ПреобрАзование МУП в МАУ
Подборка наиболее важных документов по запросу ПреобрАзование МУП в МАУ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение ВАС РФ от 29.08.2013 N ВАС-11237/13 по делу N А50-26490/2010
Требование: О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности по мировому соглашению.
Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суд сделал правильный вывод о том, что задолженность подтверждена мировым соглашением, которое не исполнено должником, правопреемство ответчика по долгам учреждения подтверждено, денежных средств, достаточных для погашения задолженности, учреждение не имеет, реорганизация юридического лица не была направлена на оптимизацию деятельности должника, не предусматривала ее изменения в целях преодоления финансовых трудностей, направлена на уклонение от несения ответственности по обязательствам учреждения.Впоследствии по решениям органов местного самоуправления муниципального образования МУП "Гортеплоэнерго" было преобразовано в муниципальное учреждение, а затем (09.12.2010) в муниципальное автономное учреждение с теми же задачами и имуществом муниципального образования, что имелись у МУП "Гортеплоэнерго". В связи с этим суд произвел замену должника по N А50-12852/2007 на учреждение.
Требование: О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности по мировому соглашению.
Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суд сделал правильный вывод о том, что задолженность подтверждена мировым соглашением, которое не исполнено должником, правопреемство ответчика по долгам учреждения подтверждено, денежных средств, достаточных для погашения задолженности, учреждение не имеет, реорганизация юридического лица не была направлена на оптимизацию деятельности должника, не предусматривала ее изменения в целях преодоления финансовых трудностей, направлена на уклонение от несения ответственности по обязательствам учреждения.Впоследствии по решениям органов местного самоуправления муниципального образования МУП "Гортеплоэнерго" было преобразовано в муниципальное учреждение, а затем (09.12.2010) в муниципальное автономное учреждение с теми же задачами и имуществом муниципального образования, что имелись у МУП "Гортеплоэнерго". В связи с этим суд произвел замену должника по N А50-12852/2007 на учреждение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный подпункт изложен с 30 июня 2015 г. полностью в новой редакции Законом 2015 г. N 180-ФЗ, принятым в рамках совершенствования процедур к подготовке федерального имущества к приватизации. В прежней редакции данного подпункта говорилось об отчуждении государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий (указание на случаи преобразования таких предприятий включено Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ <57>, принятым по вопросам преобразования унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации), государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса России (указание на такое имущество включено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <58>). В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации устанавливалось лишь то, что действие данного Закона не распространяется на случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный подпункт изложен с 30 июня 2015 г. полностью в новой редакции Законом 2015 г. N 180-ФЗ, принятым в рамках совершенствования процедур к подготовке федерального имущества к приватизации. В прежней редакции данного подпункта говорилось об отчуждении государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий (указание на случаи преобразования таких предприятий включено Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ <57>, принятым по вопросам преобразования унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации), государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса России (указание на такое имущество включено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <58>). В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации устанавливалось лишь то, что действие данного Закона не распространяется на случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям;
Статья: О некоторых вопросах квалификации действий в обход закона
(Попова И.Ю.)
("Адвокат", 2015, N 6)Затем последовала новая реорганизация - теперь уже муниципальное учреждение "Гортеплоэнерго" преобразовалось в муниципальное автономное учреждение "Гортеплоэнерго". Суды всех инстанций признали тот факт, что муниципальное образование являлось субсидиарным ответчиком, а действия МУП "Гортеплоэнерго" по его реорганизации в форме преобразования в учреждение, а затем изменению типа учреждения на автономное учреждение были квалифицированы как злоупотребление правом, поскольку целью их было уклонение от ответственности по обязательствам унитарного предприятия.
(Попова И.Ю.)
