При представлении уточненной налоговой декларации после составления акта проверки, до момента принятия решения по ней, налоговый орган

Подборка наиболее важных документов по запросу При представлении уточненной налоговой декларации после составления акта проверки, до момента принятия решения по ней, налоговый орган (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик полагал, что инспекция обязана в соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ прекратить проверку ранее поданной налоговой декларации после подачи налогоплательщиком уточненной, и обжаловал в суд действия должных лиц налогового органа, выразившиеся в продолжении проведения налоговой проверки. Суд установил, что уточненная декларация была подана налогоплательщиком после составления акта налоговой проверки и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, но до принятия итогового решения. При представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после составления акта налоговой проверки основания для прекращения рассмотрения материалов налоговой проверки первичной налоговой декларации, предусмотренные п. 9.1 ст. 88 НК РФ, отсутствуют и, соответственно, инспекция обязана вынести предусмотренные НК РФ решения. Таким образом, поскольку на момент представления уточненной декларации камеральная проверка предыдущей декларации завершилась, дата ее окончания указана в акте проверки в соответствии с подп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ, у инспекции отсутствовали правовые основания для прекращения камеральной проверки, ее действия, связанные с завершением проверки, являются правомерными.
Подборка судебных решений за 2009 год: Статья 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)" НК РФ
(Д.М. Щекин)
Налоговая инспекция посчитала, что невозможно принять к учету данные уточненных налоговых деклараций, представленные после окончания выездной проверки и составления справки о проверке. С учетом того, что на момент подачи уточненной налоговой декларации рассмотрение материалов проверки инспекция не проводила, ее довод о невозможности проверки показателей, отраженных в уточненной налоговой декларации, отклонен судом как необоснованный. АПК РФ устанавливает обязанность суда оценить решение налогового органа на соответствие закону непосредственно на момент его вынесения. На момент вынесения ненормативного акта налоговая инспекция располагала сведениями, способными повлиять на расчет суммы налога, а также на факт наличия в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, но не приняла их во внимание при принятии решения. Суд признал решение налогового органа недействительным, так как оно вынесено с нарушением требований НК РФ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Последствия подачи "уточненки" после составления акта камеральной проверки предыдущей отчетности
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)
В практике судебных решений можно встретить подход, согласно которому моментом окончания камеральной проверки признается вынесение решения по ней. Например, АС ЦО в Постановлении от 06.09.2017 N Ф10-3450/2017 по делу N А54-3819/2016 не принял довод кассационной жалобы (ИФНС) о том, что уточненная декларация (корректировка N 3) была подана обществом после составления акта проверки, то есть после окончания проверки, что исключает возможность прекращения всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (уточнение N 2). Арбитры указали: обозначенный довод не может быть признан обоснованным, поскольку с учетом положений ст. 81, п. 2 ст. 88 НК РФ законодатель придает понятию "окончание проверки" иной смысл: под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает налоговый орган до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения, поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком <1>.
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 23.07.2012 N СА-4-7/12100
(Гришина О.П.)
("Акты и комментарии для бухгалтера", 2012, N 18)
Справедливости ради отметим, что налоговое ведомство в комментируемом Письме также указало на неоднозначность рассматриваемой ситуации. Со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 14883/10 специалисты ФНС в Письме указали, что моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока либо, если проверка заканчивается ранее, момент ее окончания следует определять по дате, указанной в акте налоговой проверки. Поэтому момент принятия налоговым органом решения по результатам камеральной проверки не может рассматриваться как момент окончания такой проверки. Следовательно, при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после составления акта проверки либо за рамками сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88 НК РФ, основания для прекращения налоговой проверки первичной налоговой декларации, предусмотренные п. 9.1 ст. 88 НК РФ, отсутствуют. Вместе с тем они подчеркнули, что неучет сведений, содержащихся в уточненной декларации, будет противоречить смыслу ст. 176 НК РФ, согласно которой сумму к возмещению за налоговый период образует сумма налоговых вычетов, превышающая общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом обложения данным налогом. Соответственно, если налоговый орган на момент принятия решения о возмещении НДС располагает сведениями о том, что налогоплательщик скорректировал размер суммы налога, подлежащей возмещению (посредством подачи уточненной налоговой декларации), он не может не учитывать данный факт при вынесении решения. На необходимость учета данных сведений ориентируют также положения п. 4 ст. 101 НК РФ, в соответствии с которыми при рассмотрении материалов налоговой проверки должны исследоваться иные документы, имеющиеся у налогового органа.