Претензия неустойка по 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия неустойка по 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Размещение информации в ЕИС при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Протоколом Учреждения [заказчик - ред.]... Общество [поставщик - ред.] признано уклонившимся от подписания контракта... ввиду исполнения контракта [на который поставщик ссылается в подтверждение соответствия условиям ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (исполнение контракта без применения неустоек) - ред.]... с неустойкой (пеней, штрафом).
(КонсультантПлюс, 2025)Протоколом Учреждения [заказчик - ред.]... Общество [поставщик - ред.] признано уклонившимся от подписания контракта... ввиду исполнения контракта [на который поставщик ссылается в подтверждение соответствия условиям ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (исполнение контракта без применения неустоек) - ред.]... с неустойкой (пеней, штрафом).
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Ответственность при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с нарушением ответчиком [АО, поставщик - ред.] сроков поставки товара истцом [учреждение, заказчик - ред.] в адрес ответчика была направлена претензия с требованием уплатить неустойку.
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с нарушением ответчиком [АО, поставщик - ред.] сроков поставки товара истцом [учреждение, заказчик - ред.] в адрес ответчика была направлена претензия с требованием уплатить неустойку.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок расчета неустойки прост как для заказчика, так и для поставщика. В большинстве случаев размеры штрафов предусмотрены Правительством РФ, а размер пени - Законом N 44-ФЗ. Они должны быть указаны в контракте. Определение суммы штрафа или пеней - процесс кропотливый, но не займет много времени, вы легко выполните правильные расчеты. После расчета суммы неустойки направьте претензию виновной стороне. Если сторона откажется выплатить неустойку, обратитесь в суд.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок расчета неустойки прост как для заказчика, так и для поставщика. В большинстве случаев размеры штрафов предусмотрены Правительством РФ, а размер пени - Законом N 44-ФЗ. Они должны быть указаны в контракте. Определение суммы штрафа или пеней - процесс кропотливый, но не займет много времени, вы легко выполните правильные расчеты. После расчета суммы неустойки направьте претензию виновной стороне. Если сторона откажется выплатить неустойку, обратитесь в суд.
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 44-ФЗ размещать информацию о закупках в Единой информационной системе
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при исполнении контрактов, заключенных по результатам открытых и ряда закрытых электронных процедур закупки, претензионная работа (в том числе направление требований об уплате неустойки) ведется в ЕИС (ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при исполнении контрактов, заключенных по результатам открытых и ряда закрытых электронных процедур закупки, претензионная работа (в том числе направление требований об уплате неустойки) ведется в ЕИС (ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Нормативные акты
Приказ Роскомнадзора от 05.09.2022 N 151
(ред. от 04.03.2024)
"О контрактной службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"
(вместе с "Положением о контрактной службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций")3.7.1. Направление в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона N 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактом, в целях включения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(ред. от 04.03.2024)
"О контрактной службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"
(вместе с "Положением о контрактной службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций")3.7.1. Направление в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона N 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактом, в целях включения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статья: Обзор изменений, внесенных в Закон N 44-ФЗ в апреле 2022 года
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 5)3. Также определено, что при исполнении контрактов, заключенных в соответствии с п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ либо по основаниям, предусмотренным ч. 1 и 2 ст. 15 Закона N 46-ФЗ, применяются положения ч. 13 и 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (об электронном актировании и электронной претензионной работе).
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 5)3. Также определено, что при исполнении контрактов, заключенных в соответствии с п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ либо по основаниям, предусмотренным ч. 1 и 2 ст. 15 Закона N 46-ФЗ, применяются положения ч. 13 и 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (об электронном актировании и электронной претензионной работе).
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Действия победившего участника по уклонению от заключения контракта/договора могут рассматриваться в контексте намерения недопущения последующего причинения большего вреда другому лицу (заказчику), пусть и с нарушением закона, чем вред от самого уклонения. Это подтверждается простым сопоставлением сумм издержек заказчика на проведение одной закупочной процедуры и/или заключение договора со следующим участником с суммами претензий и убытков от некачественного исполнения или полного неисполнения контрактов/договоров.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Действия победившего участника по уклонению от заключения контракта/договора могут рассматриваться в контексте намерения недопущения последующего причинения большего вреда другому лицу (заказчику), пусть и с нарушением закона, чем вред от самого уклонения. Это подтверждается простым сопоставлением сумм издержек заказчика на проведение одной закупочной процедуры и/или заключение договора со следующим участником с суммами претензий и убытков от некачественного исполнения или полного неисполнения контрактов/договоров.
Вопрос: В какой срок заказчик направляет поставщику требование об уплате неустойки (штрафа, пени)?
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 11)Ответ: Законом N 44-ФЗ не установлен такой срок. Минфин РФ в письме от 03.10.2025 N 24-06-09/95869 выразил свою позицию по данному вопросу: так как претензионная работа входит в срок исполнения контракта, требование о неустойке нужно направлять в течение 5 рабочих дней после его завершения.
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 11)Ответ: Законом N 44-ФЗ не установлен такой срок. Минфин РФ в письме от 03.10.2025 N 24-06-09/95869 выразил свою позицию по данному вопросу: так как претензионная работа входит в срок исполнения контракта, требование о неустойке нужно направлять в течение 5 рабочих дней после его завершения.
Вопрос: В какой срок необходимо предъявить претензию по уплате неустойки за нарушение условий исполнения контракта?
