ПреобрАзование муп в муниципальное учреждение
Подборка наиболее важных документов по запросу ПреобрАзование муп в муниципальное учреждение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реорганизация муниципального унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 34 Закона о предприятиях МУП может быть преобразовано в муниципальное учреждение (далее - МУ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 34 Закона о предприятиях МУП может быть преобразовано в муниципальное учреждение (далее - МУ).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса России, субъектов РФ, муниципальных образований.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса России, субъектов РФ, муниципальных образований.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)приобретение акций акционерного общества, создаваемого в результате преобразования, Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием, являющимся собственником имущества реорганизуемого в форме преобразования государственного (муниципального) унитарного предприятия;
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)приобретение акций акционерного общества, создаваемого в результате преобразования, Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием, являющимся собственником имущества реорганизуемого в форме преобразования государственного (муниципального) унитарного предприятия;
Статья: Списание безнадежной задолженности по платежам в бюджет в 2024 году
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)<3> В том числе обеспечения соответствия взаимосвязанных расчетов между администратором доходов бюджета и должниками - органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями (в частности, созданными путем преобразования после 30.06.2022 муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных).
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)<3> В том числе обеспечения соответствия взаимосвязанных расчетов между администратором доходов бюджета и должниками - органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями (в частности, созданными путем преобразования после 30.06.2022 муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных).
Вопрос: Как приватизировать муниципальное унитарное предприятие?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приватизация муниципального унитарного предприятия осуществляется путем преобразования его в организацию иной организационно-правовой формы (п. 1 ст. 34 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Статьей 13 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрены 2 способа приватизации муниципального унитарного предприятия: преобразование в АО или ООО (п. п. 1, 1.1 ч. 1 ст. 13).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приватизация муниципального унитарного предприятия осуществляется путем преобразования его в организацию иной организационно-правовой формы (п. 1 ст. 34 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Статьей 13 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрены 2 способа приватизации муниципального унитарного предприятия: преобразование в АО или ООО (п. п. 1, 1.1 ч. 1 ст. 13).
Статья: Закупки автономных учреждений: судебные споры по состоянию на 1 июня 2025 г.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Также согласно п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ под заказчиками понимается государственный или муниципальный заказчик либо осуществляющие в соответствии с ч. 1, 2.1, 4, 4.3 и 4.4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ закупки бюджетное или автономное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие либо иное юридическое лицо.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Также согласно п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ под заказчиками понимается государственный или муниципальный заказчик либо осуществляющие в соответствии с ч. 1, 2.1, 4, 4.3 и 4.4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ закупки бюджетное или автономное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие либо иное юридическое лицо.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством РФ.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством РФ.
Статья: В ООО из МУП: как учесть формирование уставного капитала и имущество
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2024, N 14)ТК разрешает расторгнуть договор с главным бухгалтером при смене собственника имущества организации <30>. У МУП и ООО учредитель один и тот же - муниципалитет. Однако из-за того, что при преобразовании происходит приватизация имущества, оно отчуждается в собственность ООО. Значит, его собственник меняется <31>. И ООО как новый собственник в течение 3 месяцев со дня госрегистрации может расторгнуть трудовой договор с главбухом с выплатой компенсации не ниже трех средних месячных заработков <32>.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2024, N 14)ТК разрешает расторгнуть договор с главным бухгалтером при смене собственника имущества организации <30>. У МУП и ООО учредитель один и тот же - муниципалитет. Однако из-за того, что при преобразовании происходит приватизация имущества, оно отчуждается в собственность ООО. Значит, его собственник меняется <31>. И ООО как новый собственник в течение 3 месяцев со дня госрегистрации может расторгнуть трудовой договор с главбухом с выплатой компенсации не ниже трех средних месячных заработков <32>.
Статья: К вопросу о законности монополизации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <13> предусматривает различные формы реорганизации государственных унитарных предприятий, в том числе посредством их преобразования в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных данным Федеральным законом или иными федеральными законами случаях (абз. 6 п. 2 ст. 29). Данный Федеральный закон устанавливает, что по решению собственника имущества унитарного предприятия оно может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение (п. 1 ст. 34). Однако это решение, на наш взгляд, должно приниматься с учетом типа создаваемого государственного (муниципального) учреждения, характера (видов) деятельности, осуществляемых реорганизуемым унитарным предприятием.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <13> предусматривает различные формы реорганизации государственных унитарных предприятий, в том числе посредством их преобразования в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных данным Федеральным законом или иными федеральными законами случаях (абз. 6 п. 2 ст. 29). Данный Федеральный закон устанавливает, что по решению собственника имущества унитарного предприятия оно может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение (п. 1 ст. 34). Однако это решение, на наш взгляд, должно приниматься с учетом типа создаваемого государственного (муниципального) учреждения, характера (видов) деятельности, осуществляемых реорганизуемым унитарным предприятием.
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Для более глубокого понимания вопроса представляется интересным сравнить позицию законодателя и практику относительно ответственности учредителей унитарных предприятий, чье финансы и имущество также не являются их собственностью, а принадлежат публично-правовым образованиям <14>. Средства таких предприятий - это также децентрализованные фонды публично-правовых образований, как и средства государственных и муниципальных учреждений. Собственник имущества здесь по общему правилу не несет ответственности по долгам юридического лица <15>, кроме случая банкротства, вызванного им самим <16> (тогда может наступать субсидиарная ответственность по долгам предприятия <17>). Если же предприятие казенное, то ответственность публично-правового образования носит субсидиарный характер по всем его обязательствам (даже если казенное предприятие затем было преобразовано в бюджетное учреждение <18>).
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Для более глубокого понимания вопроса представляется интересным сравнить позицию законодателя и практику относительно ответственности учредителей унитарных предприятий, чье финансы и имущество также не являются их собственностью, а принадлежат публично-правовым образованиям <14>. Средства таких предприятий - это также децентрализованные фонды публично-правовых образований, как и средства государственных и муниципальных учреждений. Собственник имущества здесь по общему правилу не несет ответственности по долгам юридического лица <15>, кроме случая банкротства, вызванного им самим <16> (тогда может наступать субсидиарная ответственность по долгам предприятия <17>). Если же предприятие казенное, то ответственность публично-правового образования носит субсидиарный характер по всем его обязательствам (даже если казенное предприятие затем было преобразовано в бюджетное учреждение <18>).
Статья: Порядок преобразования муниципального унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реорганизация муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) в виде преобразования в хозяйственное общество является одной из форм приватизации муниципального имущества. Рассмотрим основные правовые моменты такого преобразования.
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реорганизация муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) в виде преобразования в хозяйственное общество является одной из форм приватизации муниципального имущества. Рассмотрим основные правовые моменты такого преобразования.