Прекращение плановой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение плановой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Плановая проверка Ростехнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)"...по результатам проверки [Ростехнадзором - ред.] составлен Акт выездной плановой проверки...
(КонсультантПлюс, 2025)"...по результатам проверки [Ростехнадзором - ред.] составлен Акт выездной плановой проверки...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Акт проверки Роскомнадзора в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку требование заявителя о признании недействительным акта внеплановой документарной проверки не подлежит рассмотрению в судах, производство в этой части подлежит прекращению..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку требование заявителя о признании недействительным акта внеплановой документарной проверки не подлежит рассмотрению в судах, производство в этой части подлежит прекращению..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные аспекты государственного контроля в зарубежных странах: соотношение с российским опытом с конституционно-правовой точки зрения
(Спиридонов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)В настоящее время реализуется новый этап реформирования контрольно-надзорной деятельности в нашей стране, получают продолжение тенденции и решения, показавшие свою эффективность в общем контексте обеспечения социально-экономического развития страны и совершенствования государственного управления. Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на итоговой пленарной сессии XIX заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай" 27 октября 2022 г., сделан выбор "сократить количество проверок, избавиться от излишнего регулирования со стороны государства", при этом он упомянул об эффективности регуляторной гильотины и, отметив, что режим прекращения плановых проверок для бизнеса будет продлен и на 2023 г., заверил: "будем и дальше по этому пути идти - конечно, за исключением тех видов производства, которые связаны с известными рисками для потребителя. Это, мне кажется, для всех понятно. Но и здесь постараемся строить работу таким образом, чтобы все эти регуляторные функции, проверки носили точечный характер, не мешали бы работе предприятий, бизнеса в целом" <24>. Безусловно, при движении по этому пути должен в достаточной степени приниматься во внимание и передовой зарубежный опыт в сфере регулирования и практической организации контрольно-надзорной деятельности.
(Спиридонов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)В настоящее время реализуется новый этап реформирования контрольно-надзорной деятельности в нашей стране, получают продолжение тенденции и решения, показавшие свою эффективность в общем контексте обеспечения социально-экономического развития страны и совершенствования государственного управления. Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на итоговой пленарной сессии XIX заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай" 27 октября 2022 г., сделан выбор "сократить количество проверок, избавиться от излишнего регулирования со стороны государства", при этом он упомянул об эффективности регуляторной гильотины и, отметив, что режим прекращения плановых проверок для бизнеса будет продлен и на 2023 г., заверил: "будем и дальше по этому пути идти - конечно, за исключением тех видов производства, которые связаны с известными рисками для потребителя. Это, мне кажется, для всех понятно. Но и здесь постараемся строить работу таким образом, чтобы все эти регуляторные функции, проверки носили точечный характер, не мешали бы работе предприятий, бизнеса в целом" <24>. Безусловно, при движении по этому пути должен в достаточной степени приниматься во внимание и передовой зарубежный опыт в сфере регулирования и практической организации контрольно-надзорной деятельности.
Статья: Контрольная (надзорная) деятельность Роструда: современное состояние и перспективы развития
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)Согласно ФЗ о надзоре органы контроля (надзора) проводят плановые и внеплановые мероприятия. До 2022 года соотношение плановых и внеплановых проверок было примерно 1/4 (1/5) и 3/4 (4/5) соответственно <4>. С марта 2022 г. плановые проверки практически прекратились: их было проведено 5,6% от общего количества проверок, остальные 94,3% - это внеплановые проверки <5>. Конечно, такое соотношение плановых и внеплановых проверок получилось как последствие действия Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 336) <6>, которым был введен мораторий на проведение плановых проверок и ограничение на проведение внеплановых проверок.
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)Согласно ФЗ о надзоре органы контроля (надзора) проводят плановые и внеплановые мероприятия. До 2022 года соотношение плановых и внеплановых проверок было примерно 1/4 (1/5) и 3/4 (4/5) соответственно <4>. С марта 2022 г. плановые проверки практически прекратились: их было проведено 5,6% от общего количества проверок, остальные 94,3% - это внеплановые проверки <5>. Конечно, такое соотношение плановых и внеплановых проверок получилось как последствие действия Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 336) <6>, которым был введен мораторий на проведение плановых проверок и ограничение на проведение внеплановых проверок.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений настоящей статьи. В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, и при отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений настоящей статьи. В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, и при отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489
(ред. от 08.09.2021)
"Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
(ред. от 08.09.2021)
"Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
Статья: Злоупотребление конструкцией юридического лица посредством разделения бизнеса - проблема и ее последствия
(Журиков И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В этом случае выясняется, что "бросание" накопивших долги юрлиц и открытие новых для осуществления той же деятельности является паттерном. Примером такого кейса является Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2022 года по делу N А60-7907/2020. В тексте Постановления указано следующее: "Судами... сделан вывод о недобросовестном ведении Пайгановым А.А. деятельности подконтрольных ему компаний с целью недопущения удовлетворения требований кредиторов, сфера деятельности юридических лиц одна и та же, основным видом деятельности является торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, количество работников - 1, основных средств на балансе компаний нет, в целом общества создаются для участия в цепочке сделок по купле-продаже материалов. При появлении риска финансовых претензий или риска плановой налоговой проверки (по истечении двух - двух с половиной лет деятельности компаний Пайганов А.А. прекращает деятельность общества и начинает деятельность другого юридического лица, с назначением на прежние юридические лица номинальных владельцев и директоров".
(Журиков И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В этом случае выясняется, что "бросание" накопивших долги юрлиц и открытие новых для осуществления той же деятельности является паттерном. Примером такого кейса является Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2022 года по делу N А60-7907/2020. В тексте Постановления указано следующее: "Судами... сделан вывод о недобросовестном ведении Пайгановым А.А. деятельности подконтрольных ему компаний с целью недопущения удовлетворения требований кредиторов, сфера деятельности юридических лиц одна и та же, основным видом деятельности является торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, количество работников - 1, основных средств на балансе компаний нет, в целом общества создаются для участия в цепочке сделок по купле-продаже материалов. При появлении риска финансовых претензий или риска плановой налоговой проверки (по истечении двух - двух с половиной лет деятельности компаний Пайганов А.А. прекращает деятельность общества и начинает деятельность другого юридического лица, с назначением на прежние юридические лица номинальных владельцев и директоров".
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)а) решений контрольного (надзорного) органа о назначении плановой, внеплановой проверки;
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)а) решений контрольного (надзорного) органа о назначении плановой, внеплановой проверки;
Последние изменения: Проверки Роспотребнадзора (осуществление Роспотребнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2025)по общему правилу плановые проверки, которые начинаются после 30 июня 2021 г., должны быть исключены из ежегодного плана проверок, если на дату их начала прекратили действовать нормы федерального закона, устанавливающие вид госконтроля (надзора), или федеральными законами изменены наименование и (или) предмет вида контроля (надзора) (п. 6 Постановления);
(КонсультантПлюс, 2025)по общему правилу плановые проверки, которые начинаются после 30 июня 2021 г., должны быть исключены из ежегодного плана проверок, если на дату их начала прекратили действовать нормы федерального закона, устанавливающие вид госконтроля (надзора), или федеральными законами изменены наименование и (или) предмет вида контроля (надзора) (п. 6 Постановления);
Статья: Инвентаризация основных средств и прав пользования активами
(Гущина И.Э.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 4)Внутренними признаками обесценения ОС также считаются произошедшие или ожидаемые в ближайшем будущем значительные изменения, имеющие неблагоприятные последствия для деятельности организации в отношении интенсивности и способа его использования. К ним относятся: простой ОС; планы по прекращению или реструктуризации деятельности, к которой относится проверяемый объект; планируемое выбытие ОС до установленной даты; рост себестоимости выпускаемой продукции.
(Гущина И.Э.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 4)Внутренними признаками обесценения ОС также считаются произошедшие или ожидаемые в ближайшем будущем значительные изменения, имеющие неблагоприятные последствия для деятельности организации в отношении интенсивности и способа его использования. К ним относятся: простой ОС; планы по прекращению или реструктуризации деятельности, к которой относится проверяемый объект; планируемое выбытие ОС до установленной даты; рост себестоимости выпускаемой продукции.
Статья: Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)Органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля обязаны самостоятельно проверять информацию об отнесении включаемых в планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства с помощью межведомственного информационного обмена. До начала проверки должностное лицо должно удостовериться, что проверка хозяйствующего субъекта не подпадает под законодательные ограничения. В случае представления ему документов, подтверждающих статус субъекта малого предпринимательства, в отношении которого проведение проверки запрещено, такая проверка прекращается, о чем составляется акт.
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)Органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля обязаны самостоятельно проверять информацию об отнесении включаемых в планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства с помощью межведомственного информационного обмена. До начала проверки должностное лицо должно удостовериться, что проверка хозяйствующего субъекта не подпадает под законодательные ограничения. В случае представления ему документов, подтверждающих статус субъекта малого предпринимательства, в отношении которого проведение проверки запрещено, такая проверка прекращается, о чем составляется акт.
"Реформа контрольно-надзорной деятельности ("регуляторная гильотина") в сфере промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, проводимый в период с 17 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г. на основании Постановления Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108, в которое в декабре 2020 г. были внесены изменения, был своего рода репетицией в реализации тех законодательных требований, которые планировалось ввести в действие только через год. Проводимым экспериментом расширяется перечень обжалуемых решений: помимо предписания и действий (бездействия) должностных лиц надзорного органа обжаловаться могли решения контрольного (надзорного) органа о назначении плановой, внеплановой проверки и меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения. Вместе с тем, сама процедура досудебного обжалования в рамках эксперимента продолжала носить добровольный характер.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, проводимый в период с 17 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г. на основании Постановления Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108, в которое в декабре 2020 г. были внесены изменения, был своего рода репетицией в реализации тех законодательных требований, которые планировалось ввести в действие только через год. Проводимым экспериментом расширяется перечень обжалуемых решений: помимо предписания и действий (бездействия) должностных лиц надзорного органа обжаловаться могли решения контрольного (надзорного) органа о назначении плановой, внеплановой проверки и меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения. Вместе с тем, сама процедура досудебного обжалования в рамках эксперимента продолжала носить добровольный характер.
Вопрос: О применении Информационного письма Банка России от 23.05.2025 N ИН-08-23/85 в отношении ссуд заемщиков, реструктурированных во втором полугодии 2024 г. и в течение 2025 г.
(Письмо Банка России от 29.07.2025 N 23-6/2197)В рамках применения Информационного письма принятие решения о повышении оценки финансового положения до хорошего не предусмотрено (см. пункт 2.2). Из условий Информационного письма следует необходимость мониторинга кредитной организацией деятельности заемщика на предмет соответствия контрольным показателям, установленным в пункте 2 Информационного письма, и если на дату оценки ссуды контрольные показатели соблюдаются, то финансовое положение заемщика может оцениваться не хуже среднего. Если контрольные финансовые показатели нарушаются, то действие решения, принятого в соответствии с пунктом 2 и (или) пунктом 3 Информационного письма, прекращается.
(Письмо Банка России от 29.07.2025 N 23-6/2197)В рамках применения Информационного письма принятие решения о повышении оценки финансового положения до хорошего не предусмотрено (см. пункт 2.2). Из условий Информационного письма следует необходимость мониторинга кредитной организацией деятельности заемщика на предмет соответствия контрольным показателям, установленным в пункте 2 Информационного письма, и если на дату оценки ссуды контрольные показатели соблюдаются, то финансовое положение заемщика может оцениваться не хуже среднего. Если контрольные финансовые показатели нарушаются, то действие решения, принятого в соответствии с пунктом 2 и (или) пунктом 3 Информационного письма, прекращается.
Статья: Принципы административно-правовой превенции в контрольной (надзорной) деятельности
(Переседов А.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Проведение превенции может быть нерегулярным, но должно зависеть от различных факторов, в том числе от волеизъявления контролируемых лиц и действительной необходимости. Помимо этого, наибольшая эффективность превенции обеспечивается независимостью от проведения контрольных (надзорных) мероприятий, обеспеченных механизмом принуждения. Например, мораторий на проведение плановых проверок в определенном виде контроля (надзора) не должен влечь прекращение проведения профилактических мероприятий.
(Переседов А.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Проведение превенции может быть нерегулярным, но должно зависеть от различных факторов, в том числе от волеизъявления контролируемых лиц и действительной необходимости. Помимо этого, наибольшая эффективность превенции обеспечивается независимостью от проведения контрольных (надзорных) мероприятий, обеспеченных механизмом принуждения. Например, мораторий на проведение плановых проверок в определенном виде контроля (надзора) не должен влечь прекращение проведения профилактических мероприятий.