Претензия в турагентство на возврат денег
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия в турагентство на возврат денег (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2019 N 77-КГ18-26
Требование: О расторжении договора о реализации туристского продукта, взыскании стоимости туристского продукта, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.
Обстоятельства: Истец указывает, что в связи с возникновением угрозы безопасности здоровья туристов в стране (месте) временного пребывания истец подал ответчикам заявление о расторжении договора и возврате уплаченных за туристский продукт денежных средств. Ответа на данное обращение не последовало.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку судом не учтено, что решение об опубликовании сообщения об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания в спорный период было принято уполномоченным на то органом власти.До начала путешествия на официальном сайте Федерального агентства по туризму появилась информация о возникновении угрозы безопасности здоровью туристов, находящихся в Турецкой Республике, вызванной неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, в связи с чем 14 августа 2017 г. истец обратился к турагенту с письменным заявлением о расторжении названного договора и возврате уплаченных за туристский продукт денежных средств. Не получив ответа на данное обращение, 25 августа 2017 г. истец обратился к ИП Карташовой В.А. с претензией, ответ на которую также не последовал.
Требование: О расторжении договора о реализации туристского продукта, взыскании стоимости туристского продукта, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.
Обстоятельства: Истец указывает, что в связи с возникновением угрозы безопасности здоровья туристов в стране (месте) временного пребывания истец подал ответчикам заявление о расторжении договора и возврате уплаченных за туристский продукт денежных средств. Ответа на данное обращение не последовало.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку судом не учтено, что решение об опубликовании сообщения об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания в спорный период было принято уполномоченным на то органом власти.До начала путешествия на официальном сайте Федерального агентства по туризму появилась информация о возникновении угрозы безопасности здоровью туристов, находящихся в Турецкой Республике, вызванной неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, в связи с чем 14 августа 2017 г. истец обратился к турагенту с письменным заявлением о расторжении названного договора и возврате уплаченных за туристский продукт денежных средств. Не получив ответа на данное обращение, 25 августа 2017 г. истец обратился к ИП Карташовой В.А. с претензией, ответ на которую также не последовал.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация бремени (принципа) добросовестности через призму судебной практики судов общей юрисдикции
(Гомозова О.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 11)Наиболее классическим примером современности является признание пандемии COVID-19 и вытекающих из нее ограничений в качестве общеизвестного факта. Клиент подал иск к туристическому агентству о взыскании стоимости тура, неустойки, штрафа и денежной компенсации морального вреда по причине того, что поездка не состоялась в связи с угрозой безопасности жизни и здоровья туристов, обусловленной новой коронавирусной инфекцией. Вынужденно отказавшийся от поездки клиент потребовал от агентства расторжение договора и возврат всей стоимости тура. В добровольном порядке требования истца по претензиям, поступившим в адрес ответчика, удовлетворены не были. В своем решении в пользу истца суд непосредственно сослался на ч. 1 ст. 61 ГПК РФ в той части, что не только распространение коронавирусной инфекции является общеизвестным фактом, но и закрытие границ Российской Федерации. Таким образом, суд на основе своего усмотрения и анализа доводов сторон об общеизвестности того или иного факта принимает решение признавать ли его общеизвестным <14>.
(Гомозова О.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 11)Наиболее классическим примером современности является признание пандемии COVID-19 и вытекающих из нее ограничений в качестве общеизвестного факта. Клиент подал иск к туристическому агентству о взыскании стоимости тура, неустойки, штрафа и денежной компенсации морального вреда по причине того, что поездка не состоялась в связи с угрозой безопасности жизни и здоровья туристов, обусловленной новой коронавирусной инфекцией. Вынужденно отказавшийся от поездки клиент потребовал от агентства расторжение договора и возврат всей стоимости тура. В добровольном порядке требования истца по претензиям, поступившим в адрес ответчика, удовлетворены не были. В своем решении в пользу истца суд непосредственно сослался на ч. 1 ст. 61 ГПК РФ в той части, что не только распространение коронавирусной инфекции является общеизвестным фактом, но и закрытие границ Российской Федерации. Таким образом, суд на основе своего усмотрения и анализа доводов сторон об общеизвестности того или иного факта принимает решение признавать ли его общеизвестным <14>.
Ситуация: Как вернуть деньги за туристическую путевку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.
Нормативные акты
"ГОСТ Р 56877-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по оказанию правовой помощи потребителям. Общие требования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.02.2016 N 83-ст)В соответствии со ст. 29 и 35 Закона РФ "О защите прав потребителей" заявляю о своем одностороннем отказе от исполнения договора, в связи с чем требую не позднее _______ с.г. возвратить уплаченные мной по заключенному договору денежные средства в сумме __ руб., а также возместить убытки в размере двукратной стоимости поврежденной вещи - всего ________ руб. наличными или перечислением на мой банковский счет N ... в ... (укажите наименование банка) ... БИК, кор./счет N ...