("Адвокат", 2015, N 6)Затем последовала новая реорганизация - теперь уже муниципальное учреждение "Гортеплоэнерго" преобразовалось в муниципальное автономное учреждение "Гортеплоэнерго". Суды всех инстанций признали тот факт, что муниципальное образование являлось субсидиарным ответчиком, а действия МУП "Гортеплоэнерго" по его реорганизации в форме преобразования в учреждение, а затем изменению типа учреждения на автономное учреждение были квалифицированы как злоупотребление правом, поскольку целью их было уклонение от ответственности по обязательствам унитарного предприятия.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2023 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Соглашением о реализации проекта может быть предусмотрено обязательство заемщика возместить субъекту РФ расходы, понесенные им в связи с исполнением обязательства перед Фондом, за исключением случаев, когда заемщиком являются государственное (муниципальное) бюджетное учреждение, государственное (муниципальное) автономное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие. В соглашение также могут быть включены положения о способах обеспечения исполнения указанного обязательства заемщика. Если способом обеспечения исполнения указанного обязательства является залог имущества, то соглашение может предусматривать внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество (в случае если залогодателем является заемщик).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Соглашением о реализации проекта может быть предусмотрено обязательство заемщика возместить субъекту РФ расходы, понесенные им в связи с исполнением обязательства перед Фондом, за исключением случаев, когда заемщиком являются государственное (муниципальное) бюджетное учреждение, государственное (муниципальное) автономное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие. В соглашение также могут быть включены положения о способах обеспечения исполнения указанного обязательства заемщика. Если способом обеспечения исполнения указанного обязательства является залог имущества, то соглашение может предусматривать внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество (в случае если залогодателем является заемщик).
Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н
(ред. от 29.03.2023)
"Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2011 N 19593)Корректировка показателей счета 020433000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" на суммы начисленных государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждением амортизационных отчислений не производится.
(ред. от 29.03.2023)
"Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2011 N 19593)Корректировка показателей счета 020433000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" на суммы начисленных государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждением амортизационных отчислений не производится.
Вопрос: В случае реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное автономное учреждение каким образом принимаются директор и работники во вновь образованное учреждение - приемом или переводом?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)Вопрос: В случае реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное автономное учреждение каким образом принимаются директор и работники во вновь образованное учреждение - приемом или переводом?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)Вопрос: В случае реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное автономное учреждение каким образом принимаются директор и работники во вновь образованное учреждение - приемом или переводом?
Статья: Механизмы реализации автономными учреждениями бюджетных инвестиций
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 10)<5> См., например, Постановления главы городского округа Подольск МО от 25.10.2012 N 1874-п "Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления, бюджетным и автономным учреждениям", администрации г. Королева МО от 11.07.2011 N 875 "Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям г. Королева Московской области" (в ред. от 05.06.2013).
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 10)<5> См., например, Постановления главы городского округа Подольск МО от 25.10.2012 N 1874-п "Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления, бюджетным и автономным учреждениям", администрации г. Королева МО от 11.07.2011 N 875 "Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям г. Королева Московской области" (в ред. от 05.06.2013).
Вопрос: Возможна ли реорганизация муниципального автономного учреждения в муниципальное унитарное предприятие? Какие нормативные акты необходимо иметь для такой реорганизации? Кроме того, у нас как учредителя возникает вопрос об обратной реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное автономное учреждение - в каких случаях имеет смысл так поступить?
("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 1)Однако можно сначала преобразовать его в бюджетное или казенное учреждение, а затем уже изменить тип учреждения с бюджетного или казенного на автономный. Другой вариант - ликвидировать муниципальное унитарное предприятие и на базе его имущества создать (учредить) муниципальное автономное учреждение. При этом необходимо учитывать, что ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ позволяет создавать АУ только для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных определенными федеральными законами <3> (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). То есть сфера деятельности автономных учреждений ограниченна. Кроме того, в отличие от унитарного предприятия АУ обязательно должно оказывать (выполнять) государственные или муниципальные услуги (работы).
("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 1)Однако можно сначала преобразовать его в бюджетное или казенное учреждение, а затем уже изменить тип учреждения с бюджетного или казенного на автономный. Другой вариант - ликвидировать муниципальное унитарное предприятие и на базе его имущества создать (учредить) муниципальное автономное учреждение. При этом необходимо учитывать, что ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ позволяет создавать АУ только для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных определенными федеральными законами <3> (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). То есть сфера деятельности автономных учреждений ограниченна. Кроме того, в отличие от унитарного предприятия АУ обязательно должно оказывать (выполнять) государственные или муниципальные услуги (работы).
