Преимущества для участников закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Преимущества для участников закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что установление предельных максимальных значений количества контрактов не ограничивало количество участников. Предельный показатель не являлся показателем, который участник закупки обязательно должен достичь, он являлся показателем, ограничивающим количество контрактов. Кроме того, конкурсная документация не содержала такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Установление заказчиком предельно необходимого максимального значения показателей исключало при этом возможность получения преимущества участниками закупки, имеющими большой опыт выполнения работ, обеспечивая конкурентоспособность иных участников закупки, и ликвидировало большой разрыв при присуждении баллов в ходе оценки заявок по спорному критерию.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что установление предельных максимальных значений количества контрактов не ограничивало количество участников. Предельный показатель не являлся показателем, который участник закупки обязательно должен достичь, он являлся показателем, ограничивающим количество контрактов. Кроме того, конкурсная документация не содержала такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Установление заказчиком предельно необходимого максимального значения показателей исключало при этом возможность получения преимущества участниками закупки, имеющими большой опыт выполнения работ, обеспечивая конкурентоспособность иных участников закупки, и ликвидировало большой разрыв при присуждении баллов в ходе оценки заявок по спорному критерию.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Аванс по договору по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд... пришел к выводу, что... возможность оплаты... путем 100% предоплаты... не свидетельствует об установлении преимуществ тем или иным участникам закупки, является одинаковой для всех участников и имеет целью минимизировать риски невозвратных потерь предприятия от вступления в договорные отношения с организациями, чья деловая репутация еще не подтверждена.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд... пришел к выводу, что... возможность оплаты... путем 100% предоплаты... не свидетельствует об установлении преимуществ тем или иным участникам закупки, является одинаковой для всех участников и имеет целью минимизировать риски невозвратных потерь предприятия от вступления в договорные отношения с организациями, чья деловая репутация еще не подтверждена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (сентябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Право заказчика запрашивать дополнительную информацию и документы у участников закупки, установленное в закупочной документации, может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что может привести к дискриминации участников закупки, а также создать преимущества отдельным участникам закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Право заказчика запрашивать дополнительную информацию и документы у участников закупки, установленное в закупочной документации, может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что может привести к дискриминации участников закупки, а также создать преимущества отдельным участникам закупки.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Предоставление отдельным участникам закупки преимуществ, установленных положениями статьи 29 Закона о контрактной системе, в случае, если объект закупки не включен в перечень товаров, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 N 3500-р, неправомерно и влечет административную ответственность.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Предоставление отдельным участникам закупки преимуществ, установленных положениями статьи 29 Закона о контрактной системе, в случае, если объект закупки не включен в перечень товаров, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 N 3500-р, неправомерно и влечет административную ответственность.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Как установил антимонопольный орган в рамках проведения внеплановой проверки, при проведении закупочных процедур общество использовало систему оценки заявок участников отбора, позволявшую членам закупочной комиссии произвольно оценивать заявки и систематически обеспечивать преимущество отдельным участникам закупки, с которыми в конечном итоге заключались договоры.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Как установил антимонопольный орган в рамках проведения внеплановой проверки, при проведении закупочных процедур общество использовало систему оценки заявок участников отбора, позволявшую членам закупочной комиссии произвольно оценивать заявки и систематически обеспечивать преимущество отдельным участникам закупки, с которыми в конечном итоге заключались договоры.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Недопустимыми, по мнению ФАС России и судов, обычно признаются критерии оценки заявок, дающие необоснованные преимущества отдельным участникам закупки.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Недопустимыми, по мнению ФАС России и судов, обычно признаются критерии оценки заявок, дающие необоснованные преимущества отдельным участникам закупки.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (август 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Должностным лицом ФАС России отмечается, что возможность получения дополнительных разъяснений и их оценки как "обоснованных", с учетом указанных положений Документации, полностью зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку право Заказчика запрашивать дополнительные разъяснения порядка ценообразования и обоснованности снижения предложения более чем на 15% от среднеарифметической цены всех поданных участниками предложений, принимать решения об отклонении заявки участника при отсутствии обоснованных разъяснений может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса и создает преимущества отдельным участникам закупки при осуществлении запроса дополнительных разъяснений порядка ценообразования.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Должностным лицом ФАС России отмечается, что возможность получения дополнительных разъяснений и их оценки как "обоснованных", с учетом указанных положений Документации, полностью зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку право Заказчика запрашивать дополнительные разъяснения порядка ценообразования и обоснованности снижения предложения более чем на 15% от среднеарифметической цены всех поданных участниками предложений, принимать решения об отклонении заявки участника при отсутствии обоснованных разъяснений может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса и создает преимущества отдельным участникам закупки при осуществлении запроса дополнительных разъяснений порядка ценообразования.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)<47> "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со ст. 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)<47> "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со ст. 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Готовое решение: Как предоставить преференции участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При установлении преимущества участникам закупок, которыми могут быть только СМП и СОНКО, полагаем, что заказчик обязан отказаться от заключения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, если выяснится, что победитель закупки не относится к данным лицам. Основанием для отказа в этом случае является несоответствие участника требованиям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, поскольку в этом случае ограничение на участие в закупке лиц, не относящихся к СМП и СОНКО, установлено на основании ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)При установлении преимущества участникам закупок, которыми могут быть только СМП и СОНКО, полагаем, что заказчик обязан отказаться от заключения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, если выяснится, что победитель закупки не относится к данным лицам. Основанием для отказа в этом случае является несоответствие участника требованиям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, поскольку в этом случае ограничение на участие в закупке лиц, не относящихся к СМП и СОНКО, установлено на основании ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Применение "защитных мер" при заключении, исполнении и изменении контракта
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Ключевой вопрос при применении ст. 28, 29 Закона N 44-ФЗ заключается в том, действительно ли победитель является лицом, указанным в ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 29 Закона N 44-ФЗ. Сам по себе факт декларирования участником закупки своего соответствия требованиям ст. 28 или 29 Закона N 44-ФЗ не порождает у заказчика безусловной обязанности предоставить преимущество, ведь участник закупки может заблуждаться относительно своего статуса. А заказчик в силу принципа профессионализма, закрепленного в ст. 9 Закона N 44-ФЗ, не может себе такого позволить.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Ключевой вопрос при применении ст. 28, 29 Закона N 44-ФЗ заключается в том, действительно ли победитель является лицом, указанным в ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 29 Закона N 44-ФЗ. Сам по себе факт декларирования участником закупки своего соответствия требованиям ст. 28 или 29 Закона N 44-ФЗ не порождает у заказчика безусловной обязанности предоставить преимущество, ведь участник закупки может заблуждаться относительно своего статуса. А заказчик в силу принципа профессионализма, закрепленного в ст. 9 Закона N 44-ФЗ, не может себе такого позволить.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (июль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Из Жалобы Заявителя следует, что указанный порядок оценки предоставляет необоснованное преимущество участникам закупки, представившим в подтверждение наличия опыта договоры, заключенные с Заказчиком, поскольку с учетом вышеуказанных положений Документации Заказчик принимает к оценке по подкритериям "Опыт участника 1", "Опыт участника 2" Критерия N 2 опыт работы, оплаченный путем зачета исключительно в отношении договоров, заключенных с Заказчиком или его дочерними обществами, при этом договоры с иными заказчиками учитываются при оценке заявок исключительно при представлении документов, подтверждающих оплату по таким договорам.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Из Жалобы Заявителя следует, что указанный порядок оценки предоставляет необоснованное преимущество участникам закупки, представившим в подтверждение наличия опыта договоры, заключенные с Заказчиком, поскольку с учетом вышеуказанных положений Документации Заказчик принимает к оценке по подкритериям "Опыт участника 1", "Опыт участника 2" Критерия N 2 опыт работы, оплаченный путем зачета исключительно в отношении договоров, заключенных с Заказчиком или его дочерними обществами, при этом договоры с иными заказчиками учитываются при оценке заявок исключительно при представлении документов, подтверждающих оплату по таким договорам.
Готовое решение: Какие преференции предоставляются участникам закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Применяются ли преференции товарам (работам, услугам), происходящим из России или других стран ЕАЭС, преимущества СМСП и самозанятым, если участником закупки выступает филиал (представительство) иностранной организации, работающий в России (аккредитованный филиал)
(КонсультантПлюс, 2025)Применяются ли преференции товарам (работам, услугам), происходящим из России или других стран ЕАЭС, преимущества СМСП и самозанятым, если участником закупки выступает филиал (представительство) иностранной организации, работающий в России (аккредитованный филиал)
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли устанавливать предельные значения детализирующих показателей при проведении конкурса по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не доказано, что установление таких предельных значений ограничивает количество участников и создает преимущества участникам закупки, имеющим большой опыт выполнения работ.
Можно ли устанавливать предельные значения детализирующих показателей при проведении конкурса по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не доказано, что установление таких предельных значений ограничивает количество участников и создает преимущества участникам закупки, имеющим большой опыт выполнения работ.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Имеются на сегодняшний день и примеры привлечения к уголовной ответственности по статье 286 УК РФ представителей заказчика или организатора торгов за совершение действий, направленных на создание преимущественных условий конкретному участнику закупки (запрет на совершение таких действий закреплен в пункте 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Имеются на сегодняшний день и примеры привлечения к уголовной ответственности по статье 286 УК РФ представителей заказчика или организатора торгов за совершение действий, направленных на создание преимущественных условий конкретному участнику закупки (запрет на совершение таких действий закреплен в пункте 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (август 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В связи с чем антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу, что неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установления спорного показателя критерия, которым сужается сфера принимаемого к оценке опыта исключительно сферой трудоустройства и занятости населения, привели к фактическому ограничению конкуренции в рамках проводимого Конкурса путем предоставления преимуществ конкретному участнику закупки и устранению иных участников, которые имеют успешный опыт выполнения работ по развитию, модернизации, доработке информационных систем в иных сферах государственного управления.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В связи с чем антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу, что неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установления спорного показателя критерия, которым сужается сфера принимаемого к оценке опыта исключительно сферой трудоустройства и занятости населения, привели к фактическому ограничению конкуренции в рамках проводимого Конкурса путем предоставления преимуществ конкретному участнику закупки и устранению иных участников, которые имеют успешный опыт выполнения работ по развитию, модернизации, доработке информационных систем в иных сферах государственного управления.