Превышение ФСС
Подборка наиболее важных документов по запросу Превышение ФСС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18 "Права и обязанности страховщика" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Установлено, что сумма расходов общества на предупредительные меры, возмещенная ФСС РФ, превысила сумму начисленных к уплате страховых взносов за год, поэтому разница является убытками ФСС Рф и подлежит возврату.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Установлено, что сумма расходов общества на предупредительные меры, возмещенная ФСС РФ, превысила сумму начисленных к уплате страховых взносов за год, поэтому разница является убытками ФСС Рф и подлежит возврату.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Первые опыты объединения внебюджетных фондов в России: вопросы бюджетного права
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Таким образом, реформирование системы ГВФ в целом не оказало существенного влияния на бюджетную деятельность СФР, на формирование его доходов и на его расходы, в отличие от других сфер деятельности, в части получения управленческих преимуществ и эффектов <37>, где положительный эффект объединения ПФР и ФСС более заметен. Однако отсутствие существенных изменений в сфере финансового обеспечения социальной защиты населения после реформирования системы государственных внебюджетных фондов в России мы бы оценили как положительный пореформенный итог, поскольку такое отсутствие свидетельствует о том, что объединенный Фонд справился со своей основной задачей по финансовому обеспечению социальных обязательств РФ. Следовательно, можно утверждать о наличии достаточной степени финансовой устойчивости СФР, необходимой для осуществления возложенных на него задач, функций и реализации полномочий, которая обеспечивается бюджетом Социального фонда России.
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Таким образом, реформирование системы ГВФ в целом не оказало существенного влияния на бюджетную деятельность СФР, на формирование его доходов и на его расходы, в отличие от других сфер деятельности, в части получения управленческих преимуществ и эффектов <37>, где положительный эффект объединения ПФР и ФСС более заметен. Однако отсутствие существенных изменений в сфере финансового обеспечения социальной защиты населения после реформирования системы государственных внебюджетных фондов в России мы бы оценили как положительный пореформенный итог, поскольку такое отсутствие свидетельствует о том, что объединенный Фонд справился со своей основной задачей по финансовому обеспечению социальных обязательств РФ. Следовательно, можно утверждать о наличии достаточной степени финансовой устойчивости СФР, необходимой для осуществления возложенных на него задач, функций и реализации полномочий, которая обеспечивается бюджетом Социального фонда России.
Статья: Конституционно-правовые основы социального правосудия в Германии
(Ракитская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)По статистике, ежегодно в ФСС поступает более двух тысяч жалоб. Так, в 2023 г. в ФСС поступило 2 537 обращений, в 2024 г. - 2 523. Средняя продолжительность рассмотрения дела в ФСС в 2023 г. составила 14 месяцев, в 2024 г. - 15 месяцев. Количество завершенных дел в 2023 г. составило 2 537 дел, в 2024 г. - 2 569. В целом количество дел, ожидающих рассмотрения, несколько увеличилось по всем типам дел (959 дел - на начало 2024 г., 970 дел - на конец 2024 г.) <11>.
(Ракитская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)По статистике, ежегодно в ФСС поступает более двух тысяч жалоб. Так, в 2023 г. в ФСС поступило 2 537 обращений, в 2024 г. - 2 523. Средняя продолжительность рассмотрения дела в ФСС в 2023 г. составила 14 месяцев, в 2024 г. - 15 месяцев. Количество завершенных дел в 2023 г. составило 2 537 дел, в 2024 г. - 2 569. В целом количество дел, ожидающих рассмотрения, несколько увеличилось по всем типам дел (959 дел - на начало 2024 г., 970 дел - на конец 2024 г.) <11>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"6.1. Размер резерва Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию должен составлять не более 5 процентов от расчетной базы, указанной в пункте 3 настоящей статьи, по состоянию на 31 декабря каждого отчетного года. В случае превышения максимального размера резерва Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31 декабря очередного отчетного года Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации не осуществляет отчисление в резерв по обязательному пенсионному страхованию за расчетный период.
(ред. от 31.07.2025)
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"6.1. Размер резерва Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию должен составлять не более 5 процентов от расчетной базы, указанной в пункте 3 настоящей статьи, по состоянию на 31 декабря каждого отчетного года. В случае превышения максимального размера резерва Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31 декабря очередного отчетного года Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации не осуществляет отчисление в резерв по обязательному пенсионному страхованию за расчетный период.
