Прекращение лицензии на пользование недрами
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение лицензии на пользование недрами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 20 "Прекращение права пользования недрами" Закона РФ "О недрах""Нормы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", регулирующие порядок досрочного прекращения права пользования недрами, не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность лицензирующего органа при наличии перечисленных в статьях 20, 21 данного Закона оснований принять решение о досрочном прекращении лицензии на право пользования участками недр."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22 "Основные права и обязанности пользователя недр" Закона РФ "О недрах"Интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)На протяжении почти 20 лет в п. 4 ч. 1 ст. 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" существовало требование о том, что лицензия должна содержать указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а в соответствии с п. 6 в лицензии на пользование недрами должны были содержаться условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании не только недрами, но и земельными участками. Каким образом в лицензию на пользование недрами могла попасть информация о границах земельного участка и размере арендной платы за него при том, что по российскому законодательству земля и недра являются самостоятельными природными ресурсами, распоряжаются ими различные органы исполнительной власти, а платежи перечисляются по различным механизмам, было совершенно непонятно. К тому же эти нормы вступали во внутреннее противоречие с положениями ст. 25.1 Закона о недрах, регулирующей предоставление земельных участков для работ, связанных с пользованием недрами, согласно которой земельный участок, находящийся в публичной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода. Тем не менее Минэкономразвития России в одном из своих писем, ориентируясь исключительно на ст. 12 Закона о недрах, указало, что поскольку лицензия должна содержать указание на границы земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и условия, связанные с платежами, то границы предоставляемого земельного участка и расчет размера арендной платы должны быть установлены до получения лицензии <22>. Вместе с тем, несмотря на то что в Законе о недрах имелась явная внутренняя коллизия, возникла тенденция к досрочному прекращению лицензии на право пользования недрами, если недропользователь не оформлял права на земельный участок, - на том основании, что тем самым нарушается одно из существенных лицензионных условий <23>. Верховный Суд РФ впоследствии присоединился к данной позиции, квалифицировав неисполнение обществом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок как факт существенного нарушения условий лицензионного соглашения <24>.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)На протяжении почти 20 лет в п. 4 ч. 1 ст. 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" существовало требование о том, что лицензия должна содержать указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а в соответствии с п. 6 в лицензии на пользование недрами должны были содержаться условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании не только недрами, но и земельными участками. Каким образом в лицензию на пользование недрами могла попасть информация о границах земельного участка и размере арендной платы за него при том, что по российскому законодательству земля и недра являются самостоятельными природными ресурсами, распоряжаются ими различные органы исполнительной власти, а платежи перечисляются по различным механизмам, было совершенно непонятно. К тому же эти нормы вступали во внутреннее противоречие с положениями ст. 25.1 Закона о недрах, регулирующей предоставление земельных участков для работ, связанных с пользованием недрами, согласно которой земельный участок, находящийся в публичной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода. Тем не менее Минэкономразвития России в одном из своих писем, ориентируясь исключительно на ст. 12 Закона о недрах, указало, что поскольку лицензия должна содержать указание на границы земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и условия, связанные с платежами, то границы предоставляемого земельного участка и расчет размера арендной платы должны быть установлены до получения лицензии <22>. Вместе с тем, несмотря на то что в Законе о недрах имелась явная внутренняя коллизия, возникла тенденция к досрочному прекращению лицензии на право пользования недрами, если недропользователь не оформлял права на земельный участок, - на том основании, что тем самым нарушается одно из существенных лицензионных условий <23>. Верховный Суд РФ впоследствии присоединился к данной позиции, квалифицировав неисполнение обществом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок как факт существенного нарушения условий лицензионного соглашения <24>.
Статья: Надлежащая административная процедура как общий принцип административного права
(Курындин П.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Рассмотренная правовая позиция нашла отражение во многих делах, где надлежащая процедура связывается с правом на защиту <30>. Так, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2022 г. N Ф04-2723/2022 по делу N А70-20133/2021 была использована позиция из упомянутого Обзора по спору о прекращении действия лицензии на пользование недрами. По оценке суда, "в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения". В связи с тем, что административным органом не был соблюден срок, установленный для устранения нарушений, т.е. была нарушена процедура в части трехмесячного срока до прекращения лицензии, решение было признано незаконным.
(Курындин П.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Рассмотренная правовая позиция нашла отражение во многих делах, где надлежащая процедура связывается с правом на защиту <30>. Так, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2022 г. N Ф04-2723/2022 по делу N А70-20133/2021 была использована позиция из упомянутого Обзора по спору о прекращении действия лицензии на пользование недрами. По оценке суда, "в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения". В связи с тем, что административным органом не был соблюден срок, установленный для устранения нарушений, т.е. была нарушена процедура в части трехмесячного срока до прекращения лицензии, решение было признано незаконным.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"1. Прекращение, приостановление или ограничение действия лицензии на пользование участком недр в целях геологического изучения и разведки месторождений и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
(ред. от 07.04.2025)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"1. Прекращение, приостановление или ограничение действия лицензии на пользование участком недр в целях геологического изучения и разведки месторождений и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
Статья: Участок недр: особая недвижимая вещь или исключенный из оборота объект публичной собственности?
