Прекращение экологически вредной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение экологически вредной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: 30 лет Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
(Кичигин Н.В., Меньщиков В.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Особо важное значение имел правовой институт возмещения вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением (разд. XIV). До момента принятия Закона об охране окружающей природной среды возмещение вреда не регулировалось в законодательстве РСФСР. Это было обусловлено тем, что экологический вред причинялся государственными предприятиями, а вред должен был возмещаться в государственный бюджет, за счет которого предприятия-загрязнители финансировались. Впервые в ст. 86 Закона об охране окружающей природной среды была установлена обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Статьей 91 указанного Закона впервые предусматривалась возможность предъявления исковых требований о прекращении экологически вредной деятельности.
(Кичигин Н.В., Меньщиков В.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Особо важное значение имел правовой институт возмещения вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением (разд. XIV). До момента принятия Закона об охране окружающей природной среды возмещение вреда не регулировалось в законодательстве РСФСР. Это было обусловлено тем, что экологический вред причинялся государственными предприятиями, а вред должен был возмещаться в государственный бюджет, за счет которого предприятия-загрязнители финансировались. Впервые в ст. 86 Закона об охране окружающей природной среды была установлена обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Статьей 91 указанного Закона впервые предусматривалась возможность предъявления исковых требований о прекращении экологически вредной деятельности.
Статья: Становление экологического налогообложения: принципы и подходы
(Филогин А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)- принцип конкурентоспособности: введение налоговых инструментов экологического регулирования требует особой оценки влияния данных налогов на конкурентоспособность предприятий, чтобы не допустить их миграции в юрисдикции с более низкими экологическими стандартами, а также полного прекращения хозяйственной деятельности.
(Филогин А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)- принцип конкурентоспособности: введение налоговых инструментов экологического регулирования требует особой оценки влияния данных налогов на конкурентоспособность предприятий, чтобы не допустить их миграции в юрисдикции с более низкими экологическими стандартами, а также полного прекращения хозяйственной деятельности.
Нормативные акты
Письмо ВАС РФ от 25.05.1992 N С-13/ОСЗ-113
"О мерах, принимаемых арбитражными судами в связи с введением Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"7. Исковые требования о прекращении экологически вредной деятельности в соответствии со ст. 91 предъявляются в арбитражный суд предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами-предпринимателями.
"О мерах, принимаемых арбитражными судами в связи с введением Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"7. Исковые требования о прекращении экологически вредной деятельности в соответствии со ст. 91 предъявляются в арбитражный суд предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами-предпринимателями.
"Право на исполнение судебных актов в Российской Федерации: монография"
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)В России также уже известны примеры групповых исков на значительные суммы, что при условии расширения применения данного процессуального института потребует в дальнейшем продумывания отдельной правовой регламентации принудительного исполнения таких судебных актов. Так, в феврале 2020 г. был подан первый в нашей стране групповой иск к Группе компаний "Кроношпан", по которому каждый из 30 истцов претендовал на сумму не менее 1 млн руб. компенсации за вредное воздействие деревообрабатывающего предприятия <56>. В условиях расширения возможностей для подачи групповых исков последние будут актуальными в спорах о защите прав потребителей, об обязывании прекратить деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, на здоровье человека. Ответчиками по таким искам могут стать операторы мусорных полигонов, отвечающие за размещение свалок бытовых отходов и специализированных веществ, мусороперерабатывающие заводы и иные промышленные предприятия, неблагоприятно влияющие на экологическую ситуацию на определенной территории. Причем в случае удовлетворения иска и при отсутствии у организации возможности исполнить решение суда это неизбежно повлечет введение в отношении нее процедур банкротства.
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)В России также уже известны примеры групповых исков на значительные суммы, что при условии расширения применения данного процессуального института потребует в дальнейшем продумывания отдельной правовой регламентации принудительного исполнения таких судебных актов. Так, в феврале 2020 г. был подан первый в нашей стране групповой иск к Группе компаний "Кроношпан", по которому каждый из 30 истцов претендовал на сумму не менее 1 млн руб. компенсации за вредное воздействие деревообрабатывающего предприятия <56>. В условиях расширения возможностей для подачи групповых исков последние будут актуальными в спорах о защите прав потребителей, об обязывании прекратить деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, на здоровье человека. Ответчиками по таким искам могут стать операторы мусорных полигонов, отвечающие за размещение свалок бытовых отходов и специализированных веществ, мусороперерабатывающие заводы и иные промышленные предприятия, неблагоприятно влияющие на экологическую ситуацию на определенной территории. Причем в случае удовлетворения иска и при отсутствии у организации возможности исполнить решение суда это неизбежно повлечет введение в отношении нее процедур банкротства.
