Прекращение права собственности по решению суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение права собственности по решению суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 235 "Основания прекращения права собственности" ГК РФСТАТЬЯ 235 "ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ" ГК РФ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 235 "Основания прекращения права собственности" ГК РФСТАТЬЯ 235 "ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ" ГК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы применения норм о взыскании в доход государства имущества, полученного по сделкам, противным основам правопорядка или нравственности
(Девицкий Э.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Хотя подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ вступил в силу до появления действующей редакции ст. 169 ГК РФ и устанавливает основание прекращения права собственности в виде решения суда об обращении в доход государства имущества, в отношении которого не представлено доказательств его приобретения на законные доходы, Конституционный Суд Российской Федерации указал на прямую взаимосвязь данных норм. По мнению суда, являясь элементом механизма контроля за расходами лиц, занимающих (занимавших) публично значимую должность, указанные нормы выступают проекцией соответствующей публично-правовой по своей природе меры и призваны обеспечить прозрачный и понятный для участников гражданско-правовых отношений порядок перехода права собственности к Российской Федерации.
(Девицкий Э.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Хотя подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ вступил в силу до появления действующей редакции ст. 169 ГК РФ и устанавливает основание прекращения права собственности в виде решения суда об обращении в доход государства имущества, в отношении которого не представлено доказательств его приобретения на законные доходы, Конституционный Суд Российской Федерации указал на прямую взаимосвязь данных норм. По мнению суда, являясь элементом механизма контроля за расходами лиц, занимающих (занимавших) публично значимую должность, указанные нормы выступают проекцией соответствующей публично-правовой по своей природе меры и призваны обеспечить прозрачный и понятный для участников гражданско-правовых отношений порядок перехода права собственности к Российской Федерации.
Статья: Традиционализм и прагматизм в административно-правовой науке
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Сказанное относится как к безуспешным попыткам определить содержание понятия "государственное управление", так и к обезличенному теоретизированию, вводящему в псевдонаучный обиход громоздкие и бессодержательные категории, никоим образом не адаптированные к новому административному законодательству, в состав которого ныне входят не только публично-правовые, но и цивилистические предписания, сопричастные административно-правовому регулированию. Прежде всего это касается методов разрешительной политики (публичного санкционирования), закрепленных в Гражданском кодексе предписаний о государственной регистрации и лицензировании, а также предписаний, относимых к легитимным методам изъятия имущества у правомерного собственника в публичных целях или к административным наказаниям, таким как реквизиция и конфискация (ст. 242, 243 ГК РФ), влекущим прекращение права собственности на основе решения суда (п. 1 ст. 243 ГК РФ), либо на бессудной (административной) основе (п. 1 ст. 242, п. 2 ст. 243 ГК РФ).
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Сказанное относится как к безуспешным попыткам определить содержание понятия "государственное управление", так и к обезличенному теоретизированию, вводящему в псевдонаучный обиход громоздкие и бессодержательные категории, никоим образом не адаптированные к новому административному законодательству, в состав которого ныне входят не только публично-правовые, но и цивилистические предписания, сопричастные административно-правовому регулированию. Прежде всего это касается методов разрешительной политики (публичного санкционирования), закрепленных в Гражданском кодексе предписаний о государственной регистрации и лицензировании, а также предписаний, относимых к легитимным методам изъятия имущества у правомерного собственника в публичных целях или к административным наказаниям, таким как реквизиция и конфискация (ст. 242, 243 ГК РФ), влекущим прекращение права собственности на основе решения суда (п. 1 ст. 243 ГК РФ), либо на бессудной (административной) основе (п. 1 ст. 242, п. 2 ст. 243 ГК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
Готовое решение: Что нужно знать о расторжении договора купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)Если расторжение договора купли-продажи влечет возврат недвижимого имущества, укажите соответствующее требование в иске. Решение суда о возврате недвижимости станет основанием для государственной регистрации прекращения права собственности покупателя и государственной регистрации права собственности продавца на нее (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости, п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
(КонсультантПлюс, 2025)Если расторжение договора купли-продажи влечет возврат недвижимого имущества, укажите соответствующее требование в иске. Решение суда о возврате недвижимости станет основанием для государственной регистрации прекращения права собственности покупателя и государственной регистрации права собственности продавца на нее (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости, п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
"Юридические факты и иные жизненные обстоятельства: цивилистический очерк: монография"
(Соломин С.К., Соломина Н.Г.)
("Юстицинформ", 2022)В некоторых случаях принудительного прекращения права собственности судебное решение выступает не в качестве юридического факта, а в качестве условия прекращения права собственности. В частности, речь идет о случаях прекращения права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать (основанием прекращения права собственности в данном случае будет выступать акт принудительной продажи - ст. 238 ГК РФ), отчуждении недвижимости в связи с изъятием земельного участка (ввиду его ненадлежащего использования), на котором находится такая недвижимость (основанием прекращения права собственности в данном случае будет выступать акт продажи недвижимости с публичных торгов - ст. 239 ГК РФ), отчуждении объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка (основанием прекращения права собственности в данном случае будет выступать акт продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов - ст. 239.1 ГК РФ).
(Соломин С.К., Соломина Н.Г.)
("Юстицинформ", 2022)В некоторых случаях принудительного прекращения права собственности судебное решение выступает не в качестве юридического факта, а в качестве условия прекращения права собственности. В частности, речь идет о случаях прекращения права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать (основанием прекращения права собственности в данном случае будет выступать акт принудительной продажи - ст. 238 ГК РФ), отчуждении недвижимости в связи с изъятием земельного участка (ввиду его ненадлежащего использования), на котором находится такая недвижимость (основанием прекращения права собственности в данном случае будет выступать акт продажи недвижимости с публичных торгов - ст. 239 ГК РФ), отчуждении объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка (основанием прекращения права собственности в данном случае будет выступать акт продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов - ст. 239.1 ГК РФ).
Ситуация: Как расторгнуть договор купли-продажи земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение суда о возврате земельного участка является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности покупателя и государственной регистрации права собственности продавца (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ; п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение суда о возврате земельного участка является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности покупателя и государственной регистрации права собственности продавца (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ; п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22).
Статья: Изъятие недвижимости у осужденных коррупционеров, преступников, оформленной на посторонних лиц
(Тихонова Н.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Интересной представляется еще одна жалоба, поданная в Конституционный Суд РФ. ООО "К" указывало на несоответствие Конституции п. 8 п. 2 ст. 235 "Основания прекращения права собственности" Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего в качестве одного из случаев принудительного изъятия у собственника имущества - как основания прекращения права собственности - обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, а также ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ. Позиция заявителя заключалась в том, что спорные пункты не соответствуют Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они допускают наделение физического лица в судебном порядке правомочиями фактического владения объектами гражданских прав, принадлежащих на праве собственности юридическому лицу, путем смены титульного собственника и при отсутствии какой-либо предусмотренной законом процедуры признания лица фактическим владельцем такого имущества, а также позволяют изымать в доход государства имущество юридического лица, принадлежащее ему на праве собственности. Жалоба была подана после того, как вступило в законную силу решение суда об удовлетворении исковых требований заместителя Генерального прокурора Российской Федерации к ООО "Капитал" и другим ответчикам об обращении в доход Российской Федерации находящегося у них имущества. Установлено, что земельные участки ООО "Капитал" приобретены за счет доходов гражданина Ш.А.В. (муниципального служащего), за расходами которого осуществлялся контроль, законность их получения не подтверждена. Конституционным Судом РФ также отказано в принятии жалобы к рассмотрению и отмечено, что судом уже принят судебный акт по данному вопросу и установлены все обстоятельства дела (Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1634-О).
(Тихонова Н.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Интересной представляется еще одна жалоба, поданная в Конституционный Суд РФ. ООО "К" указывало на несоответствие Конституции п. 8 п. 2 ст. 235 "Основания прекращения права собственности" Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего в качестве одного из случаев принудительного изъятия у собственника имущества - как основания прекращения права собственности - обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, а также ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ. Позиция заявителя заключалась в том, что спорные пункты не соответствуют Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они допускают наделение физического лица в судебном порядке правомочиями фактического владения объектами гражданских прав, принадлежащих на праве собственности юридическому лицу, путем смены титульного собственника и при отсутствии какой-либо предусмотренной законом процедуры признания лица фактическим владельцем такого имущества, а также позволяют изымать в доход государства имущество юридического лица, принадлежащее ему на праве собственности. Жалоба была подана после того, как вступило в законную силу решение суда об удовлетворении исковых требований заместителя Генерального прокурора Российской Федерации к ООО "Капитал" и другим ответчикам об обращении в доход Российской Федерации находящегося у них имущества. Установлено, что земельные участки ООО "Капитал" приобретены за счет доходов гражданина Ш.А.В. (муниципального служащего), за расходами которого осуществлялся контроль, законность их получения не подтверждена. Конституционным Судом РФ также отказано в принятии жалобы к рассмотрению и отмечено, что судом уже принят судебный акт по данному вопросу и установлены все обстоятельства дела (Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1634-О).
Статья: Прекращение права собственности лица, совершившего коррупционное правонарушение
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 4)В связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции ООН против коррупции <1> в действующее законодательство были внесены изменения. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ <2> была введена норма подп. 8 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ <3>), в соответствии с которой по решению суда прекращается право собственности лица на имущество, в отношении которого в соответствии с законодательством о противодействии коррупции не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Согласно ст. 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" <4> (далее - Закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ) при установлении факта превышения расходов должностного лица, его супруги, несовершеннолетних детей над их общими доходами прокурор обращается в суд с исковым заявлением об обращении соответствующего имущества в доход государства. В соответствии с п. 1 ст. 4 Конвенции ООН против коррупции каждое государство-участник вправе самостоятельно определить условия действия Конвенции, что касается, например, определения круга лиц, в отношении которого предусматриваются ограничения законодательством о противодействии коррупции. Таким образом, в российском праве появился гражданско-правовой институт обращения имущества в доход государства за презюмируемое коррупционное правонарушение наряду с существованием уголовно-правового института конфискации.
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 4)В связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции ООН против коррупции <1> в действующее законодательство были внесены изменения. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ <2> была введена норма подп. 8 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ <3>), в соответствии с которой по решению суда прекращается право собственности лица на имущество, в отношении которого в соответствии с законодательством о противодействии коррупции не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Согласно ст. 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" <4> (далее - Закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ) при установлении факта превышения расходов должностного лица, его супруги, несовершеннолетних детей над их общими доходами прокурор обращается в суд с исковым заявлением об обращении соответствующего имущества в доход государства. В соответствии с п. 1 ст. 4 Конвенции ООН против коррупции каждое государство-участник вправе самостоятельно определить условия действия Конвенции, что касается, например, определения круга лиц, в отношении которого предусматриваются ограничения законодательством о противодействии коррупции. Таким образом, в российском праве появился гражданско-правовой институт обращения имущества в доход государства за презюмируемое коррупционное правонарушение наряду с существованием уголовно-правового института конфискации.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Аналогичную роль основания прекращения права собственности выполняет решение суда, в соответствии с которым производится принудительная продажа или передача в государственную или муниципальную собственность имущества, которое по основаниям, допускаемым законом, оказалось в собственности лица, но в силу закона не может ему принадлежать. Такие последствия могут наступить, если, например, в собственности иностранного лица окажется земельный участок из фонда земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" запрещает иностранным лицам иметь на праве собственности такие участки.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Аналогичную роль основания прекращения права собственности выполняет решение суда, в соответствии с которым производится принудительная продажа или передача в государственную или муниципальную собственность имущества, которое по основаниям, допускаемым законом, оказалось в собственности лица, но в силу закона не может ему принадлежать. Такие последствия могут наступить, если, например, в собственности иностранного лица окажется земельный участок из фонда земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" запрещает иностранным лицам иметь на праве собственности такие участки.