Вопрос: Возможна ли реорганизация муниципального автономного учреждения в муниципальное унитарное предприятие?
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1)Таким образом, принимая во внимание тот факт, что муниципальное унитарное предприятие не является учреждением, можно сделать вывод: реорганизация муниципального автономного учреждения в муниципальное унитарное предприятие не допускается.
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1)Таким образом, принимая во внимание тот факт, что муниципальное унитарное предприятие не является учреждением, можно сделать вывод: реорганизация муниципального автономного учреждения в муниципальное унитарное предприятие не допускается.
"Теория и практика реорганизации (правовой аспект)"
(Габов А.В.)
("Статут", 2014)Допускается. Унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение или в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. В соответствии с указанным законодательством о приватизации допускается преобразование в акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью
(Габов А.В.)
("Статут", 2014)Допускается. Унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение или в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. В соответствии с указанным законодательством о приватизации допускается преобразование в акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью
Статья: Механизм автономных учреждений в действии
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2010, N 4)Поиск кандидатов на "автономку" нередко приводит органы исполнительной власти к решению преобразовывать в АУ государственные и муниципальные унитарные предприятия. Иногда такое решение становится способом, позволяющим избежать приватизации: ликвидировав "неэффективное" унитарное предприятие, можно сохранить его имущество и контроль за его деятельностью. По этой причине в автономные учреждения превращаются унитарные предприятия, занимающиеся похоронным делом, вопросами градорегулирования и т.д.
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2010, N 4)Поиск кандидатов на "автономку" нередко приводит органы исполнительной власти к решению преобразовывать в АУ государственные и муниципальные унитарные предприятия. Иногда такое решение становится способом, позволяющим избежать приватизации: ликвидировав "неэффективное" унитарное предприятие, можно сохранить его имущество и контроль за его деятельностью. По этой причине в автономные учреждения превращаются унитарные предприятия, занимающиеся похоронным делом, вопросами градорегулирования и т.д.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Муниципальное учреждение в силу п. 1 ст. 123.22 ГК РФ может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (см., например, постановление Администрации Белогорского района Республики Крым от 20 октября 2015 г. N 200 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Белогорского района Республики Крым, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений", постановление администрации городского округа Мытищи МО от 29 июля 2016 г. N 2992 "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и казенных учреждений городского округа Мытищи и о признании утратившим силу пункта 1 постановления администрации Мытищинского муниципального района от 14 марта 2013 г. N 755", постановление администрации городского округа Мытищи МО от 27 июля 2016 г. N 2947 "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных автономных учреждений городского округа Мытищи и о признании утратившим силу пункта 1 постановления администрации Мытищинского муниципального района от 9 февраля 2012 г. N 367", постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 15 февраля 2016 г. N 97 "О создании муниципального бюджетного учреждения "Парк им. Ленинского комсомола" путем реорганизации в форме преобразования муниципального унитарного предприятия "Дирекция парков", постановление Администрации муниципального образования "Город Адыгейск" от 18 января 2016 г. N 06 "О создании муниципального казенного учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба" муниципального образования "Город Адыгейск", постановление администрации городского округа Анадырь от 26 февраля 2014 г. N 87 "О создании муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Дворец детского и юношеского творчества городского округа Анадырь" путем изменения типа существующего Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дворец детского и юношеского творчества городского округа Анадырь").