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Заметим, что нормативное правовое регулирование деятельности другого государственного внебюджетного фонда - Фонда социального страхования - осуществлялось несколько иным образом. Данный фонд был образован на основании Указа Президента РФ от 07.08.1992 N 822 <16> и в соответствии с п. 1 этого нормативного правового акта, так же как и ПФР, признавался финансово-кредитным учреждением Российской Федерации. Позднее было принято Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 <17>, утвердившее Положение о ФСС. Согласно п. 1 и 2 указанного Положения ФСС признавался финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного социального страхования. Следовательно, долгое время правовое положение ФСС определялось на подзаконном уровне. В дальнейшем были приняты федеральные законы, регулирующие отдельные виды страхования, входящие в сферу ответственности ФСС <18>. И если Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ просто констатировал тот факт, что ФСС является страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то статья 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ не только признавала рассматриваемый государственный внебюджетный фонд страховщиком по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но также содержала положение, согласно которому правовой статус ФСС определяется отдельным законом. Соответствующий закон так и не был принят. Таким образом, более 12 лет с того момента, когда начала действовать названная норма <19>, законодатель не предпринимал никаких действий по разработке соответствующей нормативной правовой базы, определявшей правовой статус ФСС. Более того, расширительное толкование ч. 3 ст. 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что деятельность каждого государственного внебюджетного фонда должна регулироваться отдельным законом. Полагаем, что это в полной мере оправдано тем значением, которое соответствующие фонды имеют для организации системы обязательного государственного социального страхования. Между тем до недавнего времени правовое регулирование деятельности ПФР и ФСС носило обрывочный, несистематизированный характер: как уже говорилось, правовой статус данных органов определялся подзаконными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами упраздненного Верховного Совета РСФСР (в части, не противоречащей действующему законодательству и нормативным правовым актам первой группы), а также БК РФ, регулирующим правовое положение государственных внебюджетных фондов как участников бюджетного процесса и как его объекта (т.е. как фонда денежных средств), и федеральными законами, определявшими правовое положение данных фондов как страховщиков по отдельным видам обязательного социального страхования. Такое положение дел не соответствовало ни правилам юридической техники, ни потребностям правоприменительной практики.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Заметим, что нормативное правовое регулирование деятельности другого государственного внебюджетного фонда - Фонда социального страхования - осуществлялось несколько иным образом. Данный фонд был образован на основании Указа Президента РФ от 07.08.1992 N 822 <16> и в соответствии с п. 1 этого нормативного правового акта, так же как и ПФР, признавался финансово-кредитным учреждением Российской Федерации. Позднее было принято Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 <17>, утвердившее Положение о ФСС. Согласно п. 1 и 2 указанного Положения ФСС признавался финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного социального страхования. Следовательно, долгое время правовое положение ФСС определялось на подзаконном уровне. В дальнейшем были приняты федеральные законы, регулирующие отдельные виды страхования, входящие в сферу ответственности ФСС <18>. И если Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ просто констатировал тот факт, что ФСС является страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то статья 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ не только признавала рассматриваемый государственный внебюджетный фонд страховщиком по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но также содержала положение, согласно которому правовой статус ФСС определяется отдельным законом. Соответствующий закон так и не был принят. Таким образом, более 12 лет с того момента, когда начала действовать названная норма <19>, законодатель не предпринимал никаких действий по разработке соответствующей нормативной правовой базы, определявшей правовой статус ФСС. Более того, расширительное толкование ч. 3 ст. 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что деятельность каждого государственного внебюджетного фонда должна регулироваться отдельным законом. Полагаем, что это в полной мере оправдано тем значением, которое соответствующие фонды имеют для организации системы обязательного государственного социального страхования. Между тем до недавнего времени правовое регулирование деятельности ПФР и ФСС носило обрывочный, несистематизированный характер: как уже говорилось, правовой статус данных органов определялся подзаконными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами упраздненного Верховного Совета РСФСР (в части, не противоречащей действующему законодательству и нормативным правовым актам первой группы), а также БК РФ, регулирующим правовое положение государственных внебюджетных фондов как участников бюджетного процесса и как его объекта (т.е. как фонда денежных средств), и федеральными законами, определявшими правовое положение данных фондов как страховщиков по отдельным видам обязательного социального страхования. Такое положение дел не соответствовало ни правилам юридической техники, ни потребностям правоприменительной практики.
Готовое решение: Как работодателю заполнить больничный лист
(КонсультантПлюс, 2025)Если пособие за весь период временной нетрудоспособности оплачивается только за счет средств организации (когда период болезни не превышает трех дней), строку "за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" не заполняйте, а в строке "ИТОГО начислено" укажите общую сумму начисленного пособия (Письмо ГУ - МРО ФСС РФ от 17.05.2021 N 15-15/7710-10787л).
(КонсультантПлюс, 2025)Если пособие за весь период временной нетрудоспособности оплачивается только за счет средств организации (когда период болезни не превышает трех дней), строку "за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" не заполняйте, а в строке "ИТОГО начислено" укажите общую сумму начисленного пособия (Письмо ГУ - МРО ФСС РФ от 17.05.2021 N 15-15/7710-10787л).
Готовое решение: Как заполнить бланк больничного листа по болезни работника
(КонсультантПлюс, 2025)При заполнении строки "Сумма пособия за счет средств работодателя" укажите сумму пособия за первые три дня болезни, начисленную за счет средств организации. Полагаем, если пособие за весь период временной нетрудоспособности выплачивается только за счет средств организации (когда период болезни не превышает трех дней), строку "за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" заполнять не надо, а в строке "ИТОГО начислено" следует указать общую сумму начисленного пособия за счет средств организации (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ, п. 86 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности).
(КонсультантПлюс, 2025)При заполнении строки "Сумма пособия за счет средств работодателя" укажите сумму пособия за первые три дня болезни, начисленную за счет средств организации. Полагаем, если пособие за весь период временной нетрудоспособности выплачивается только за счет средств организации (когда период болезни не превышает трех дней), строку "за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" заполнять не надо, а в строке "ИТОГО начислено" следует указать общую сумму начисленного пособия за счет средств организации (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ, п. 86 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности).