Прекращение переписки с гражданином
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение переписки с гражданином (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прекращение переписки как мера противодействия злоупотреблению правом на обращение
(Бурынин С.С.)
("Административное право и процесс", 2020, N 6)Ключевые слова: обращение, злоупотребление правом на обращение, прекращение переписки, права граждан, заявитель.
(Бурынин С.С.)
("Административное право и процесс", 2020, N 6)Ключевые слова: обращение, злоупотребление правом на обращение, прекращение переписки, права граждан, заявитель.
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)если поступило повторное обращение, то есть в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, адресаты таких обращений совпадают и в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, то в отношении такого обращения может быть принято решение о его безосновательности и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем он уведомляется;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)если поступило повторное обращение, то есть в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, адресаты таких обращений совпадают и в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, то в отношении такого обращения может быть принято решение о его безосновательности и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем он уведомляется;
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452
(ред. от 24.03.2025)
"О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"В случае если в обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель федерального органа исполнительной власти либо уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же федеральный орган исполнительной власти. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
(ред. от 24.03.2025)
"О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"В случае если в обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель федерального органа исполнительной власти либо уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же федеральный орган исполнительной власти. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данные положения закреплены по аналогии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ <116>), которой предусмотрено следующее: в случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу; о данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данные положения закреплены по аналогии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ <116>), которой предусмотрено следующее: в случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу; о данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В практике Конституционного Суда Российской Федерации имеются случаи прекращения переписки с гражданами в процессуальном порядке <391>. Верховный Суд Российской Федерации прекращает переписку письмами по аналогии с иными органами публичной власти. Однако если решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и обжалованию не подлежит <392>, то в отношении решений о прекращении переписки, принятых должностными либо уполномоченными на то лицами, такой нормы нет. Получив решение (письмо) о прекращении переписки от нижестоящего должностного лица (органа), гражданин продолжает переписку, подавая жалобы на такое решение вышестоящим должностным лицам (органам), и по факту переписка продолжается <393>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В практике Конституционного Суда Российской Федерации имеются случаи прекращения переписки с гражданами в процессуальном порядке <391>. Верховный Суд Российской Федерации прекращает переписку письмами по аналогии с иными органами публичной власти. Однако если решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и обжалованию не подлежит <392>, то в отношении решений о прекращении переписки, принятых должностными либо уполномоченными на то лицами, такой нормы нет. Получив решение (письмо) о прекращении переписки от нижестоящего должностного лица (органа), гражданин продолжает переписку, подавая жалобы на такое решение вышестоящим должностным лицам (органам), и по факту переписка продолжается <393>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данные положения закреплены по аналогии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ <149>), которой предусмотрено следующее: в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу; о данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данные положения закреплены по аналогии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ <149>), которой предусмотрено следующее: в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу; о данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Статья: Проблемы либерализации законодательства об обращениях граждан
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Постоянное сравнение исследователями и гражданами норм Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 59-ФЗ) с действовавшими до вступления в силу данного Закона нормами Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" <2> (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР), утвержденного Законом СССР от 26 июня 1968 г. N 2830-VII <3>, сводится к тому, что Закон N 59-ФЗ изменяет сроки рассмотрения обращений в худшую сторону, не содержит указаний на проведение личного приема в удобное для граждан время, в том числе в вечерние часы, по месту работы и жительства, не содержит указание на рассмотрение обращений, поступающих из редакций средств массовой информации и связанных с ними опубликованными выступлениями и материалами, вводит возможность прекращения переписки с гражданином, не предусматривает активного участия при рассмотрении обращений депутатов и т.д. В целом авторы, например, С.З. Женетль <4>, М.В. Головацкая <5>, А.Е. Лапин, Н.И. Борисов <6>, А.Б. Смушкин <7>, С.Г. Соловьев, И.Е. Попов <8> и др. приходят к мнению, что принятый Закон N 59-ФЗ ухудшает положение граждан. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу гражданина на признание недействующим Указа Президиума Верховного Совета СССР и установление Законом N 59-ФЗ сроков рассмотрения обращений, справедливо отметил, что данный Закон принят в конституционных пределах дискреции федерального законодателя, а Конституция Российской Федерации порядок и сроки рассмотрения обращений не содержит <9>.
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Постоянное сравнение исследователями и гражданами норм Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 59-ФЗ) с действовавшими до вступления в силу данного Закона нормами Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" <2> (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР), утвержденного Законом СССР от 26 июня 1968 г. N 2830-VII <3>, сводится к тому, что Закон N 59-ФЗ изменяет сроки рассмотрения обращений в худшую сторону, не содержит указаний на проведение личного приема в удобное для граждан время, в том числе в вечерние часы, по месту работы и жительства, не содержит указание на рассмотрение обращений, поступающих из редакций средств массовой информации и связанных с ними опубликованными выступлениями и материалами, вводит возможность прекращения переписки с гражданином, не предусматривает активного участия при рассмотрении обращений депутатов и т.д. В целом авторы, например, С.З. Женетль <4>, М.В. Головацкая <5>, А.Е. Лапин, Н.И. Борисов <6>, А.Б. Смушкин <7>, С.Г. Соловьев, И.Е. Попов <8> и др. приходят к мнению, что принятый Закон N 59-ФЗ ухудшает положение граждан. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу гражданина на признание недействующим Указа Президиума Верховного Совета СССР и установление Законом N 59-ФЗ сроков рассмотрения обращений, справедливо отметил, что данный Закон принят в конституционных пределах дискреции федерального законодателя, а Конституция Российской Федерации порядок и сроки рассмотрения обращений не содержит <9>.