Прекращение деятельности кредитной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение деятельности кредитной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)51. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза 2001/24/ЕС от 04.04.2001 "О порядке реорганизации и прекращении деятельности кредитных организаций" // OJ L 125. 05.05.2001. P. 15 - 23.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)51. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза 2001/24/ЕС от 04.04.2001 "О порядке реорганизации и прекращении деятельности кредитных организаций" // OJ L 125. 05.05.2001. P. 15 - 23.
Статья: Некоторые проблемы выявления фактов злоупотребления полномочиями в банковской системе
(Гуменюк И.В.)
("Российский следователь", 2022, N 4)Выявление, раскрытие и расследование преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в том числе злоупотреблений полномочиями в банковской системе, представляют одно из важных направлений деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, поскольку в результате совершения данных противоправных деяний причиняется существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Кроме того, возможно наступление и иных тяжких последствий в виде прекращения деятельности кредитной организации, отзыва у банка лицензии, доведения до состояния неплатежеспособности по имеющимся кредитным обязательствам - банкротства <1>. По оценкам ГК "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) ущерб от противоправных действий собственников банков и их руководителей превысил 550 млрд руб. Согласно результатам проведенного исследования в 75% случаев субъектами злоупотребления полномочиями в кредитной организации являлись руководители (топ-менеджеры) банка; в 25% случаев - руководители его внутренних подразделений.
(Гуменюк И.В.)
("Российский следователь", 2022, N 4)Выявление, раскрытие и расследование преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в том числе злоупотреблений полномочиями в банковской системе, представляют одно из важных направлений деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, поскольку в результате совершения данных противоправных деяний причиняется существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Кроме того, возможно наступление и иных тяжких последствий в виде прекращения деятельности кредитной организации, отзыва у банка лицензии, доведения до состояния неплатежеспособности по имеющимся кредитным обязательствам - банкротства <1>. По оценкам ГК "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) ущерб от противоправных действий собственников банков и их руководителей превысил 550 млрд руб. Согласно результатам проведенного исследования в 75% случаев субъектами злоупотребления полномочиями в кредитной организации являлись руководители (топ-менеджеры) банка; в 25% случаев - руководители его внутренних подразделений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 189.43. Прекращение деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 189.43. Прекращение деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией
Положение Банка России от 25.02.2019 N 676-П
(ред. от 06.10.2023)
"О порядке назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой в связи с отзывом у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2019 N 54647)Зарегистрировано в Минюсте России 17 мая 2019 г. N 54647
(ред. от 06.10.2023)
"О порядке назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой в связи с отзывом у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2019 N 54647)Зарегистрировано в Минюсте России 17 мая 2019 г. N 54647
Статья: Отчетность по форме 0409316 "Сведения о кредитах, предоставленных физическим лицам"
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: Следует ли включать в п. 2.2 ипотечные жилищные кредиты, условиями договора которых предусмотрено изменение процентной ставки при нарушении заемщиком срока представления документов, подтверждающих целевое использование кредитных средств? Получение кредитной организацией документов, подтверждающих прекращение трудовой деятельности заемщика в конкретной организации (в самом банке или его партнерах, в IT-организации)?
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: Следует ли включать в п. 2.2 ипотечные жилищные кредиты, условиями договора которых предусмотрено изменение процентной ставки при нарушении заемщиком срока представления документов, подтверждающих целевое использование кредитных средств? Получение кредитной организацией документов, подтверждающих прекращение трудовой деятельности заемщика в конкретной организации (в самом банке или его партнерах, в IT-организации)?
Статья: Основные тенденции правового регулирования предпринимательской деятельности на наднациональном уровне
(Доценко И.Д.)
("Юрист", 2021, N 12)К основным актам банковского законодательства Европейского союза относится Директива N 2013/36/ЕС "О доступе к осуществлению деятельности кредитными организациями". Директива содержит положения, касающиеся лицензирования кредитных организаций (выдачи разрешения на деятельность), их начального капитала, требований к акционерам и участникам, принципов и порядка осуществления пруденциального надзора за деятельностью банков, требований к порядку раскрытия информации компетентными органами и др. Порядок реорганизации и прекращения деятельности кредитных организаций регулируется Директивой N 2001/24/ЕС "О реорганизации и прекращении деятельности кредитных организаций". Что же касается законодательства в сфере деятельности по осуществлению инвестиций, то, во-первых, следует отметить, что, наряду с банковским законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, оно включается в состав концепции становления единого европейского финансового рынка. В числе специальных актов следует назвать Регламент N 2015/760 о Европейских долгосрочных инвестиционных фондах, Директиву N 2014/65/ЕС "О рынках финансовых инструментов" (MiFID II), Регламент ЕС N 600/2014 "О рынках финансовых инструментов", Регламент (ЕС) N 1219/2012 "О формировании переходных механизмов для двусторонних инвестиционных соглашений между государствами-членами и третьими странами" и др.
(Доценко И.Д.)
("Юрист", 2021, N 12)К основным актам банковского законодательства Европейского союза относится Директива N 2013/36/ЕС "О доступе к осуществлению деятельности кредитными организациями". Директива содержит положения, касающиеся лицензирования кредитных организаций (выдачи разрешения на деятельность), их начального капитала, требований к акционерам и участникам, принципов и порядка осуществления пруденциального надзора за деятельностью банков, требований к порядку раскрытия информации компетентными органами и др. Порядок реорганизации и прекращения деятельности кредитных организаций регулируется Директивой N 2001/24/ЕС "О реорганизации и прекращении деятельности кредитных организаций". Что же касается законодательства в сфере деятельности по осуществлению инвестиций, то, во-первых, следует отметить, что, наряду с банковским законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, оно включается в состав концепции становления единого европейского финансового рынка. В числе специальных актов следует назвать Регламент N 2015/760 о Европейских долгосрочных инвестиционных фондах, Директиву N 2014/65/ЕС "О рынках финансовых инструментов" (MiFID II), Регламент ЕС N 600/2014 "О рынках финансовых инструментов", Регламент (ЕС) N 1219/2012 "О формировании переходных механизмов для двусторонних инвестиционных соглашений между государствами-членами и третьими странами" и др.
Статья: Некоторые особенности конкурсного производства и оспаривания сделок в отношении кредитных организаций
(Стрельникова И.А.)
("Банковское право", 2022, N 1)Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, которое является финальной стадией в процессе банкротства кредитных организаций, означает неспособность кредитной организации восстановить свою платежеспособность и влечет за собой прекращение деятельности кредитной организации как субъекта права.
(Стрельникова И.А.)
("Банковское право", 2022, N 1)Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, которое является финальной стадией в процессе банкротства кредитных организаций, означает неспособность кредитной организации восстановить свою платежеспособность и влечет за собой прекращение деятельности кредитной организации как субъекта права.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности банкротства отсутствующей кредитной организации. Если кредитная организация фактически прекратила свою деятельность, отсутствует или установить ее местонахождение и местонахождение ее руководителей не представляется возможным, заявление о признании такой кредитной организации банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом, а также Банком России, независимо от размера кредиторской задолженности. Суд в 30-дневный срок со дня принятия заявления о признании отсутствующей кредитной организации банкротом принимает решение о признании ее банкротом и открытии конкурсного производства. Конкурсным управляющим отсутствующей кредитной организации утверждается Агентство, которое осуществляет ликвидацию кредитной организации с учетом требований Закона о банкротстве. Следует отметить, что по ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующей кредитной организации суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общей процедуре банкротства, предусмотренной Законом о банкротстве.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности банкротства отсутствующей кредитной организации. Если кредитная организация фактически прекратила свою деятельность, отсутствует или установить ее местонахождение и местонахождение ее руководителей не представляется возможным, заявление о признании такой кредитной организации банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом, а также Банком России, независимо от размера кредиторской задолженности. Суд в 30-дневный срок со дня принятия заявления о признании отсутствующей кредитной организации банкротом принимает решение о признании ее банкротом и открытии конкурсного производства. Конкурсным управляющим отсутствующей кредитной организации утверждается Агентство, которое осуществляет ликвидацию кредитной организации с учетом требований Закона о банкротстве. Следует отметить, что по ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующей кредитной организации суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общей процедуре банкротства, предусмотренной Законом о банкротстве.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Комментируемая статья определяет основания и порядок отзыва у кредитной организации лицензии. В статье разделены случаи, когда Банк России имеет право применить данную меру воздействия (ч. 1), и случаи, когда он обязан отозвать лицензию (ч. 2). В первом случае, в зависимости от ситуации, Банк России вправе выбрать и иные меры реагирования, не влекущие прекращение деятельности кредитной организацией. Во втором случае такой альтернативы нет - нарушения являются слишком серьезными, в связи с чем недопустимо более рисковать финансовым благополучием клиентов кредитной организации.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Комментируемая статья определяет основания и порядок отзыва у кредитной организации лицензии. В статье разделены случаи, когда Банк России имеет право применить данную меру воздействия (ч. 1), и случаи, когда он обязан отозвать лицензию (ч. 2). В первом случае, в зависимости от ситуации, Банк России вправе выбрать и иные меры реагирования, не влекущие прекращение деятельности кредитной организацией. Во втором случае такой альтернативы нет - нарушения являются слишком серьезными, в связи с чем недопустимо более рисковать финансовым благополучием клиентов кредитной организации.
Статья: Виды цифровых следов преступлений на финансовом рынке
(Отогочев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Статические цифровые следы защищены от изменения и уничтожения в силу требований законодательства или иных нормативных документов, регламентов, порядков. Например, лицензии у кредитной организации и прекращение ее деятельности как финансовой организации, обслуживающей своих клиентов, вовсе не означают, что следователь не сможет получить необходимые сведения в отношении конкретных расчетных счетов или операций. После у банка лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Банком России назначается временная администрация, которая является органом управления банка до вынесения арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства или о начале процедуры ликвидации. Для получения сведений, подтверждающих совершение денежно-расчетных операций в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, следователю необходимо обратиться в установленном законодательством порядке к руководителю временной администрации, назначенной после у кредитной организации лицензии, либо к ликвидатору кредитной организации. В случае если ликвидационные процедуры в отношении кредитной организации завершены, сведения, образовавшиеся в ходе деятельности кредитной организации (в том числе документы, подтверждающие совершение расчетных операций), сроки хранения которых не истекли, хранятся в архивных учреждениях <17>.
(Отогочев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Статические цифровые следы защищены от изменения и уничтожения в силу требований законодательства или иных нормативных документов, регламентов, порядков. Например, лицензии у кредитной организации и прекращение ее деятельности как финансовой организации, обслуживающей своих клиентов, вовсе не означают, что следователь не сможет получить необходимые сведения в отношении конкретных расчетных счетов или операций. После у банка лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Банком России назначается временная администрация, которая является органом управления банка до вынесения арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства или о начале процедуры ликвидации. Для получения сведений, подтверждающих совершение денежно-расчетных операций в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, следователю необходимо обратиться в установленном законодательством порядке к руководителю временной администрации, назначенной после у кредитной организации лицензии, либо к ликвидатору кредитной организации. В случае если ликвидационные процедуры в отношении кредитной организации завершены, сведения, образовавшиеся в ходе деятельности кредитной организации (в том числе документы, подтверждающие совершение расчетных операций), сроки хранения которых не истекли, хранятся в архивных учреждениях <17>.