Превышение нормативов обрАзования отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Превышение нормативов обрАзования отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16.1 "Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца неправомерной, установлено, что ответчик является плательщиком платы за НВОС (выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления), ему утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Ранее ответчик частично признал факт превышения лимитов размещения отходов и уплатил недостающие суммы.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца неправомерной, установлено, что ответчик является плательщиком платы за НВОС (выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления), ему утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Ранее ответчик частично признал факт превышения лимитов размещения отходов и уплатил недостающие суммы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления, хранении вскрышных и вмещающих горных пород, размещении побочных продуктов животноводства
(КонсультантПлюс, 2025)За часть размещенных отходов, которая превышает лимит, указанный в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов, плату за размещение отходов каждого класса опасности рассчитайте в том же порядке, что и за размещение отходов сверх лимитов по объектам I категории (п. п. 21, 27, 28, 29, 32 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)За часть размещенных отходов, которая превышает лимит, указанный в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов, плату за размещение отходов каждого класса опасности рассчитайте в том же порядке, что и за размещение отходов сверх лимитов по объектам I категории (п. п. 21, 27, 28, 29, 32 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Статья: Разрешение судами дел об административных правонарушениях, связанных с негативным воздействием на окружающую среду
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без представления декларации о воздействии на окружающую среду, если представление такой декларации является обязательным, либо с превышением массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, массы или объема образования и (или) размещения отходов, указанных в декларации...
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без представления декларации о воздействии на окружающую среду, если представление такой декларации является обязательным, либо с превышением массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, массы или объема образования и (или) размещения отходов, указанных в декларации...
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"Таким образом, вопросы, связанные с осуществлением государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, получили разрешение на началах взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Между тем, с одной стороны, органы местного самоуправления - как наиболее приближенные к источникам образования отходов органы публичной власти - в рамках предоставленных им полномочий по муниципальному земельному контролю имеют объективную возможность максимально оперативно, еще на начальном этапе формирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, выявлять такие места, устанавливать лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенных для этого территориях, а также собственников или пользователей земельных участков, ответственных за их загрязнение, предъявлять к таким лицам требования об освобождении земельных участков от несанкционированных свалок. Кроме того, в контексте реализации полномочий органов местного самоуправления городского поселения и муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возложенных на них пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", указанные органы обязаны устранять причины образования новых несанкционированных свалок путем своевременного создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, их рационального (с учетом потребностей населения) размещения, не допускать превышения лимитов размещения на таких площадках отходов, организовывать общественные мероприятия с целью формирования экологической культуры и пр. С другой стороны, органы муниципального земельного контроля обладают меньшим объемом полномочий в этой сфере, на что Конституционный Суд Российской Федерации указал в Постановлении от 3 июля 2019 года N 26-П.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"Таким образом, вопросы, связанные с осуществлением государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, получили разрешение на началах взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Между тем, с одной стороны, органы местного самоуправления - как наиболее приближенные к источникам образования отходов органы публичной власти - в рамках предоставленных им полномочий по муниципальному земельному контролю имеют объективную возможность максимально оперативно, еще на начальном этапе формирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, выявлять такие места, устанавливать лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенных для этого территориях, а также собственников или пользователей земельных участков, ответственных за их загрязнение, предъявлять к таким лицам требования об освобождении земельных участков от несанкционированных свалок. Кроме того, в контексте реализации полномочий органов местного самоуправления городского поселения и муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возложенных на них пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", указанные органы обязаны устранять причины образования новых несанкционированных свалок путем своевременного создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, их рационального (с учетом потребностей населения) размещения, не допускать превышения лимитов размещения на таких площадках отходов, организовывать общественные мероприятия с целью формирования экологической культуры и пр. С другой стороны, органы муниципального земельного контроля обладают меньшим объемом полномочий в этой сфере, на что Конституционный Суд Российской Федерации указал в Постановлении от 3 июля 2019 года N 26-П.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)32.1. В ином деле по иску прокурора о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки судом установлено, что земельный участок, на части площади которого, превышающей 170 000 кв. м, размещены твердые коммунальные и иные отходы, расположен в границах национального парка, находится в федеральной собственности и на праве бессрочного пользования передан федеральному государственному бюджетному учреждению (далее - учреждение). Принадлежность размещенных на земельном участке отходов не установлена, лица, виновные в образовании свалки, не выявлены. Доказательства надлежащего исполнения обязанности землепользователя по ликвидации несанкционированной свалки не представлены.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)32.1. В ином деле по иску прокурора о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки судом установлено, что земельный участок, на части площади которого, превышающей 170 000 кв. м, размещены твердые коммунальные и иные отходы, расположен в границах национального парка, находится в федеральной собственности и на праве бессрочного пользования передан федеральному государственному бюджетному учреждению (далее - учреждение). Принадлежность размещенных на земельном участке отходов не установлена, лица, виновные в образовании свалки, не выявлены. Доказательства надлежащего исполнения обязанности землепользователя по ликвидации несанкционированной свалки не представлены.
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)коэффициент Ксл (равен 25) - для расчета платы за размещение, если срок образования побочных продуктов не превышает 11 месяцев. Речь идет о ситуации, когда нет лимитов на их размещение либо когда отходы размещаются сверх лимита, либо сверх количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах (п. 5 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды). При размещении отходов в пределах лимитов и в соответствии с декларацией НВОС или отчетностью об отходах, а также при применении коэффициента Кпб необходимо указать значение 1;
(КонсультантПлюс, 2025)коэффициент Ксл (равен 25) - для расчета платы за размещение, если срок образования побочных продуктов не превышает 11 месяцев. Речь идет о ситуации, когда нет лимитов на их размещение либо когда отходы размещаются сверх лимита, либо сверх количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах (п. 5 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды). При размещении отходов в пределах лимитов и в соответствии с декларацией НВОС или отчетностью об отходах, а также при применении коэффициента Кпб необходимо указать значение 1;
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)1) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)1) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
Статья: Интеллектуальные права в архитектуре и строительстве
(Доровских М.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 1)1) исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого договора, путем разработки проектной документации объекта капитального строительства на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, публично-правовым компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономным учреждениям, а также хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, от имени которых заключен договор;
(Доровских М.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 1)1) исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого договора, путем разработки проектной документации объекта капитального строительства на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, публично-правовым компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономным учреждениям, а также хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, от имени которых заключен договор;
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Правовые предписания ст. 23.4, 23.5 Закона о недрах закрепляют право на добычу полезных ископаемых из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород. В ч. 1 ст. 23.5 Закона о недрах предусматривается возможность использования вскрышных и вмещающих горных пород для собственных нужд недропользователя, а также путем их отчуждения иным лицам. Однако при разработке основного месторождения возможно их образование в объемах, превышающих данные потребности пользователя недр. Помимо этого, пользователь недр может быть вообще не заинтересован в использовании соответствующих объектов. В большинстве подобных случаев хозяйствующие субъекты вносят указанные отходы недропользования в реестр отходов производства, перечисляют плату за негативное воздействие на окружающую природную среду и в дальнейшем после отработки основного месторождения осуществляют рекультивацию данного участка недр. При этом во вскрышных и вмещающих породах могут содержаться ОПИ, необходимые для строительства, ремонта или реконструкции автодорог, нефтегазопроводов, инфраструктурных и иных объектов, в отношении которых рассматриваемыми специальными субъектами осуществляются подрядные работы.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Правовые предписания ст. 23.4, 23.5 Закона о недрах закрепляют право на добычу полезных ископаемых из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород. В ч. 1 ст. 23.5 Закона о недрах предусматривается возможность использования вскрышных и вмещающих горных пород для собственных нужд недропользователя, а также путем их отчуждения иным лицам. Однако при разработке основного месторождения возможно их образование в объемах, превышающих данные потребности пользователя недр. Помимо этого, пользователь недр может быть вообще не заинтересован в использовании соответствующих объектов. В большинстве подобных случаев хозяйствующие субъекты вносят указанные отходы недропользования в реестр отходов производства, перечисляют плату за негативное воздействие на окружающую природную среду и в дальнейшем после отработки основного месторождения осуществляют рекультивацию данного участка недр. При этом во вскрышных и вмещающих породах могут содержаться ОПИ, необходимые для строительства, ремонта или реконструкции автодорог, нефтегазопроводов, инфраструктурных и иных объектов, в отношении которых рассматриваемыми специальными субъектами осуществляются подрядные работы.
Готовое решение: Какие коэффициенты применяются при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)за отходы производства и потребления, размещенные с превышением установленных лимитов на их размещение либо сверх количества, указанного в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (п. 32 Правил исчисления и взимания платы за НВОС);
(КонсультантПлюс, 2025)за отходы производства и потребления, размещенные с превышением установленных лимитов на их размещение либо сверх количества, указанного в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (п. 32 Правил исчисления и взимания платы за НВОС);
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)коэффициент Ксл (равен 25) - для расчета платы за размещение, если срок образования побочных продуктов не превышает 11 месяцев. Речь идет о ситуации, когда нет лимитов на их размещение либо когда отходы размещаются сверх лимита или количества, указанного в декларации ВОС или отчетности об отходах (п. 5 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды). При размещении отходов в пределах лимитов и в соответствии с декларацией ВОС или отчетностью об отходах, а также при применении коэффициента Кпб необходимо указать значение 1;
(КонсультантПлюс, 2025)коэффициент Ксл (равен 25) - для расчета платы за размещение, если срок образования побочных продуктов не превышает 11 месяцев. Речь идет о ситуации, когда нет лимитов на их размещение либо когда отходы размещаются сверх лимита или количества, указанного в декларации ВОС или отчетности об отходах (п. 5 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды). При размещении отходов в пределах лимитов и в соответствии с декларацией ВОС или отчетностью об отходах, а также при применении коэффициента Кпб необходимо указать значение 1;
Статья: Как следует определять ответственного за появление несанкционированной свалки?
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Поскольку земельные участки, на которых было выявлено несанкционированное складирование ТКО, относятся к землям, госсобственность на которые не разграничена, администрация муниципального образования Мостовский район была оштрафована по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами. Размер вреда, причиненного почвам, превысил 2,3 млн руб., Росприроднадзор направил в адрес администрации претензию об уплате этой суммы. Поскольку получатель не исполнил требование в срок, ведомство обратилось в суд.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Поскольку земельные участки, на которых было выявлено несанкционированное складирование ТКО, относятся к землям, госсобственность на которые не разграничена, администрация муниципального образования Мостовский район была оштрафована по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами. Размер вреда, причиненного почвам, превысил 2,3 млн руб., Росприроднадзор направил в адрес администрации претензию об уплате этой суммы. Поскольку получатель не исполнил требование в срок, ведомство обратилось в суд.
Вопрос: Какая установлена ответственность за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду?
(Консультация эксперта, 2025)Так, за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.
(Консультация эксперта, 2025)Так, за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.