения ввиду многообразия способов ее установления. В общем виде она обычно определяется как цена, размер которой сторонами определен ориентировочно, в виде некой плавающей величины, а следовательно, может быть изменен без волеизъявления обеих сторон договора <7>. Из анализа законодательного материала (в частности, соотношения положений ст. 709 и 743 ГК РФ в части приблизительной сметы) и судебной практики можно сделать следующий вывод: дополнительные работы, несущественно превышающие определенную сторонами приблизительную смету, не требуют активации механизма ст. 743 ГК РФ, включая отсутствие необходимости в согласовании таких работ с заказчиком и, безусловно, подлежат оплате последним <8>; в то же время, если в указанном случае приблизительная смета будет превышаться существенно, то в данной ситуации уже будет включаться весь механизм ст. 743 ГК РФ (с необходимостью согласования данных работ с заказчиком и последствиями невыполнения данной обязанности) <9>. Однако как провести разграничение между существенным и несущественным превышениями приблизительной сметы? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего - какой именно механизм определения стоимости работ стороны заложили в понятие приблизительной цены. В одних случаях стороны называют в договоре определенную приблизительную стоимость работ, которая подлежит последующей корректировке исходя из объема фактически выполненных работ и затраченных материалов <10>; в других случаях стороны согласовывают определенную стоимость работ в качестве приблизительной, специально подчеркивая, что она составляет "не более" определенной суммы <11>, или даже указывая, что, будучи приблизительной, она является "предельной и не может быть увеличена" <12>. В первом случае было бы справедливым считать несущественным то превышение сметы, которое не выходит за рамки заложенного в смету резерва средств на непредвиденные расходы <13>, а если такой резерв не определен - не превышает 10% от определенной приблизительной цены (по аналогии со ст. 744 ГК РФ) <14>. Во втором же случае, учитывая согласованную волю сторон на установление приблизительной цены в качестве некоего верхнего предела предполагаемых затрат, любой выход за этот предел должен считаться существенным превышением и активировать механизм ст. 743 ГК РФ. Однако, как мы полагаем, данная ситуация является определенным исключением, установленным договорным путем, что по своей сути приближает конструкцию приблизительной цены к твердой и не должно рассматриваться в качестве общего правила <15>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Превышение сметы. В-третьих, дополнительными работами согласно ст. 743 ГК РФ являются те работы, проведение которых влечет за собой увеличение сметной стоимости строительства. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство также в соответствии со сметой, которая определяет цену работ <1>. Действительно, проектно-сметная документация может неоднократно корректироваться в ходе непосредственного проведения строительных работ, однако далеко не все эти корректировки непременно влекут повышение стоимости производимых работ <2>. Следовательно, в тех случаях, когда проведение тех или иных не учтенных в технической документации работ не приводит к увеличению общей сметной стоимости строительства, суды не признают такие работы дополнительными и не распространяют на них предусмотренный в ст. 743 ГК РФ порядок согласования <3>. Данное решение представляется справедливым, поскольку почти в любых строительных проектах невозможно с точностью до копейки рассчитать необходимые расходы, в связи с чем стороны, как правило, закладывают в стоимость проекта определенный процент на непредвиденные расходы. Тогда необходимость проведения мелких дополнительных работ не будет влечь за собой активацию механизма согласования со всеми последствиями, а будет покрываться за счет уже выделенной для этого части стоимости работ. В связи с этим необходимо отметить, что ст. 743 ГК РФ не предусматривает различий в порядке согласования и оплаты дополнительных работ в зависимости от того или иного вида составленной сметы. Однако если обратиться к общим положениям ГК РФ о подряде, то в ст. 709 Кодекса устанавливается, что "цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой". При этом ГК РФ не дает определение ни твердой, ни приблизительной сметы, лишь устанавливая презумпцию наличия твердой сметы при отсутствии других указаний. Под твердой ценой, как правило, понимается цена, размер которой определенно установлен сторонами и не подлежит изменению без волеизъявления обеих сторон <4>. В этом случае при установлении твердой цены дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ будут являться новые виды работ <5>, не учтенные в технической документации и влекущие любое, хоть и незначительно, превышение установленной в договоре цены <6>. Определение понятия приблизительной цены, в свою очередь, вызывает затруднения ввиду многообразия способов ее установления. В общем виде она обычно определяется как цена, размер которой сторонами определен ориентировочно, в виде некой плавающей величины, а следовательно, может быть изменен без волеизъявления обеих сторон договора <7>. Из анализа законодательного материала (в частности, соотношения положений ст. 709 и 743 ГК РФ в части приблизительной сметы) и судебной практики можно сделать следующий вывод: дополнительные работы, несущественно превышающие определенную сторонами приблизительную смету, не требуют активации механизма ст. 743 ГК РФ, включая отсутствие необходимости в согласовании таких работ с заказчиком и, безусловно, подлежат оплате последним <8>; в то же время, если в указанном случае приблизительная смета будет превышаться существенно, то в данной ситуации уже будет включаться весь механизм ст. 743 ГК РФ (с необходимостью согласования данных работ с заказчиком и последствиями невыполнения данной обязанности) <9>. Однако как провести разграничение между существенным и несущественным превышениями приблизительной сметы? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего - какой именно механизм определения стоимости работ стороны заложили в понятие приблизительной цены. В одних случаях стороны называют в договоре определенную приблизительную стоимость работ, которая подлежит последующей корректировке исходя из объема фактически выполненных работ и затраченных материалов <10>; в других случаях стороны согласовывают определенную стоимость работ в качестве приблизительной, специально подчеркивая, что она составляет "не более" определенной суммы <11>, или даже указывая, что, будучи приблизительной, она является "предельной и не может быть увеличена" <12>. В первом случае было бы справедливым считать несущественным то превышение сметы, которое не выходит за рамки заложенного в смету резерва средств на непредвиденные расходы <13>, а если такой резерв не определен - не превышает 10% от определенной приблизительной цены (по аналогии со ст. 744 ГК РФ) <14>. Во втором же случае, учитывая согласованную волю сторон на установление приблизительной цены в качестве некоего верхнего предела предполагаемых затрат, любой выход за этот предел должен считаться существенным превышением и активировать механизм ст. 743 ГК РФ. Однако, как мы полагаем, данная ситуация является определенным исключением, установленным договорным путем, что по своей сути приближает конструкцию приблизительной цены к твердой и не должно рассматриваться в качестве общего правила <15>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)В проформах NEC3 <1> также предусмотрена передача функции строительства заказчиком подрядчику. В отличие от JCT один и тот же базовый контракт используется как при возложении функции проектирования на подрядчика, так и при полном проектировании объекта заказчиком. Главными субъектами по NEC3 (clause 10) являются: заказчик, подрядчик, руководитель проекта, контролер. Согласно NEC3 заказчик одновременно и администрирует, и управляет контрактом. Кроме того, проформа предусматривает приблизительную смету и ведение счета, который обеспечивает обеим сторонам лучший мониторинг, прогнозирование и уверенность в результатах строительного проекта. Это позволяет избежать длительных переговоров для согласования окончательной сметы по строительному проекту <2>. В соответствии с данной проформой к рискам заказчика после передачи функции строительства относится возмещение расходов, которые подлежат оплате и вызваны использованием или занятием объекта в ходе работ. Ключевой фигурой по проформе является руководитель проекта (project manager), действующий в качестве агента заказчика, который утверждает программу выполнения проекта.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)В проформах NEC3 <1> также предусмотрена передача функции строительства заказчиком подрядчику. В отличие от JCT один и тот же базовый контракт используется как при возложении функции проектирования на подрядчика, так и при полном проектировании объекта заказчиком. Главными субъектами по NEC3 (clause 10) являются: заказчик, подрядчик, руководитель проекта, контролер. Согласно NEC3 заказчик одновременно и администрирует, и управляет контрактом. Кроме того, проформа предусматривает приблизительную смету и ведение счета, который обеспечивает обеим сторонам лучший мониторинг, прогнозирование и уверенность в результатах строительного проекта. Это позволяет избежать длительных переговоров для согласования окончательной сметы по строительному проекту <2>. В соответствии с данной проформой к рискам заказчика после передачи функции строительства относится возмещение расходов, которые подлежат оплате и вызваны использованием или занятием объекта в ходе работ. Ключевой фигурой по проформе является руководитель проекта (project manager), действующий в качестве агента заказчика, который утверждает программу выполнения проекта.
Статья: Лизинг, аренда, эксплуатация основных средств: неочевидные вопросы налогового учета
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 2)На основании п. 2 и 4 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 2)На основании п. 2 и 4 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Путеводитель по договорной работе. Подряд. Риски заказчика при заключении договора7.2. ТВЕРДАЯ И ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА РАБОТЫ (СМЕТА)
Готовое решение: Как составить договор подряда на выполнение проектных работ
(КонсультантПлюс, 2025)Если цена работ, в том числе смета, приблизительна, согласуйте соответствующее условие в договоре. В случае когда цена работ существенно превысит приблизительную цену в связи с необходимостью провести дополнительные работы, такое превышение нужно будет согласовать с заказчиком. Если заказчик с ним не согласится и откажется от договора, он должен будет оплатить выполненную часть работы (п. 5 ст. 709 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если цена работ, в том числе смета, приблизительна, согласуйте соответствующее условие в договоре. В случае когда цена работ существенно превысит приблизительную цену в связи с необходимостью провести дополнительные работы, такое превышение нужно будет согласовать с заказчиком. Если заказчик с ним не согласится и откажется от договора, он должен будет оплатить выполненную часть работы (п. 5 ст. 709 ГК РФ).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Роль парламента на стадии рассмотрения и утверждения бюджета велика, несмотря на то что в ряде государств бюджет не оформляется законом, а рассматривается как чисто административное мероприятие <1> (в Швейцарии бюджет облекается не в форму законопроекта, а в форму правительственного декрета, который предусматривает приблизительную смету расходов и доходов на предстоящий год; в Японии бюджет не промульгируется и не имеет силы закона). Тем не менее юридическую силу бюджету придает парламент, поскольку, утвердив бюджет, парламент тем самым уполномочивает исполнительную власть обеспечить поступление государственных доходов и осуществить расходование государственных средств, контролируя эти процессы.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Роль парламента на стадии рассмотрения и утверждения бюджета велика, несмотря на то что в ряде государств бюджет не оформляется законом, а рассматривается как чисто административное мероприятие <1> (в Швейцарии бюджет облекается не в форму законопроекта, а в форму правительственного декрета, который предусматривает приблизительную смету расходов и доходов на предстоящий год; в Японии бюджет не промульгируется и не имеет силы закона). Тем не менее юридическую силу бюджету придает парламент, поскольку, утвердив бюджет, парламент тем самым уполномочивает исполнительную власть обеспечить поступление государственных доходов и осуществить расходование государственных средств, контролируя эти процессы.