Статья: Экологическая безопасность России как стратегический национальный приоритет: современное состояние, угрозы и возможности государственного контроля и надзора
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)Деятельность правоохранительных органов оценивается учеными в качестве достаточно эффективного средства противодействия правонарушениям в области охраны окружающей среды <7>. Такие функции ведомственного государственного экологического контроля, как пресечение и прекращение противоправной деятельности, организация учета природопользователей и проведение проверок соблюдения ими правил природопользования, а также такие функции привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения, как выявление и фиксация нарушений, дознание, привлечение к административной ответственности, предъявление исков о возмещении вреда, причиненного экологическим проступком морским биологическим ресурсам, позволяют заключить о достаточности полномочий правоохранительных органов по реагированию на вредные воздействия, связанные с загрязнением окружающей среды в массовых и катастрофических масштабах. Более того, такая деятельность в современных условиях представляется востребованной и необходимой. Достоинством деятельности правоохранительных органов является в числе прочего осуществление ими именно правоохраны, а не управления природными ресурсами, функция контроля и надзора отделена, как это и должно быть, от управления использованием природных ресурсов. Помимо этого следует отметить широкий круг компетенции конкретных правоохранительных органов и возможность их межведомственного взаимодействия, что может существенным образом ускорить применение мер реагирования на экологические проступки и повысить конкуренцию правоохранительных органов, сделать их деятельность в этой жизненно важной сфере более прозрачной и, следовательно, более легитимной.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)Деятельность правоохранительных органов оценивается учеными в качестве достаточно эффективного средства противодействия правонарушениям в области охраны окружающей среды <7>. Такие функции ведомственного государственного экологического контроля, как пресечение и прекращение противоправной деятельности, организация учета природопользователей и проведение проверок соблюдения ими правил природопользования, а также такие функции привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения, как выявление и фиксация нарушений, дознание, привлечение к административной ответственности, предъявление исков о возмещении вреда, причиненного экологическим проступком морским биологическим ресурсам, позволяют заключить о достаточности полномочий правоохранительных органов по реагированию на вредные воздействия, связанные с загрязнением окружающей среды в массовых и катастрофических масштабах. Более того, такая деятельность в современных условиях представляется востребованной и необходимой. Достоинством деятельности правоохранительных органов является в числе прочего осуществление ими именно правоохраны, а не управления природными ресурсами, функция контроля и надзора отделена, как это и должно быть, от управления использованием природных ресурсов. Помимо этого следует отметить широкий круг компетенции конкретных правоохранительных органов и возможность их межведомственного взаимодействия, что может существенным образом ускорить применение мер реагирования на экологические проступки и повысить конкуренцию правоохранительных органов, сделать их деятельность в этой жизненно важной сфере более прозрачной и, следовательно, более легитимной.
Статья: Экологический риск, экологический вред и страхование: гражданское и экологическое законодательство и правоприменение в Российской Федерации
(Болтанова Е.С., Кратенко М.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Собственно экологический вред проявляется в загрязнении окружающей среды, разрушении экологических систем, уничтожении и повреждении природных объектов и природных ресурсов и т.п. Особенность экологического вреда нередко состоит в невозможности восстановления разрушенной системы (даже на уровне микроэкосистемы), нарушении внутрисистемных связей, возможности трансграничного распространения возникающих неблагоприятных последствий, в наличии латентного характера последствий правонарушения, также экологический вред является причиной роста количества заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистых и иных, формирования видоизменений в генофонде. Особым видом экологического вреда является накопленный вред (см. гл. XIV.1 Закона об охране окружающей среды), появление которого было обусловлено индустриализацией нашего государства в советские годы, когда мощное развитие научно-технического прогресса было приоритетным и не решались вопросы охраны природы; также накопленный вред связан с активным использованием агрохимикатов, пестицидов и иных вредных веществ в сельском хозяйстве <11>.
(Болтанова Е.С., Кратенко М.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Собственно экологический вред проявляется в загрязнении окружающей среды, разрушении экологических систем, уничтожении и повреждении природных объектов и природных ресурсов и т.п. Особенность экологического вреда нередко состоит в невозможности восстановления разрушенной системы (даже на уровне микроэкосистемы), нарушении внутрисистемных связей, возможности трансграничного распространения возникающих неблагоприятных последствий, в наличии латентного характера последствий правонарушения, также экологический вред является причиной роста количества заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистых и иных, формирования видоизменений в генофонде. Особым видом экологического вреда является накопленный вред (см. гл. XIV.1 Закона об охране окружающей среды), появление которого было обусловлено индустриализацией нашего государства в советские годы, когда мощное развитие научно-технического прогресса было приоритетным и не решались вопросы охраны природы; также накопленный вред связан с активным использованием агрохимикатов, пестицидов и иных вредных веществ в сельском хозяйстве <11>.