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 5)Ответ: Сроки предъявления претензий по неустойке в Законе N 44-ФЗ не определены. Исходя из принципа добросовестности, установленного ГК РФ, взыскание неустоек должно быть произведено в разумный срок после обнаружения нарушения, который следует определять исходя из характера нарушения, возможности устранения, а также необходимости минимизации убытков. Например: основания для начисления пени и определение ее размера в связи с допущенным подрядчиками нарушениями сроков выполнения работ возникают у заказчика в момент окончания исполнения таких обязательств (см. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.02.2025 N Ф08-12009/24 по делу N А32-68215/2023).
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 5)Ответ: Сроки предъявления претензий по неустойке в Законе N 44-ФЗ не определены. Исходя из принципа добросовестности, установленного ГК РФ, взыскание неустоек должно быть произведено в разумный срок после обнаружения нарушения, который следует определять исходя из характера нарушения, возможности устранения, а также необходимости минимизации убытков. Например: основания для начисления пени и определение ее размера в связи с допущенным подрядчиками нарушениями сроков выполнения работ возникают у заказчика в момент окончания исполнения таких обязательств (см. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.02.2025 N Ф08-12009/24 по делу N А32-68215/2023).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Согласно сведениям из ЕИС, участнику закупки при исполнении представленного им контракта предъявлено требование об уплате неустойки (штрафов, пени) в размере 838 107 руб. ввиду ненадлежащего исполнения им своих обязательств по контракту, что подтверждается претензией от 12 декабря 2022 г. Участник закупки был признан не соответствующим требованию ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Согласно сведениям из ЕИС, участнику закупки при исполнении представленного им контракта предъявлено требование об уплате неустойки (штрафов, пени) в размере 838 107 руб. ввиду ненадлежащего исполнения им своих обязательств по контракту, что подтверждается претензией от 12 декабря 2022 г. Участник закупки был признан не соответствующим требованию ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Вопрос: Победитель аукциона направил информацию о трех контрактах, исполненных им без неустоек в течение 3 лет. При этом один из этих контрактов был расторгнут по соглашению сторон. Вправе ли участник закупки предоставлять такой контракт для целей применения ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Правовая оценка УФАС: в силу ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки вправе предоставить сведения о контрактах, исполненных им в течение трех лет до подачи заявки без применения неустоек (штрафов, пеней). Спорный контракт был расторгнут по соглашению сторон, в отсутствие у сторон взаимных претензий друг к другу, без применения неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, у заказчика отсутствовали правовые основания для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании неисполнения последним требований ч. 8.1 ст. 96, а также ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ. Отказ заказчика от заключения контракта с победителем аукциона являлся неправомерным <1>.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Правовая оценка УФАС: в силу ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки вправе предоставить сведения о контрактах, исполненных им в течение трех лет до подачи заявки без применения неустоек (штрафов, пеней). Спорный контракт был расторгнут по соглашению сторон, в отсутствие у сторон взаимных претензий друг к другу, без применения неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, у заказчика отсутствовали правовые основания для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании неисполнения последним требований ч. 8.1 ст. 96, а также ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ. Отказ заказчика от заключения контракта с победителем аукциона являлся неправомерным <1>.
Статья: Обзор нарушений в ведении медицинскими учреждениями закупочной деятельности
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)Неприменение или некорректное применение мер ответственности к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) за несвоевременное исполнение обязательств по контрактам, а также поставку товара, не соответствующего условиям контрактов (например, ошибочно рассчитаны размеры штрафов по контрактам (завышены/занижены), претензионная работа в учреждении не производилась)
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)Неприменение или некорректное применение мер ответственности к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) за несвоевременное исполнение обязательств по контрактам, а также поставку товара, не соответствующего условиям контрактов (например, ошибочно рассчитаны размеры штрафов по контрактам (завышены/занижены), претензионная работа в учреждении не производилась)
Готовое решение: Как ведется реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)информацию о договорах с соисполнителями, субподрядчиками из числа СМП и СОНКО (если в контракт включены условия, предусмотренные ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)информацию о договорах с соисполнителями, субподрядчиками из числа СМП и СОНКО (если в контракт включены условия, предусмотренные ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);
Готовое решение: Нужно ли соблюдать претензионный порядок при урегулировании спора в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 44-ФЗ порядок ведения претензионной работы не определен. Однако, если вы зафиксировали нарушение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, обязательно направьте ему требование об уплате неустойки (штрафа, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684, от 11.05.2022 N 24-06-07/42955).
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 44-ФЗ порядок ведения претензионной работы не определен. Однако, если вы зафиксировали нарушение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, обязательно направьте ему требование об уплате неустойки (штрафа, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684, от 11.05.2022 N 24-06-07/42955).
Готовое решение: Какие последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Пени всегда взыскиваются за просрочку исполнения, а штрафы - за ненадлежащее, некачественное исполнение или неисполнение обязательства. Их размер и порядок взыскания обязательно должны быть в контракте. В большинстве случаев размеры устанавливаются с учетом Правил определения размера неустойки N 1042 (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Пени всегда взыскиваются за просрочку исполнения, а штрафы - за ненадлежащее, некачественное исполнение или неисполнение обязательства. Их размер и порядок взыскания обязательно должны быть в контракте. В большинстве случаев размеры устанавливаются с учетом Правил определения размера неустойки N 1042 (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).