(постатейный)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Муниципальное учреждение в силу п. 1 ст. 123.22 ГК РФ может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (см., например, постановление Администрации Белогорского района Республики Крым от 20 октября 2015 г. N 200 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Белогорского района Республики Крым, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений", постановление администрации городского округа Мытищи МО от 29 июля 2016 г. N 2992 "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и казенных учреждений городского округа Мытищи и о признании утратившим силу пункта 1 постановления администрации Мытищинского муниципального района от 14 марта 2013 г. N 755", постановление администрации городского округа Мытищи МО от 27 июля 2016 г. N 2947 "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных автономных учреждений городского округа Мытищи и о признании утратившим силу пункта 1 постановления администрации Мытищинского муниципального района от 9 февраля 2012 г. N 367", постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 15 февраля 2016 г. N 97 "О создании муниципального бюджетного учреждения "Парк им. Ленинского комсомола" путем реорганизации в форме преобразования муниципального унитарного предприятия "Дирекция парков", постановление Администрации муниципального образования "Город Адыгейск" от 18 января 2016 г. N 06 "О создании муниципального казенного учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба" муниципального образования "Город Адыгейск", постановление администрации городского округа Анадырь от 26 февраля 2014 г. N 87 "О создании муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Дворец детского и юношеского творчества городского округа Анадырь" путем изменения типа существующего Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дворец детского и юношеского творчества городского округа Анадырь").
"Комбинированная реорганизация коммерческих организаций: Монография"
(Нуждин Т.А.)
("Юстицинформ", 2018)В связи с этим возможность преобразования акционерного общества в некоммерческое партнерство (ст. 20 Федерального закона "Об акционерных обществах"), а равно возможность преобразования государственных и муниципальных предприятий в государственное и муниципальное учреждение и автономную некоммерческую организацию (ст. 34 Федерального закона от "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") следует исключить, так как указанный анахронизм законодательства не будет способствовать единству понимания места коммерческих и некоммерческих организаций в гражданском обороте Российской Федерации.
(Нуждин Т.А.)
("Юстицинформ", 2018)В связи с этим возможность преобразования акционерного общества в некоммерческое партнерство (ст. 20 Федерального закона "Об акционерных обществах"), а равно возможность преобразования государственных и муниципальных предприятий в государственное и муниципальное учреждение и автономную некоммерческую организацию (ст. 34 Федерального закона от "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") следует исключить, так как указанный анахронизм законодательства не будет способствовать единству понимания места коммерческих и некоммерческих организаций в гражданском обороте Российской Федерации.
Статья: О правовых последствиях квалификации действий субъектов гражданских прав как обхода закона
(Ряполова О.А.)
("Современное право", 2014, N 4)Суды всех инстанций признали наличие оснований для привлечения муниципального образования к субсидиарной ответственности по обязательствам МАУ "Гортеплоэнерго". При этом суд кассационной инстанции особо обратил внимание на то, что проведенные реорганизация и изменение типа учреждения не были направлены на оптимизацию деятельности предприятия, не предусматривали ее изменения в целях преодоления финансовых трудностей. В связи с этим действия собственника имущества МУП "Гортеплоэнерго" по его реорганизации в форме преобразования в учреждение, а затем изменению типа учреждения были квалифицированы как злоупотребление правом, поскольку целью их было уклонение от ответственности по обязательствам унитарного предприятия.
(Ряполова О.А.)
("Современное право", 2014, N 4)Суды всех инстанций признали наличие оснований для привлечения муниципального образования к субсидиарной ответственности по обязательствам МАУ "Гортеплоэнерго". При этом суд кассационной инстанции особо обратил внимание на то, что проведенные реорганизация и изменение типа учреждения не были направлены на оптимизацию деятельности предприятия, не предусматривали ее изменения в целях преодоления финансовых трудностей. В связи с этим действия собственника имущества МУП "Гортеплоэнерго" по его реорганизации в форме преобразования в учреждение, а затем изменению типа учреждения были квалифицированы как злоупотребление правом, поскольку целью их было уклонение от ответственности по обязательствам унитарного предприятия.
Статья: Актуальные изменения в деятельности автономных учреждений
(Новинский Д.Ю.)
("Автономные учреждения: экономика - налогообложение - бухгалтерский учет", 2012, N 9)Правовые особенности государственных (муниципальных)
(Новинский Д.Ю.)
("Автономные учреждения: экономика - налогообложение - бухгалтерский учет", 2012, N 9)Правовые особенности государственных (муниципальных)