ПреобрАзование МУП
Подборка наиболее важных документов по запросу ПреобрАзование МУП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Если на момент приватизации ФГУП в форме преобразования в АО земельный участок, на котором находится здание, принадлежащее данному лицу на праве собственности, не был учтен в ГКН, а в период между приватизацией и заявлением АО требования о предоставлении участка этот участок являлся временно учтенным и значился в ГКН под другим кадастровым номером, а затем сведения о нем были удалены из ГКН, то право собственности АО на данный участок не считается возникшим
Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2015 N 304-ЭС14-7866, А45-1556/2014
Применимые нормы: п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, п. 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗПримечание. В данном деле Верховный Суд РФ руководствовался также абз. 5 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, согласно которому АО, созданное в результате преобразования ГУП (МУП), с момента его госрегистрации в ЕГРЮЛ становится правопреемником собственника имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт. Однако не было представлено доказательств, что временно учтенный участок, указанный в акте, и исходный участок являются одним и тем же участком.
Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2015 N 304-ЭС14-7866, А45-1556/2014
Применимые нормы: п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, п. 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗПримечание. В данном деле Верховный Суд РФ руководствовался также абз. 5 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, согласно которому АО, созданное в результате преобразования ГУП (МУП), с момента его госрегистрации в ЕГРЮЛ становится правопреемником собственника имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт. Однако не было представлено доказательств, что временно учтенный участок, указанный в акте, и исходный участок являются одним и тем же участком.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Совпадение должника и кредитора в одном обязательстве
(КонсультантПлюс, 2025)...распоряжением... администрации... муниципальное унитарное предприятие... преобразовано в акционерное общество...
(КонсультантПлюс, 2025)...распоряжением... администрации... муниципальное унитарное предприятие... преобразовано в акционерное общество...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реорганизация муниципального унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок реорганизации МУП в форме преобразования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок реорганизации МУП в форме преобразования
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 34. Преобразование унитарного предприятия
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 34. Преобразование унитарного предприятия
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 37. Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 37. Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
Статья: Инвентаризация будет проводиться по новым правилам
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
Статья: Порядок приватизации муниципального унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из смысла п. 4 ст. 66 ГК РФ, ч. 2 ст. 2, ст. 13 Закона о приватизации и п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) приватизация муниципального унитарного предприятия осуществляется путем его преобразования в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из смысла п. 4 ст. 66 ГК РФ, ч. 2 ст. 2, ст. 13 Закона о приватизации и п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) приватизация муниципального унитарного предприятия осуществляется путем его преобразования в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)1. Муниципальные унитарные предприятия - "лишнее звено" в российской экономике? Судьба муниципальных унитарных предприятий остается одной из болезненных тем российского местного самоуправления на протяжении многих лет. С одной стороны, законодательство о местном самоуправлении, начиная с первого акта в этой области - Закона СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства <1> и заканчивая ныне действующим Законом 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления <2>, предоставляет муниципалитетам право создания унитарных предприятий, вручая им тем самым важный организационно-правовой инструмент осуществления своей деятельности. Через такие предприятия муниципальные образования получают возможность выполнить - с учетом высокой социальной составляющей их деятельности - возложенные на них функции по обеспечению жизнедеятельности населения, используя в том числе полномочия по установлению тарифов предприятий, сохранить критически важную социальную (коммунальную, культурно-образовательную, транспортную) инфраструктуру и обеспечить ее использование в интересах жителей. Особое значение унитарные предприятия приобрели для депрессивных или недостаточно экономически развитых территорий: благодаря их функционированию граждане получают доступ к широкому спектру социально значимых услуг. С другой стороны, на протяжении последних тридцати лет, т.е. с самого начала экономических преобразований 1990-х годов, положение муниципальных унитарных предприятий остается критическим. Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся закреплением конституционных гарантий поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, признанием права частной собственности, права на предпринимательскую деятельность, отводит центральное место в экономической системе субъектам частной инициативы. В этих условиях муниципальные унитарные предприятия нередко объявляются нежелательными субъектами локального (муниципального) сектора экономики, препятствующими ее развитию на частных - рыночных - началах. Условия функционирования данных предприятий усложняются, возможности их создания неуклонно сокращаются.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)1. Муниципальные унитарные предприятия - "лишнее звено" в российской экономике? Судьба муниципальных унитарных предприятий остается одной из болезненных тем российского местного самоуправления на протяжении многих лет. С одной стороны, законодательство о местном самоуправлении, начиная с первого акта в этой области - Закона СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства <1> и заканчивая ныне действующим Законом 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления <2>, предоставляет муниципалитетам право создания унитарных предприятий, вручая им тем самым важный организационно-правовой инструмент осуществления своей деятельности. Через такие предприятия муниципальные образования получают возможность выполнить - с учетом высокой социальной составляющей их деятельности - возложенные на них функции по обеспечению жизнедеятельности населения, используя в том числе полномочия по установлению тарифов предприятий, сохранить критически важную социальную (коммунальную, культурно-образовательную, транспортную) инфраструктуру и обеспечить ее использование в интересах жителей. Особое значение унитарные предприятия приобрели для депрессивных или недостаточно экономически развитых территорий: благодаря их функционированию граждане получают доступ к широкому спектру социально значимых услуг. С другой стороны, на протяжении последних тридцати лет, т.е. с самого начала экономических преобразований 1990-х годов, положение муниципальных унитарных предприятий остается критическим. Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся закреплением конституционных гарантий поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, признанием права частной собственности, права на предпринимательскую деятельность, отводит центральное место в экономической системе субъектам частной инициативы. В этих условиях муниципальные унитарные предприятия нередко объявляются нежелательными субъектами локального (муниципального) сектора экономики, препятствующими ее развитию на частных - рыночных - началах. Условия функционирования данных предприятий усложняются, возможности их создания неуклонно сокращаются.
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- при передаче имущества в аренду, при выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- при передаче имущества в аренду, при выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
Статья: В ООО из МУП: как учесть формирование уставного капитала и имущество
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2024, N 14)Если на момент преобразования МУП
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2024, N 14)Если на момент преобразования МУП
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
Готовое решение: Как публично-правовое образование приобретает, отчуждает акции и владеет ими
(КонсультантПлюс, 2025)1.2.2. Как ППО приобретает акции при преобразовании ГУП (МУП) в АО
(КонсультантПлюс, 2025)1.2.2. Как ППО приобретает акции при преобразовании ГУП (МУП) в АО
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;