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.02.2016 N 83-ст)В соответствии со ст. 29 и 35 Закона РФ "О защите прав потребителей" заявляю о своем одностороннем отказе от исполнения договора, в связи с чем требую не позднее _______ с.г. возвратить уплаченные мной по заключенному договору денежные средства в сумме __ руб., а также возместить убытки в размере двукратной стоимости поврежденной вещи - всего ________ руб. наличными или перечислением на мой банковский счет N ... в ... (укажите наименование банка) ... БИК, кор./счет N ...
"Новые Правила оказания туристических услуг"
(Сутягин А.В., Феоктистов И.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)Кроме того, турист может предъявить претензию, если при заключении договора он незамедлительно не получил всю необходимую информацию о турпутевке и путешествии. При этом турист вправе отказаться от заключения договора, если в результате непредоставления информации было неоправданно затянуто время заключения договора. Если же договор был заключен, турист имеет право отказаться отправиться в путешествие и потребовать возврата уплаченных денег.
(Сутягин А.В., Феоктистов И.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)Кроме того, турист может предъявить претензию, если при заключении договора он незамедлительно не получил всю необходимую информацию о турпутевке и путешествии. При этом турист вправе отказаться от заключения договора, если в результате непредоставления информации было неоправданно затянуто время заключения договора. Если же договор был заключен, турист имеет право отказаться отправиться в путешествие и потребовать возврата уплаченных денег.
Статья: Риски страховщика при банкротстве турагента
(Забаева М.Н.)
("Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 6)Отсутствие финансовых гарантий у турагентств существенно осложняет возврат денежных средств туристам. И все же это возможно.
(Забаева М.Н.)
("Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 6)Отсутствие финансовых гарантий у турагентств существенно осложняет возврат денежных средств туристам. И все же это возможно.
"Комментарий к Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(постатейный)
(Викулова О.Н.)
("Юстицинформ", 2008)Если обратиться к европейскому опыту использования финансовых гарантий, то можно прийти к выводу, что они применяются в самых крайних случаях, более того, в большинстве стран они не являются мерами оперативного характера. Если турист просто недоволен турпоездкой или считает, что ему предоставили услуги не того класса, который обещали, или в номере не работал кондиционер, или произошла задержка рейса и т.д., то в этом случае турист вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда в общеустановленном порядке (претензия, органы защиты прав потребителей, судебные инстанции). Финансовая гарантия применяется в случае, когда у турфирмы отсутствуют какие-либо денежные средства для возмещения убытков туристов. В этом случае туристы обращаются в суд с заявлением о признании компании банкротом, а также одновременно к страховщику или банковскому учреждению, предоставившему финансовую гарантию, и тогда вступает в силу финансовая гарантия, которая возмещает туристу стоимость несостоявшегося или прерванного путешествия, расходы по досрочному возвращению туриста на родину, расходы по размещению и питанию туриста при досрочном возвращении и расходы, связанные с деятельностью дипломатических представительств в стране пребывания по оказанию помощи туристам.
(постатейный)
(Викулова О.Н.)
("Юстицинформ", 2008)Если обратиться к европейскому опыту использования финансовых гарантий, то можно прийти к выводу, что они применяются в самых крайних случаях, более того, в большинстве стран они не являются мерами оперативного характера. Если турист просто недоволен турпоездкой или считает, что ему предоставили услуги не того класса, который обещали, или в номере не работал кондиционер, или произошла задержка рейса и т.д., то в этом случае турист вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда в общеустановленном порядке (претензия, органы защиты прав потребителей, судебные инстанции). Финансовая гарантия применяется в случае, когда у турфирмы отсутствуют какие-либо денежные средства для возмещения убытков туристов. В этом случае туристы обращаются в суд с заявлением о признании компании банкротом, а также одновременно к страховщику или банковскому учреждению, предоставившему финансовую гарантию, и тогда вступает в силу финансовая гарантия, которая возмещает туристу стоимость несостоявшегося или прерванного путешествия, расходы по досрочному возвращению туриста на родину, расходы по размещению и питанию туриста при досрочном возвращении и расходы, связанные с деятельностью дипломатических представительств в стране пребывания по оказанию помощи туристам.
Статья: Страхование туриста от невыезда
(Донских Д.Г.)
("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2006, N 3)Бывает, что запланированный и долгожданный отдых срывается. И тогда турист требует от турфирмы вернуть деньги за путевку. Чтобы этого избежать, фирмы предлагают своим клиентам оформить страховку от невыезда. Не вдаваясь в нюансы самого страхования, остановимся на юридических аспектах данной услуги.
(Донских Д.Г.)
("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2006, N 3)Бывает, что запланированный и долгожданный отдых срывается. И тогда турист требует от турфирмы вернуть деньги за путевку. Чтобы этого избежать, фирмы предлагают своим клиентам оформить страховку от невыезда. Не вдаваясь в нюансы самого страхования, остановимся на юридических аспектах данной услуги.
"Права потребителя: как защитить их в конкретных жизненных ситуациях?"
(выпуск 4)
(Шелищ П.Б., Мясин Е.Б.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)Во-вторых, ограничение в 20 дней для предъявления претензий. Рассмотрим примеры типичных нарушений прав потребителей в сфере туризма.
(выпуск 4)
(Шелищ П.Б., Мясин Е.Б.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)Во-вторых, ограничение в 20 дней для предъявления претензий. Рассмотрим примеры типичных нарушений прав потребителей в сфере туризма.
Статья: Страхование и турбизнес: возможности для развития
(Ефремова М.В.)
("Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 2)Вообще вопрос с повышением информированности турагентов как посредников при работе с туристами должен стать первостепенным. Порой возникают даже казусные ситуации, когда турагенты по незнанию законодательства берут на себя расходы страховщиков. Показателен пример с некоторыми турагентствами, отправившими весной 2009 г. туристов от туроператора "Россина" <4>. В нештатной ситуации туристы были вынуждены повторно оплатить расходы принимающей стороны за рубежом. Желая угодить туристам, турагентства "Россины" добровольно отправили туристам деньги, надеясь в дальнейшем их вернуть, если не через туроператора, то хотя бы через его гаранта - страховую компанию. Однако согласно Закону обращаться к страховщику должны сами туристы, страховая компания даже не обязана принимать претензию от турагентства.
(Ефремова М.В.)
("Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 2)Вообще вопрос с повышением информированности турагентов как посредников при работе с туристами должен стать первостепенным. Порой возникают даже казусные ситуации, когда турагенты по незнанию законодательства берут на себя расходы страховщиков. Показателен пример с некоторыми турагентствами, отправившими весной 2009 г. туристов от туроператора "Россина" <4>. В нештатной ситуации туристы были вынуждены повторно оплатить расходы принимающей стороны за рубежом. Желая угодить туристам, турагентства "Россины" добровольно отправили туристам деньги, надеясь в дальнейшем их вернуть, если не через туроператора, то хотя бы через его гаранта - страховую компанию. Однако согласно Закону обращаться к страховщику должны сами туристы, страховая компания даже не обязана принимать претензию от турагентства.
Статья: О правах потребителей и не только
(Дурново Д.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2)С таким подходом не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 утверждены Правила оказания услуг по реализации туристского продукта. Согласно им потребитель - это заказчик турпродукта, имеющий намерение заказать его или заказывающий и использующий исключительно для личных, семейных и иных нужд. Под исполнителем понимается туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта. Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Сторонами заключен договор на оказание потребительских туристских услуг, значит, имеют место правоотношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей. В свою очередь, это обусловливает необходимость удовлетворить претензии несостоявшихся туристов в части несвоевременного и неполного возврата турфирмой денежных средств.
(Дурново Д.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2)С таким подходом не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 утверждены Правила оказания услуг по реализации туристского продукта. Согласно им потребитель - это заказчик турпродукта, имеющий намерение заказать его или заказывающий и использующий исключительно для личных, семейных и иных нужд. Под исполнителем понимается туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта. Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Сторонами заключен договор на оказание потребительских туристских услуг, значит, имеют место правоотношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей. В свою очередь, это обусловливает необходимость удовлетворить претензии несостоявшихся туристов в части несвоевременного и неполного возврата турфирмой денежных средств.
Статья: Осторожно: условные единицы
(Денисова М.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2)- сведения о порядке и сроках предъявления туристом (иным заказчиком) требований о выплате страхового возмещения или уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат.
(Денисова М.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2)- сведения о порядке и сроках предъявления туристом (иным заказчиком) требований о выплате страхового возмещения или уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат.
Статья: Туристам на заметку
(Дашевская М.)
("Практический бухгалтерский учет", 2019, N 7)Будет разумным сначала обратиться к туроператору с письменной претензией с указанием своего требования, в т.ч. и о возврате денежных средств, оплаченных по договору. А уже если деньги не возвращают и никаких вариантов решения вопроса не предлагают, то можно смело обращаться в суд. Иск подается по вашему выбору: по месту нахождения ответчика, по месту жительства истца, по месту заключения или исполнения договора.
(Дашевская М.)
("Практический бухгалтерский учет", 2019, N 7)Будет разумным сначала обратиться к туроператору с письменной претензией с указанием своего требования, в т.ч. и о возврате денежных средств, оплаченных по договору. А уже если деньги не возвращают и никаких вариантов решения вопроса не предлагают, то можно смело обращаться в суд. Иск подается по вашему выбору: по месту нахождения ответчика, по месту жительства истца, по месту заключения или исполнения договора.
Статья: Договор на оказание услуг: рекомендации по составлению
(Трошин О.В.)
("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 1)В таких случаях турист может попросить у администрации отеля справку о том, когда его поселили в номер и когда он освободил номер, а затем предъявить турфирме претензию, потребовав вернуть деньги за два дня тура.
(Трошин О.В.)
("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 1)В таких случаях турист может попросить у администрации отеля справку о том, когда его поселили в номер и когда он освободил номер, а затем предъявить турфирме претензию, потребовав вернуть деньги за два дня тура.