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Если с полезными ископаемыми до их добычи все ясно - в силу их природного происхождения они принадлежат собственнику недр, - то подземные сооружения выступают в качестве результата целенаправленной деятельности человека (строительства). Поэтому после создания их правовой режим должен определяться на основании особых принципов. В Законе нет презумпции собственности на подземные сооружения собственника участка недр. Тем самым не исключается возникновение права собственности владельца лицензии на созданное им в соответствии с этой лицензией подземное сооружение. Однако такое право собственности будет существенно ограниченным. Во-первых, согласно ст. 26 Закона о недрах "подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами". Из этого следует, что существование подземных сооружений носит временный характер, что, впрочем, не может быть основанием для их исключения из числа недвижимых вещей <16>. Во-вторых, данное подземное сооружение будет существенно ограничено в обороте. Дело в том, что в соответствии с законодательством пользоваться недрами, в том числе и в связи с владением подземным сооружением, может только владелец лицензии. Следовательно, если собственник подземного сооружения решил произвести его отчуждение, то новый собственник должен стать обладателем лицензии на право пользования участком недр, в котором расположено данное сооружение. Но в ст. 17.1 Закона о недрах случаи перехода права пользования участками недр и переоформления соответствующих лицензий строго регламентированы и их перечень не включает в себя, например, совершение сделок отчуждения подземных сооружений. Этот перечень связан в основном со случаями реорганизации владельца лицензии и переходом соответствующих прав его правопреемникам. Исходя из этого, нужно признать, что переход прав на подземные сооружения возможен только в порядке правопреемства и в некоторых других случаях, предусмотренных ст. 17.1 Закона о недрах.
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Если с полезными ископаемыми до их добычи все ясно - в силу их природного происхождения они принадлежат собственнику недр, - то подземные сооружения выступают в качестве результата целенаправленной деятельности человека (строительства). Поэтому после создания их правовой режим должен определяться на основании особых принципов. В Законе нет презумпции собственности на подземные сооружения собственника участка недр. Тем самым не исключается возникновение права собственности владельца лицензии на созданное им в соответствии с этой лицензией подземное сооружение. Однако такое право собственности будет существенно ограниченным. Во-первых, согласно ст. 26 Закона о недрах "подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами". Из этого следует, что существование подземных сооружений носит временный характер, что, впрочем, не может быть основанием для их исключения из числа недвижимых вещей <16>. Во-вторых, данное подземное сооружение будет существенно ограничено в обороте. Дело в том, что в соответствии с законодательством пользоваться недрами, в том числе и в связи с владением подземным сооружением, может только владелец лицензии. Следовательно, если собственник подземного сооружения решил произвести его отчуждение, то новый собственник должен стать обладателем лицензии на право пользования участком недр, в котором расположено данное сооружение. Но в ст. 17.1 Закона о недрах случаи перехода права пользования участками недр и переоформления соответствующих лицензий строго регламентированы и их перечень не включает в себя, например, совершение сделок отчуждения подземных сооружений. Этот перечень связан в основном со случаями реорганизации владельца лицензии и переходом соответствующих прав его правопреемникам. Исходя из этого, нужно признать, что переход прав на подземные сооружения возможен только в порядке правопреемства и в некоторых других случаях, предусмотренных ст. 17.1 Закона о недрах.
Статья: Эколого-правовые риски при добыче полезных ископаемых (на примере добычи угля)
(Вершило Н.Д., Вершило Т.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Рассмотрим в первой группе, например, риск досрочного прекращения права пользования недрами по лицензиям в результате нарушения объемов добычи, указанных в календарном плане утвержденного технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых, согласованного в соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" <13>. Для минимизации данного риска следует разработать дополнение к техническому проекту разработки месторождения <14> и направить дополнение к проектной документации на согласование в ЦКР ТПИ Роснедр с последующим получением от них протокола согласования. Или же риск досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения срока предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальный фонд в соответствии с требованиями к содержанию геологической информации о недрах и формой ее предоставления, порядком и сроками предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со ст. 22, 23, 27 и 27.2 Закона Российской Федерации "О недрах". Могут иметь место также риски досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, в результате нарушения установленного проектом уровня добычи полезных ископаемых и др.
(Вершило Н.Д., Вершило Т.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Рассмотрим в первой группе, например, риск досрочного прекращения права пользования недрами по лицензиям в результате нарушения объемов добычи, указанных в календарном плане утвержденного технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых, согласованного в соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" <13>. Для минимизации данного риска следует разработать дополнение к техническому проекту разработки месторождения <14> и направить дополнение к проектной документации на согласование в ЦКР ТПИ Роснедр с последующим получением от них протокола согласования. Или же риск досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения срока предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальный фонд в соответствии с требованиями к содержанию геологической информации о недрах и формой ее предоставления, порядком и сроками предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со ст. 22, 23, 27 и 27.2 Закона Российской Федерации "О недрах". Могут иметь место также риски досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, в результате нарушения установленного проектом уровня добычи полезных ископаемых и др.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр прекращаются со дня внесения записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный ст. 28 настоящего Закона, за исключением обязанностей по ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и рекультивации земель.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр прекращаются со дня внесения записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный ст. 28 настоящего Закона, за исключением обязанностей по ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и рекультивации земель.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами;